Тим Райс: «Эвита была безумной идеей» | Тим Райс

Тим Райс предчувствовал, что Оскар был в сумке. В конце концов, он и Элтон Джон были ответственны за три из пяти номинаций в категории лучшей песни. Но, выходя на сцену в ту ночь в 1995 году, после победы в «Сможете ли вы почувствовать любовь сегодня вечером» из «Короля льва», высокий, немного неуклюжий английский автор текстов понятия не имел, что он собирался сказать. Он вздохнул и решил, по прихоти, поблагодарить своего героя детства, Денис Комптон. Никто из голливудских зрителей не слышал о разностороннем игроке в крикет Англии и Миддлсекса, и его слова были встречены ошеломленным молчанием.

Райс смеется над воспоминаниями и хрипло произносит американскую речь, рассказывая о сцене за кулисами, когда толпились репортеры. «В каких фильмах снимался этот парень Комптон?» «О, я сказал, он был на последнем испытании». «Но какую роль он сыграл?» «Ну, он играл Дениса Комптона – и, честно говоря, я думал, что он очень хорошо передал этот персонаж».

Он хихикает, все еще плутоватый в свои 76 лет и всегда рассказчик. Но тогда Райс рассказывает истории в своих лучших проявлениях. Они ключ к его ремеслу. «Хорошая история всегда вызывает хорошие слова», – говорит он. И за последние шесть десятилетий Райс написала несколько очень хороших слов для самых громких имен в музыке, от Фредди Меркьюри до Мадонны. Однако упомяните его имя, и люди, вероятно, будут думать о нем как о части дуэта рядом с – или даже затмеваемой – Эндрю Ллойд Уэббер. Тем не менее, как автор текстов, Райс получила три Оскара, на два больше, чем Ллойд Уэббер.

Почувствуйте любовь… с Элтоном Джоном на церемонии вручения «Оскара» в 1995 году. Фотография: Дэн Грошонг / AFP / Getty Images

Почему он больше не национальное достояние? «Мне действительно не нравится, когда люди говорят, что все замечательно», – говорит Райс, когда я предполагаю, что он может быть слишком, ну, скромным для человека, имеющего три награды Академии. «Я не хочу полностью подавлять себя, потому что есть пугающая возможность, что люди согласятся». Он что-нибудь скажет? «Я думаю, что неплохо разбираюсь в своем материале, отчасти потому, что в большинстве случаев он мой только наполовину».

Он разговаривает со мной из своего загородного дома площадью шесть акров недалеко от Хенли-он-Темз в Оксфордшире, зеленом уголке, куда он переехал три года назад. На улице тускнеет дневной свет, и его собака нетерпеливо хочет прогуляться. Райс провел весь день, систематизируя все песни, которые он когда-либо писал – наводил порядок в своем доме, «на случай, если на следующей неделе меня сбьет автобус». Он был поражен тем, сколько человек никогда не снималось в фильмах и сериалах: всего 145. По его словам, большинство из них довольно средние, особенно первые. «Это заставило меня понять, насколько шоу помогает песне».

Не более того, чем мюзикл-хит Evita. «Безумная» идея, по его словам, пришла ему в голову после того, как он услышал радиопередачу о Еве Перон, очаровательной жене Хуана Перона, президента Аргентины с 1973 по 74 год. В шоу он все бросил и прыгнул в самолет в Буэнос. Айрес, чтобы провести небольшое исследование. «Лучшее, что я написал, – это когда у меня есть персонажи, и я знаю, в какой ситуации они находятся – и думаю:« Что бы я сказал в этой ситуации? »»

Именно так и появилась «Don’t Cry For Me Argentina», возможно, самая известная его песня. «Если бы Эндрю дал мне мелодию и сказал:« Давайте сделаем эту песню для кого-нибудь хитом », я бы написал довольно среднюю лирику. Но поскольку это было показано в шоу – с этой дамой, одетой до нитки, говорящей со своими избирателями из рабочего класса, людьми, которых она якобы представляет, – я смогла написать другую лирику, которая действительно сработала ».

