Home » Преподобный Джеймс Лоусон, лидер движения за гражданские права, умер в возрасте 95 лет

Преподобный Джеймс Лоусон, лидер движения за гражданские права, умер в возрасте 95 лет

Умер Джеймс М. Лоусон-младший, методистский священник, который стал учителем движения за гражданские права, обучая сотни молодых протестующих ненасильственной тактике, которая превратила сидячие забастовки в закусочной в Нэшвилле в модель борьбы с расовым неравенством в 1960-х годах. Ему было 95.

Лоусон, который на протяжении десятилетий работал пастором, организатором рабочего движения и профессором университета, умер в воскресенье от остановки сердца по пути в больницу Лос-Анджелеса, сообщил газете Washington Post его сын Дж. Моррис Лоусон III.

Нанятый преподобным Мартином Лютером Кингом-младшим, Лоусон организовывал и вел еженедельные семинары по ненасильственным действиям в Нэшвилле и других горячих точках движения. На семинарах прошли обучение многие будущие лидеры Студенческого координационного комитета ненасильственных действий, в том числе Представитель Джон Льюис.

«Я действительно чувствовал… что он был послан Богом», — однажды написал Льюис о Лоусоне. «В его манерах было что-то мистическое, что-то святое, такое собранное… Этот человек был прирожденным учителем в прямом смысле этого слова».

Названный Кингом «ведущим теоретиком ненасилия», Лоусон изучал философию Ганди в Индии, прежде чем присоединиться к борьбе на Юге. Он проводил семинары по всему региону и стал бродячим специалистом по устранению неполадок на Конференции христианских лидеров Юга.

В 1968 году он пригласил Кинга выступить перед бастующими работниками санитарной службы в Мемфисе, где харизматичный проповедник, предчувствовавший свою смерть, был убит.

Лоусон работал с различными группами по защите гражданских прав на Юге до 1974 года, когда он переехал в Лос-Анджелес стать пастором Объединенной методистской церкви Холмана. Он руководил церковью 25 лет. Он вышел на пенсию в 1999 году, но остался активистом за мир и социальную справедливость.

Мэр Лос-Анджелеса Карен Басс в своем заявлении в понедельник заявила: «Жизнь и наследие преподобного Джеймса Лоусона-младшего отражаются в продолжающемся движении за продвижение социальной и экономической справедливости в Лос-Анджелесе и за его пределами. Он посвятил свою жизнь равенству и справедливости и помог подготовить поколение национальных лидеров. … Эти учения изменили ход истории.

«Здесь, в Лос-Анджелесе, преподобный Лоусон обучал многих активистов и организаторов и помог сформировать движение за гражданские права и рабочее движение на местном уровне, так же, как и на национальном уровне. … Преподобный Лоусон также был для меня бесценным наставником — я продолжал обращаться к нему за советом на протяжении всей своей работы в качестве организатора, активиста и выборного должностного лица. Он был рядом со мной, поскольку я знаю, что он был рядом с бесчисленным количеством гражданских и религиозных лидеров здесь, в Лос-Анджелесе, которые руководствовались и находились под влиянием его учения».

Джеймс М. Лоусон-младший, сын гордого чернокожего проповедника, не всегда практиковал ненасилие. Будучи мальчиком в Огайо в 1930-х годах, он ударил белого ребенка за то, что тот выкрикнул в его адрес расовые оскорбления.

К счастью для Лоусона, никаких последствий не было — пока он не вернулся домой.

«Джимми», сказала его мать, когда он рассказал ей, что он сделал, «какая польза от этого? Должен быть лучший способ».

Занятая на кухне, она не взглянула на него, когда делала выговор, но ее слова нашли отклик. Позже Лоусон вспоминал, что его мир «просто остановился». «И где-то в глубине души я услышал, как говорю: «Я найду лучший способ».

Read more:  Майкл Коэн заявил суду Нью-Йорка, что лгал в защиту Дональда Трампа

Его поиски привели его в Индию, где он изучал идеи Мохандаса К. Ганди о ненасильственном сопротивлении. Вернувшись в Соединенные Штаты, он применил то, чему научился, в движении за гражданские права, соединив принципы Ганди с библейскими взглядами и став тем, кого преподобный Мартин Лютер Кинг-младший назвал «ведущим теоретиком ненасилия» той эпохи.

Лоусон был ключевой фигурой в некоторых из наиболее важных кампаний движения, включая сидячие забастовки у закусочной в Нэшвилле, первую «Поездку за свободу» и битвы за социальную справедливость, которые он вел в качестве пастора Объединенной методистской церкви Холмана в Лос-Анджелесе.

