Как арабская весна изменила кинематограф

Но, тем не менее, тунисским кинематографистам удалось развить свою индустрию, внедряя новые жанры, технологии и идеи. Двумя яркими примерами изобретений и инноваций, происходящих в кинематографе страны, являются «Дахра» Абдельхамида Бучнака (2018 г.) и «Тламесс» Алы Эддина Слима (2019 г.). «Дахра» – это первый фильм ужасов в стране, который положил начало новой волне жанрового кинопроизводства в стране, где используются ужасные образы для критики господства религии, демонстрируя новые средства выражения для кинематографистов, чтобы обойти цензуру. Между тем, используя весьма своеобразную форму сюрреализма, Тламесс затрагивает милитаризм, приписывает гендерные роли и экзистенциальную тоску, давая арабскому кинематографу первую сцену фронтальной обнаженной натуры.

В других местах, в Йемене, Ливии и Сирии, основное внимание кинопроизводства уделялось изображению ухудшающихся условий в этих странах, как это прослеживается в различных документальных фильмах режиссеров, ныне живущих в изгнании, таких как «Поля свободы» лондонского ливийского режиссера Назихи Ареби (2018); Проживающий в Копенгагене сирийский режиссер Ферас Файяд «Пещера» (2019); Сирийский коллега Ваад Аль-Катеаб, со-режиссер «За Сама», документирующий ее выход из истерзанной войной родины; и «Йемен: Тихая война» из Лос-Анджелеса Суфиана Абулохома (2018).

Будущее арабского кино

Спустя десятилетие революционная энергия Арабской весны все еще проявляется в жизни и на большом экране. Народные восстания в Алжире и Ливане в 2019 и 2020 годах породили картины, нарративы которых похожи на сюжеты из ранних фильмов об арабской весне – от красочного портрета алжирской революционной молодежи Нарджеса А. (2020) Карима Айноуза до нескольких ливанских проектов в трубопровод, который теперь может быть списан после взрыва в Бейруте прошлым летом, подорвал надежды протестующих на счастливый конец.

Между тем в Судане через девять лет после начала первой волны «арабской весны» произошла революция, которая также привела к подъему кино в стране. Однако, когда суданские кинематографисты размышляют о событиях, из их фильмов становится ясно, что они извлекли ценный урок: революции могут потерпеть неудачу в любой момент и что путь к демократии долог и труден. Два документальных фильма 2019 года отражают суть страны, находящейся на пороге перемен, но ставят под сомнение реальную возможность масштабного институционального пересмотра. В фильме Сухаиба Гасмельбари «Говоря о деревьях» группа опытных кинематографистов пытается возродить старый кинотеатр за пределами Хартума, но сталкивается с жесткой бюрократией, которая, как ожидается, не исчезнет в ближайшем будущем. С теми же репрессивными правилами действует группа спортсменок, стремящихся собрать первую в стране женскую футбольную команду в Хартумском офсайде Марвы Зейн, что подчеркивает, что преобладающий патриархат страны будет продолжать бросать вызов реформистским усилиям.

Что до первоначальных восстаний? Наследие и последствия «арабской весны» по-прежнему преследуют кинотеатры региона, но полного отчета о том, что произошло в 2010 году и в последующие годы, еще предстоит. Самые популярные хиты о восстаниях – «Площадь» Джехана Нуджаима (2013) из Египта; упомянутые выше Красавица и Собаки из Туниса; бесчисленные сирийские документальные фильмы – предлагают простые, удобоваримые повествования, ориентированные в основном на западную аудиторию, не знакомую с нюансами и сложностями региона и его истории. А поскольку почти все независимые арабские фильмы полагаются на европейский капитал для финансирования, постановки обычно формируются в соответствии с ожиданиями Запада от арабского мира и в конечном итоге оцениваются западными критиками, практически не знающими о регионе.

Подъем суданского кино и выдающаяся эволюция тунисских фильмов обеспечат сохранение духа арабской весны на большом экране. С другой стороны, реальная история подъема и падения арабских восстаний все еще ждет своего рассказа.

Любите кино и телевидение? Присоединиться BBC Culture Film and TV Club в Facebook, сообществе киноманов со всего мира.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-нибудь еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на наш Facebook страницу или напишите нам на Twitter.

И если тебе понравилась эта история, Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.comпод названием The Essential List. Специально подобранная подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, которые доставляются вам на почту каждую пятницу.

.

Leave a Comment