«Мне и в голову не приходило, что пойти на мюзикл - это то, что мне понравится»… экранизация Эвиты с Мадонной в главной роли.
«Мне и в голову не приходило, что пойти на мюзикл – это то, что мне понравится»… экранизация Эвиты с Мадонной в главной роли. Фотография: Коллекция Moviestore / Рекс

Мощный лирический результат – «Правда в том, что я никогда не покидал тебя / Все мои безумные дни / Мое безумное существование / Я сдержал свое обещание / Не держись на расстоянии»”- занял первое место в Великобритании. Но она была написана не для того, чтобы стать хитом, говорит Райс, она была написана как политическая речь, которую Ева произнесла к людям у окна. «Я старомоден», – отвечает он, когда его спрашивают, как он придумал слова. «Мне нравится идеальная рифма. Мне не нравится время и мое, или девушка и мир ».

Так было не всегда. Ребенком, выросшим в Бакингемшире, Райс не интересовалась рифмованными куплетами, тем более мюзиклами. Он хотел быть рок-звездой. После окончания школы-интерната он изучал право, потому что чувствовал, что этого хотят его родители, но он ненавидел это. «Я трижды провалил экзамены», – говорит он, добавляя, что никогда раньше даже не был на шоу, только панто. «Мне и в голову не приходило, что пойти на мюзикл – это то, что мне понравится».

По его словам, его жизнь изменилась в тот день, когда он встретил 17-летнего парня по имени Эндрю Ллойд Уэббер. Он вспоминает это как вчера: это был апрель 1965 года, в доме семьи Ллойда Уэббера, в квартире в Южном Кенсингтоне, Лондон. «Эндрю тратил деньги на такие вещи, как грузинские фужеры, картины и классические пластинки, что для меня было необычно».

Посмотрите песню из спектакля “Джозеф и удивительный разноцветный плащ снов”

Их свел вместе агент, потому что Ллойд Уэббер искал кого-нибудь, чтобы выразить словами его мелодии. «Я влетела и соответствовала требованиям, – говорит Райс. «Наши различия помогли нам. Кроме того, мне помогло мое сравнительное незнание музыкального театра, потому что я не был так озабочен тем, что ты «должен» делать ». Отсюда, возможно, их первая совместная работа, «Джозеф и удивительный разноцветный плащ снов», изначально написанная как шоу для школьного хора в Лондоне с участием имитатора Элвиса, которого Райс играла в первой постановке.

«Мы написали что-то забавное, – говорит Райс, – с красивым длинным списком цветов. Вы можете понять, почему детям это понравилось ». На самом деле, это большое число, «Пальто Джозефа», было написано не полностью Райс. «Я закончил это красными, желтыми, зелеными и коричневыми». Но потом ребята добавили еще 20 собственных цветов. «Это просто сработало – и теперь это одна из самых популярных песен в шоу. Люди хвастаются тем, что умеют произносить все цвета ». Песня даже была увековечена в эпизоде ​​«Симпсоны».

Мюзикл преподал Райс ценный урок. «Сделайте свое первое шоу забавным», – говорит он. «Приберегите тревогу на потом». Для первого Уэст-Энд постановка Джозефа, чтобы открыть, событие стало возможным только благодаря успеху следующего библейского сотрудничества дуэта, Иисус Христос суперзвезда, китч, яркая рок-опера о последней неделе жизни Христа. Это катапультировало двоих в большое время.

«Он опередил свое время»… фильм 1973 года об Иисусе Христе - суперзвезде.
«Он опередил свое время»… фильм 1973 года об Иисусе Христе – суперзвезде. Фотография: Allstar / Universal Pictures

В этом году исполняется 50 лет со дня открытия шоу. Чтобы отметить это, переиздается оригинальный двойной альбом с интервью, отрывками, фотографиями и новой книгой. Если позволит Covid, мюзикл тоже поедет на гастроли. Райс очень хочет получить оригинальный состав, то есть тех, кто еще жив.