Бойкот автобусов в Монтгомери, начатый Кингом в 1955 году, доказал силу ненасильственного протеста. Но именно Лоусон дал дисциплинированные инструкции молодым протестующим, которые вывели движение за гражданские права на следующий этап. Он научил их не только высоким принципам пассивного сопротивления, но и фундаментальным тактикам, в том числе тому, как противостоять насмешкам и физическим нападениям, не нарушать законы о праздношатании, «даже как одеваться» для сидячей забастовки, как писал историк Тейлор Бранч, что означало « чулки и туфли на каблуках для женщин, пальто и галстуки для парней».

Его семинары по ненасилию воспитали многих лидеров, которые продвигали движение в 1960-е годы, включая Льюиса, который был одним из организаторов Студенческого координационного комитета ненасильственных действий.

«Я не мог бы найти лучшего учителя, чем Джим Лоусон», — писал Льюис в своих мемуарах 1999 года. «Найти прощение нетрудно. И это, как учил нас Джим Лоусон, составляет суть ненасильственного образа жизни».

Лоусон родился 22 сентября 1928 года в Юнионтауне, штат Пенсильвания, и вырос в Массиллоне, штат Огайо, в семье швеи, родившейся на Ямайке, и странствующего методистского священника, который паковал оружие, когда путешествовал по Югу. Его отец «считал, что я должен бороться, чтобы защитить себя», вспоминал Лоусон, шестой из девяти детей, в интервью Национальному общественному радио в 2000 году.

Он учился в средней школе в 1940-х годах, когда устроил свою первую сидячую забастовку, нападая на ресторан Massillon, который отказывался обслуживать чернокожих. Хозяин обслужил его, но сказал, чтобы он никогда не возвращался.

После школы он поступил в колледж Болдуина-Уоллеса, методистский колледж в Берее, штат Огайо, и присоединился к пацифистскому «Содружеству примирения». Когда его призвали на военную службу во время Корейской войны, он отказался от призыва и был отправлен в тюрьму на 14 месяцев.

В 1953 году Лоусон присоединился к методистской миссии в Индии и посвятил себя изучению Гандианского ненасилия. В конце 1955 года он все еще был в Индии, когда прочитал в газете статью о бойкоте автобусов в Монтгомери. «Я рассматривал это как ответ на молитву», — сказал Лоусон в интервью Times в 1984 году о протесте, который возглавил Кинг. «Моей реакцией было начать кричать от радости».

Он вернулся в США в 1956 году и поступил в Высшую школу теологии Оберлин-колледжа, где встретил Кинга в 1957 году. Кинг, приехавший в Оберлин выступить, призвал Лоусона присоединиться к движению.

В 1958 году Лоусон переехал в Нэшвилл и поступил на программу богословия Университета Вандербильта. Он также присоединился к Совету христианских лидеров Нэшвилла и начал проводить семинары по ненасилию.

Read more:  Цена «в хорошем месте» перед боем за титул чемпиона мира

Лоусон в значительной степени полагался на ролевые игры и часто просил студентов насмехаться над другими расовыми оскорблениями, чтобы помочь им научиться сдержанности. Он показал студентам, как проводить организованную сидячую забастовку, посменно заполняя места за обеденным столом. Он также показал им, как свести к минимуму травмы, поддерживая зрительный контакт с нападавшими и используя свои тела, чтобы распределять удары, которые обязательно последуют.

В ноябре 1959 года ученики Лоусона устроили три сидячие тренировки. «Мы просто сделали это тихо», — сказал он The Times в 2014 году, без освещения в прессе. «Мы назвали их частью нашего процесса открытия».

Он прервал период обучения после того, как студенты в Гринсборо, Северная Каролина, привлекли внимание национальных средств массовой информации серией импровизированных сидячих забастовок, которые начались 1 февраля 1960 года. сильные, привлеченные из Университета Фиск и других местных колледжей, бросились в бой, заняв три обеденные стойки в центре Нэшвилла. В течение следующих трех месяцев нападениям подверглись и другие учреждения, в том числе автовокзалы и крупные универмаги.

«Было ясно, что у нас очень дисциплинированное движение… основной энергией которого являются студенты», — сказал Лоусон.

Когда 81 студент подвергся нападению со стороны группы белых и впоследствии был арестован, Лоусона исключили из Вандербильта. Преподаватели ушли в отставку в знак протеста, что вызвало заголовки газет по всей стране.

Поворотный момент наступил, когда был взорван дом адвоката заключенных в тюрьму протестующих, что спровоцировало массовый марш к мэрии Нэшвилла и бойкот предприятий, принадлежащих белым. В мае 1960 года, через три недели после того, как мэр обратился к белым гражданам с призывом положить конец дискриминации, закусочные в Нэшвилле начали обслуживать чернокожих, и сидячие забастовки вскоре распространились на десятки других южных городов.

