Несколько лет назад музыкант-нунгар Клинт Брэкнелл услышал один из самых запоминающихся хуков.
Он работал над своей докторской диссертацией, когда наткнулся на эту песню на жужжащей кассете старой записи, сделанной в Эсперансе на южном побережье Вашингтона.
Он снова всплыл в архивной записи, сделанной в 1970 году в городке Норсман на Голдфилдс, в 200 километрах к северу от Эсперанса.
А затем он нашел его еще раз, в письменной записи, сделанной в 1913 году в отдаленном поселении на обширной равнине Налларбор — в 900 километрах от него.
Этот рукописный документ, в котором записано 30 куплетов песни, был сделан в Eucla антропологом-самоучкой Дейзи Бейтс.
Когда-то «почетный защитник аборигенов» и постоянный белый спаситель, Бейтс сегодня печально известен среди аборигенов распространением мифа о благородном дикаре, кастах, основанных на квантах крови и расовой сегрегации.
Когда она не разглаживала подушку расы, которая, как она полагала, умирала, Бейтс удалось зафиксировать первое письменное свидетельство существования ванджи-ванджи — ту самую песню со стилистическими и региональными вариациями, которую Клинт услышал на пленке из Эсперанса.
Вирус в кустовой радиосети
В Eucla Бейтс стала свидетельницей оперного исполнения всей церемонии ванджи-ванджи, разворачивающейся в нескольких действиях с выходами на бис, а позже описала ритуал в письмах и витиевато в одной из своих газетных колонок, опубликованных в 1915 году.
«Это длилось около двух недель, и ежедневно было три представления, в 4 утра, 14:00 и около 8 вечера… Ни те, кто приносил танец, ни те, кто его смотрел, не могли интерпретировать слова или действия», — написала она несколько определенно.
Одним из информаторов Бейтса в Eucla был почтенный старик лет 70-ти, чья память была потрясена продуманной постановкой этого продолжительного спектакля.
Дедушка вспомнил ванджи-ванджи из юности – провел за 2000 километров в центральной Австралии, буквально в тени Улуру.
«Старый тандурири из хребтов Масгрейв и Эверард, который был слишком стар, чтобы принимать в нем участие, внезапно вспомнил, что был свидетелем некоторых сцен в молодости», — написала Бейтс в своих заметках диким курсивом.
Свидетельство старика свидетельствует о том, что песня исполнялась в Улуру, возможно, еще в 1840-х годах — до того, как белый человек увидел монолит в географическом центре континента.
Песня детективов
Заинтригованный, Клинт Брэкнелл начал отправлять электронные письма своим профессиональным коллегам, работающим в этой области, в том числе лингвисту и музыкальному исследователю Мифани Терпин, которая работала в общинах к северу от Алис-Спрингс, чтобы спросить, слышали ли они что-нибудь об этой загадочной путешествии.
На какое-то время воцарилось радиомолчание.
Несколько лет спустя Myf записала эту песню в Калкаринги, недалеко от того места, где в 1966 году Гуринджи ушли со станции Уэйв-Хилл в споре о заработной плате и условиях — противостояние, которое не только активизировало движение за права земли, но и вдохновило еще одна народная песня, From Little Things, Big Things Grow Пола Келли и Кева Кармоди..
Миф помнит, как слышал ее в 2015 году, когда ее пел покойный Ронни Уэйвхилл, старший традиционный владелец гуринджи, хранитель знаний и рассказчик, в низко надвинутой шляпе скотовода.
Он выучил корробори, то есть неограниченную общественную песню, восьмилетним мальчиком, когда жил на станции Инвервей, в 130 километрах к юго-западу от Калкаринги.
Год спустя, расшифровывая песню, она поняла, что эти слова созвучны с предыдущим электронным письмом Клинта.
«Это действительно был тот случай, когда мы поняли, что проводили это исследование независимо друг от друга. И потребовалось несколько лет, прежде чем мы поняли, что на самом деле смотрим на одну и ту же песню», — говорит Миф, доцент Сиднейской консерватории музыки.
Вскоре и Клинт, и Миф были захвачены отдаленным эхом этого вирусного хита и загадкой того, как он распространился и почему именно его стали так широко петь, не говоря уже о том, откуда он взялся и его буквальное значение.
По мере того, как их исследование разворачивалось в устных исторических интервью, проведенных в полевых условиях, они обнаружили, что это было распространено более чем на половине континента — с заразительным ритмом и запоминающейся лирикой, почти полностью неизменными.
Песню передавали — так же, как товар, такой как охра или высоко ценимый местный табак, питури, — в основном пешком и обменивали на кремни или копья из твердых пород дерева или подавали в качестве народных песен.
Народная песня аборигенов
Как жанр народные песни определяются как песни, передаваемые устно, как правило, неизвестным композитором, которые выражают общее или общее чувство идентичности и исполняются в соответствии с обычаями определенной группы.
