Томас Даугирдас: Кому какое дело до России

Само событие потрясло не меньше, чем кадры, которые доходят до нас из зоны боевых действий. Но зло, каким бы радикальным оно ни было, ищет способы объяснить и оправдать себя. Оно возникает из-за беспокойства людей и реакции на беды. Кроме того, он опирается на десятилетия понимания людьми или нациями того, кто они есть. Это находит отражение и в пропаганде современной России.

Война заставляет задуматься о том, что волнует Россию. Мы не делали этого по крайней мере с момента вступления в НАТО и ЕС. Мы рады, что можем жить так, что, учитывая постоянную угрозу, исходящую от России, нам все равно, на чем она основывается и на чем аргументирует. Мы смотрели на это так же, как жители Запада времен холодной войны смотрели на советскую пропаганду — как на ложь, прикрывающую реальность. Но ложью является и то, что они применяются к тому или иному сознанию читателя или слушателя.

Мы не настолько наивны, чтобы думать, будто россияне верят в достоверность официальной информации о реальности. Мы сами жили в поле советской пропаганды и знаем, что люди склонны приспосабливаться к распространяемой ими информации, если им неинтересно подвергать ее сомнению в кругу друзей или на публике. Можно предположить, что русский гомо (пост) советский чувствует себя неспособным изменить существующую политическую систему, разочарован ею и поэтому испытывает беспомощность. Этому также способствуют жесткие санкции и преследования за распространение альтернативных версий продолжающейся войны. Какой смысл преподавать неофициальные знания о войне на публике, если это ничего не меняет и навредит вам. Таких, наверное, немало. Интерес к альтернативным источникам знаний может только сделать человека, испытывающего беспомощность, еще более отчаянным.

Берутся намеки на язык Эзопа, с намеками на другие игры, которые могут понять только те, кто видит смысл в использовании альтернативных источников информации и имеет некоторое образование. Например, один из официально издаваемых новостных порталов Фонтанка.ру заголовки соответствуют содержанию статей, но в то же время можно передать определенный посыл о реальности: «Куда пойти 5-8 марта: выставка об эмоциях, Марди Гра, Касабланке и пророчествах Арендт. ” Шифрование, если таковое имеется, и дешифрование, если оно оправдано, могут обеспечить некоторую терапию для обеих сторон в контексте предполагаемой беспомощности, даже поощряя существование непубличного самосознательного сообщества. Однако это не меняет представления общественности о том, что происходит в Украине, и не дает никаких оснований для перемен в самой России. Эзоповы практики в России имеют десятилетия, если не столетия традиции, и могут продолжаться более века.

Россия усвоила этот урок, и пока нет никаких шансов, что элитные разногласия по поводу отношения к развитию страны станут достоянием общественности.

Нетрудно понять, почему миллионы в России не выходят на улицы миллионами, даже если бы мы хотели, чтобы было иначе. В Советском Союзе русские вышли на улицы в 1980-е годы, когда реформы Михаила Горбачева раскололи элиты и проложили путь к общественным разногласиям. Россия усвоила этот урок, и пока нет никаких шансов, что элитные разногласия по поводу отношения к развитию страны станут достоянием общественности.

See also  Согласие и выбор файлов cookie NPR

Насколько сложнее понять пропагандистскую логику войны на Украине. Его, даже если назвать другим именем, все равно нужно разъяснять населению, записывать в некий рассказ о русской нации, ее истории и современности. Еще до объявления войны Украине Путин 21 февр. выложил версию такой истории о российско-украинских отношениях. Его главный мотив в том, что один народ разделен нынешними амбициями политической элиты Украины.

Он подробно остановился на исторических ошибках, допущенных советскими руководителями, начиная с Ленина. Он критиковал административный федеративный принцип СССР, который поощрял усиление национальных (и националистических) элит, амбиции которых в конечном итоге привели к свержению Советского Союза. Это «бацилла националистических амбиций», которую советское руководство не искоренило в силу исторических обстоятельств и слабости воли. Путин также представил довольно распространенную классическую концепцию национализма: элиты якобы противостоят по национальному признаку, но народы наций братские, дружные и единые. Тем более, что эти разные народы и есть «жители исторической России».

Говоря о нынешних временах, он сказал: «С самого начала хочу подчеркнуть, что украинское руководство начало строить свою государственность, отрицая все, что нас объединяет». Он стремился исказить историческое самосознание и память миллионов людей, живущих в Украине на протяжении поколений. И цели корыстные, нагрузить богатства за счет украинского народа.

Речь Путина показала, что он очень серьезно относился к уничтожению бациллы национализма, оставшейся еще от Ленина, которой было позволено свободно распространяться без упоминания Горбачева, а затем ее захватили новые украинские элиты. Вообще говоря, это означает, что он готов смести националистические элиты и восстановить былое единство русского народа.