Лоусон считал, что сидячие забастовки более эффективны, чем судебные иски, которые он раскритиковал в своей речи в Университете Шоу в Северной Каролине в 1960 году как «традиционные, половинчатые усилия среднего класса» по борьбе с серьезной социальной несправедливостью.

Давний активист Джулиан Бонд В «Голосе свободы», устной истории движения, вспоминается, что Лоусон звучал «как плохой младший брат, подталкивающий Кинга делать больше, быть более воинственным» и имел «гораздо более амбициозное представление о том, на что способно ненасилие».

На следующий день после выступления Лоусона был основан Студенческий координационный комитет ненасильственных действий на основе заявления о целях, составленного Лоусоном. Первоначально возглавляемый Мэрион Барри, будущим мэром Вашингтона, SNCC помогал проводить крупные кампании за гражданские права, включая проекты регистрации избирателей и «Поездки свободы» 1961 года.

Когда первая «Поездка свободы» была сорвана из-за насилия толпы, небольшая группа студентов из Нэшвилла, обученных Лоусоном, совершила опасную поездку на автобусе из Монтгомери, штат Алабама, в Джексон, штат Миссисипи. Лоусон сопровождал их и был арестован вместе с другими «Наездниками свободы» в Миссисипи после некоторые протестующие вошли в туалеты только для белых на терминале Джексона. По настоянию Лоусона они отказались от освобождения под залог, что побудило сотни других студентов присоединиться к кампании против сегрегации в поездках между штатами.

Read more:  Бывшие стойкие сторонники Трампа теперь планируют подать заявку на его свержение

В 1962 году Лоусон стал пастором Centenary United Methodist Church в Мемфисе. Он уехал в Лос-Анджелес в 1974 году, когда его наняли возглавить Объединенную методистскую церковь Холмана.

В течение следующих 25 лет, вплоть до выхода на пенсию в 1999 году, он оставался видным активистом. Он был сопредседателем Gathering, группы из 200 священнослужителей Южного Лос-Анджелеса, протестовавших против расстрела полицией Лос-Анджелеса Юла Лав в 1979 году и возглавил лос-анджелесское отделение Конференции христианских лидеров Юга. Его несколько раз арестовывали на акциях протеста, в том числе на митинге против военной помощи США Сальвадору в конце 1980-х годов. В 2000 году он рискнул предстать перед церковью за благословение лесбийской свадьбы.

После смерти Льюиса в 2020 году Лоусон в возрасте 91 года отдал дань памяти конгрессмену вместе с тремя бывшими президентами США на поминальной службе в баптистской церкви Эбенезер в Атланте. В красноречивой хвалебной речи, дополненной стихами Чеслава Милоша и Лэнгстона Хьюза, он призвал американцев «практиковать политику преамбулы Конституции» как «единственный способ» почтить жизнь Льюиса.

Он сказал, что не сожалеет о роковом приглашении, которое он направил Кингу, чтобы выступить перед бастующими работниками санитарных служб в Мемфисе в 1968 году. Кинг был убит там через день после произнесения своей знаменитой речи «На вершине горы», в которой он говорил о своей мечте о равенстве и добавил: «Может быть, я не доберусь туда с тобой».

«Мартин ожидал своей смерти», — сказал Лоусон The Times в 2004 году. «Я не знаю, ожидал ли он ее конкретно в тот день, но он знал еще со времен Монтгомери, что его могут сбить… в любой момент».

Задаваясь вопросом, какой человек мог совершить такое преступление, Лоусон начал навещать в тюрьме осужденного убийцу Джеймса Эрла Рэя. Он, как и члены семьи Кинг, пришел к выводу, что Рэй невиновен, и безуспешно настаивал на новом судебном процессе. Когда Рэй решил жениться на художнике-рисовщике, который освещал его обвинение, он попросил Лоусон провести тюремную церемонию.

«Я не просто сомневался в его виновности; оно вышло далеко за рамки этого», — сказал Лоусон историку Джону Эгертону много лет спустя. «Я знала, что если бы Мартин был жив и находился в моем положении, он бы женился на них, даже если бы знал, что Рэй виновен. Как сказал мне один из моих сыновей: «Если ты веришь всему тому, что проповедуешь, ты это сделаешь».

— Он был прав, конечно.

У Лоусона остались жена Дороти Вуд и двое сыновей, Дж. Моррис Лоусон III и Джон Лоусон; брат Филипп; и трое внуков. Его сын К. Сет Лоусон умер в 2019 году.

Ву — бывший штатный обозреватель Times.

2024-06-11 00:44:27


1718075628
#Преподобный #Джеймс #Лоусон #лидер #движения #за #гражданские #права #умер #возрасте #лет

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.