«Он опередил свое время», – говорит он. «Я не думаю, что кто-то ставил тяжелую рок-группу и оркестр на Бродвей в то же время.” Первоначально он был написан как студийный альбом, и, как ни странно, Райс сочувственно высказалась Иуде Искариоту и царю Ироду. Запись была даже запрещена – кратко – BBC за кощунство. «Никто по радио его не включил», – вспоминает он.

Но в Америке он оказался лучше, достигнув № 1 в 1971 году, после чего последовало открытие Бродвея. «Когда мы приехали в Нью-Йорк, с нами обращались как с Led Zeppelin. Это было потрясающе, это было странно ». Он снова переключается на свой американский акцент: «У нас впереди 24 интервью, ребята. Мы собираемся провести большую презентацию на Пятой авеню. Потом мы поедем в Лос-Анджелес, Торонто и Чикаго ».

Несмотря на огромный успех, в 80-е Райс и Ллойд Уэббер расстались. В то время как композитор был полон решимости делать больше мюзиклов, Райс тянуло к нетрадиционным. Он работал с Бенни и Бьёрном из Abba над мюзиклом «Шахматы» о соперничестве двух гроссмейстеров, одного американца, другого русского. Позже приехал в Голливуд, работая с Элтон Джон и композитор Алан Менкен, сочиняющий песни для диснеевских фильмов «Король Лев» и «Аладдин».

Элтон был «освежающим изменением», потому что он настоял на том, чтобы тексты писались раньше музыки. «Сначала я был напуган. Я спросил Элтона, есть ли у него что-нибудь … что-нибудь – Я мог бы использовать. Но он сказал нет, он сначала хотел слова. Именно так поступал Элтон ». Он делает паузу. «В конце концов, я думаю, это помогло мне».

Из многих людей, с которыми он сотрудничал, Райс питает слабость к Фредди Меркьюри. Они собрались вместе благодаря оригинальной Эвите, Элейн Пейдж, которая сделала альбом каверов Queen. «Фредди это понравилось», – говорит Райс. «И благодаря этому я узнал его. И совершенно неожиданно он пригласил меня написать пару песен для его альбома «Барселона» с Монсеррат Кабалье ».

«Он выпустил все на сцену»… Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье.
«Он выпустил все на сцену»… Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье. Фотография: FG / Bauer-Griffin / Getty Images

Он увидел другую сторону яркого фронтмена Queen, который умер в 1991 году. «Я видел, как Фредди чаще молчал, чем приходил в ярость. У него был очень спокойный голос. Он выпустил все на сцену. Думаю, мы могли бы вместе что-нибудь сделать в театре или даже в опере, если бы Фредди был жив. Это было так трагично ».

У Райса определенно нет недостатка в воспоминаниях, и в наши дни, возможно, из-за Ковида, он, кажется, очень хочет свести концы с концами. «Стареть – это немного затруднительно», – говорит он. Отчасти поэтому он записывал свои мысли в еженедельном подкасте Get Onto My Cloud – идею, которую предложил друг-игрок в крикет. По его словам, это своего рода аудио-автобиография, способ исправить некоторые вещи. «Я понятия не имею, слушают ли люди, – говорит он, – но мне это нравится».

Есть ли кто-нибудь, с кем он хотел бы работать? «На самом деле никого нет. Я писал с некоторыми из лучших. Я вполне доволен своей судьбой ». Но у него есть одна идея в рукаве. Райс считает, что из своих 145 неиспользованных песен он мог бы взять 15 лучших и превратить их в шоу. «Я получил счет», – говорит он. «Мне просто нужна история».

Приложение Get Onto My Cloud доступно в Broadway Podcast Network и все основные платформы. Двойной альбом Jesus Christ Superstar будет переиздан на Пасху.

Leave a Comment