В культурах коренных народов здесь, в Австралии, исполнение традиционных песен регулируется строгим протоколом.
Песни могут быть ограничены определенными членами клановой группы в зависимости от статуса и пола.
Хотя у него был культурный контекст, определяющий, когда его можно петь, связанные танцевальные движения и театральную постановку, подобную той, с которой Бейтс столкнулся в Юкле, ванжи-ванджи свободно пели и исполняли как мужчины, так и женщины, где бы он ни путешествовал.
Таким образом, у ванджи-ванджи «нет начальника» — он ничем не ограничен.
«Он — песня для всех. Никакого босса, никто в этом не виноват, не то что Слим Дасти — ее поет один человек», — говорит человек из нгарла Чарли Коппин, который поделился своими воспоминаниями о ванджи-ванджи в интервью в Порт-Хедленде.
La Bamba буша, Despacito пустыни
Неясно, на каком именно языке была написана лирика песни. Тем не менее, кажется, что он принадлежит к обширному региону Западной пустыни, принадлежащему к семье языков коренных народов, известной как пама-нюнган.
Лингвистическое происхождение песни — лишь одна из загадок ванджи-ванджи, которые Клинт и Майф разгадывают, когда они совместно ведут серию из пяти частей «Песня без босса». произведено для ABC RN Awaye! и транслироваться в течение месяца Ausmusic.
Чтобы усложнить ситуацию, существуют также песенные языки, состоящие из слов или звуков, которые всегда произносятся только музыкально — нелексические вокабли, если использовать жаргон, например, «об-ла-ди, об-ла-да» группы «Битлз». или припев Литтл Ричарда «wop bop loo bop a wop bam boom».
Ванджи-ванджи так и не было полностью переведено, и его буквальное значение никогда не было полностью задокументировано, но, возможно, дело не в этом.
Точно так же, как говорящий на одном языке английский мог бы подпевать La Bamba или Despacito, Ça Plane Pour Moi или 99 Luftballons, исполнителям wanji-wanji не имело значения, о чем песня — просто петь ее было приятно.
«Глядя на это исключительно с точки зрения анализа поп-музыки, мы видим этот приторный вокальный ритм в начале этих длинных нот», — говорит Клинт, который в настоящее время является профессором языков коренных народов в Университете Квинсленда.
«И затем, после этого фрагмента, у нас есть эта более стаккато, ритмичная вещь… это не гул, это не монотонно. Есть что-то интересное, что всегда вызывает у вас интерес с каждым повторением этого куплета».
Сила музыки пробуждать память
Когда они проигрывали архивные записи более чем 100 людям, у которых взяли интервью для сериала, от Бидьяданги на побережье Кимберли до Порт-Огасты, Клинт и Миф обнаружили, что ванжи-ванджи иногда вызывали глубокие эмоциональные реакции.
«Я видел, как радость и ностальгия отражались на их лицах, когда они это слышали», — говорит Миф.
«Я чувствую, что музыка может изменить то, что кто-то чувствует. И это не просто размышления о прошлом, это похоже на то, что прошлое возвращается через музыку».
Для меня определенные песни вызывают воспоминания и небуквальные ассоциации, как это делают определенные высокие ноты, например, одеколон старого любовника — и Миф отмечает, что в некоторых языках коренных народов слово для обозначения запаха и мелодии одно и то же.
Иногда также присутствовал оттенок грусти, когда старейшины, с которыми мы разговаривали, многие из которых с тех пор скончались, сидели со своими воспоминаниями.
“Это случалось довольно часто – обычно после тех радостных воспоминаний, [there was] размышление и интеллектуализация: «Почему мои внуки… почему у них не было этого опыта? Что пошло не так? Что мы можем сделать, чтобы это изменить?»
Будущее песни
Задокументировав его траекторию во времени и пространстве для «Песни без босса», Клинт и Миф возлагают большие надежды на сохранение и будущее Ванджи-Ванджи.
«Я помню, как старейшины, с которыми я работал, очень хотели, чтобы ее исполнили, и все они хотели собраться вместе, чтобы ее спеть», — говорит Миф. «У меня, наверное, слезы текут по моему лицу, когда я вижу группу молодых людей, поющих ее.
«Если бы что-то подобное произошло, это было бы потрясающе».
Клинт соглашается.
«Я думаю, что эта песня — окно в такую возможность. Мы можем построить все культурные центры, какие захотим. Но если у нас нет таких вещей… тогда, возможно, такие культурные центры будут казаться пустыми и пустыми.
«Для меня речь идет о наполнении пространств снаружи, внутри — повсюду — этой радостью и чувством связи».
Слушайте песню без босса Подкаст ABC RN об искусстве и культуре коренных народов Awaye! через приложение ABC listen в течение всего месяца Ausmusic.