Спецоперация, как объявил Путин через три дня, должна была защитить только жителей Луганска и Донецка. Однако само ее честолюбие свидетельствует о том, что реальный обещанный вывод Украины из эксплуатации она, вероятно, должна была осуществить, уничтожив национализм и пропитанные им украинские элиты.

Сходные мотивы имевшей место раздробленности и необходимого единства среди прочих очевидны и для российских школьников 3 марта на уроке «Защитники мира», подготовленном Министерством просвещения. Девушка София спрашивает двух взрослых дядей, что происходит в Украине и почему. Урок содержит предсказуемые знания, дополненные эмоциональными образами и историями. Например, что спецоперация предназначена для защиты жителей Луганской и Донецкой республик, их жизни. В первую очередь – дети. Так что это в основном гуманистическая акция: «Мы никогда не прекращали попытки спасти этих людей». На Украине объявляется операция по прекращению войны на Луганско-Донецкой границе, и тогда Украина будет «вынуждена к миру». В уроке также говорится, что кадры из уничтоженных лжецов в украинских соцсетях и ракета от самих украинцев попала в жилой дом в Киеве. Русские не могли стрелять по этому дому, потому что это был приказ министра атаковать только военные объекты.

See also  Проводить Гран-при России было бы неправильно, считают Ферстаппен и Феттель

Гораздо интереснее рассказ о русской истории. Урок начинается с краткой вставки о далеком прошлом: «мы говорили на одном языке, одна наша история и обычаи», «славянские племена до середины прошлого века назывались русскими народами», «одинаковые праздники празднуем и читаем детям те же сказки», «мы всегда были членами одной семьи с вековой историей». Позже говорится, что враги хотят ослабить Россию, пытаясь ее внутренне разделить («Как нам победить в битве против ядерной державы? — В прямом бою — никак»). Затем под влиянием внешних сил зла началось сопротивление Украины: «преступники военного времени провозглашаются героями», где запрещается говорить по-русски, уничтожаются русские школы. Украина сама, финансируемая Западом, начала войну против луганчан и дончан.

Послание урока не является пропагандистским, последовательным и логичным. Остается непонятным, почему украинцы должны обстреливать свои дома в Киеве ракетами во время операции в Луганской и Донецкой областях. Детям рекомендуется полагаться на официальные источники информации по любым вопросам, которые у них могут возникнуть. Но суть знаний та же, что и в речи Путина. Украинцы представлены как часть русской нации, которой силы зла сумели противостоять в результате «государственного переворота».

Сегодняшняя Россия не думает о таких нациях, как Ленин и тем более Сталин.

Сегодняшняя Россия не думает о таких нациях, как Ленин и тем более Сталин. Сталин прекрасно осознавал разрушительную силу национализма. Россия не думает о категориях суверенных политических государств, подобных советским лидерам. После войны в Литве появилось большое количество пропагандистских текстов, доказывающих, что советская Литва была более суверенной и независимой, чем буржуазия. Леонид Брежнев после ввода армии в Чехословакию в 1968г. пытался всячески извратить и перевернуть идею суверенитета, чтобы обосновать, что такой шаг не отрицает и суверенитета государства.

See also  ЕКА перенесло запуск ExoMars 2022 на этот год после приостановки сотрудничества с Россией Роскосмос

Правда, в своей речи почти по советскому идеологическому учебнику Путин намекает на «истинный суверенитет», которого украинские элиты лишили народ, но на более сложные повороты не вступает. Когда Украина рассматривается как территория, населенная людьми, связанными с Россией, объявлять ей войну нелогично, так как это будет означать объявление войны самому себе. Выступление Путина показывает, что он мыслит прежде всего категориями единства и слабости (или силы).

Какая часть населения и элиты России думает так же? Он считается значительным, потому что гораздо веселее чувствовать себя сильным и сплоченным, чем слабым и разрозненным. Истории о защищенном величии, силе и единстве нации могут прикрыть немало реального житейского зла и преступлений. Как сказала на уроке девочка София, не нужно беспокоиться о санкциях, когда жизнь защищена.

Война на Украине показала, что зло и его радикальные проявления сложно предсказать. Зло может принимать формы, которые разум и разум не хотят признавать, пока они не проявятся. Мы можем оценить, что означает свобода. И эта свобода хороша. Даже если мы будем роптать на ту или иную беду нашего государства, переживем угрозы ему, мы не захотим жить в том, что сейчас есть Россия, какой бы силой она ни заявляла. Даже если мы ропщем на всякие ценности и неценности, мы чувствуем усталость от этого, единство, которое волнует Россию, может быть только ужасающим. Даже если мы выражаемся эмоционально, необходимым и ненужным образом, мы критикуем правительство и бюрократов (нашу элиту) и хотим лучшего понимания, беспомощность россиян перед лицом действий элиты шокирует. Ценность свободы — пока что один из первых уроков этой войны для нас.

Этот текст был опубликован в журнале Naujasis Židinys-Aidai. номер 2.

Leave a comment

Your email address will not be published.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.