До конца этой недели Мэдисон, Чикаго и Атланта окажутся в глубоком колодце музыки, созданной Соной Джобартех и ее группой. В понедельник вечером, в первый день весны, публика Миннеаполиса в The Dakota приветствовала Джобарте из ее дома в Гамбии на первом концерте ее тура по Северной Америке 2023 года.
Новаторский виртуозный исполнитель на коре из семьи гриотов, в которую входят дедушка Амаду Бансанг Джобартех и двоюродный брат Тумани Диабате, Сона Джобартех стоит с ними плечом к плечу.
Шоу во вторник сразу же указало на мастерство и взаимозависимость группы, поскольку они серьезно и причудливо играли друг с другом. Подобно бормотанию скворцов, хотя мы не знали, в какую сторону они повернутся, они всегда делали это в унисон, каким бы резким ни был подъем.
Второй номер, Jarabi, из ее альбома Fasiya намекнул на уровень вовлеченности, которого она надеялась добиться от публики. Она уговорила нас петь короткую фразу «Ви-о, Джараби» снова и снова, что мы и сделали. Джобартех сказал нам, что сегодняшний вечер «задает тон на следующие два месяца, никакого давления!»
Вслед за Jarabi мы услышали Mamamuso, тоже из ее первого альбома. Мамамусо – это дань уважения ее покойной бабушке Кумунаа, которая поощряла ее изучать и изучать кору, несмотря на 700-летний прецедент обучения от отца сыну и игры на инструменте.
В перерывах между песнями Джобартех предлагал нам обучение игре на инструментах, на которых играли гриоты: калебасе, на которой играл участник группы Мамаду Сарр из Сенегала; 21-струнная кора, которую играет Сона; и хотя на сцене не присутствует «дедушка их всех», балафон. Во всех трех этих инструментах в качестве резонатора используется тыква или тыква.
Последний альбом Джобарте, Badinyaa Kumoo, производство которого длилось семь лет, был представлен четвертым номером шоу, Nna Kangwo. Одетый в облегающий костюм, состоящий из двух частей, синего этюда с узорчатыми кругами, расположенными рядом друг с другом, Джобартех исполнил эту пьесу, предварив ее рассказом о включении в запись альбома гитариста на губной гармошке.
Джобартех объяснила, что после того, как она закончила песню и прослушала ее, она почувствовала, что чего-то не хватает. В своем стремлении найти недостающий элемент она определила, что это губная гармошка. — Гармошка? Она насмешливо сказала, но продолжила: «Я не сомневаюсь в вдохновении, я просто доверяю ему и следую ему».
Когда ее пальцы перебирают струны, они двигаются с безумной скоростью, как будто она печатает слова, когда играет и выбирает. «Цель музыки — общаться, — сказала она, — музыка — это язык нашей жизни».
Джобарте много говорит во время своего двухчасового шоу, и они сыграли всего восемь песен, но ее произнесенные слова имеют такой вес, а музыка, не броские слуховые черви, а непревзойденные произведения, исполнена с благоговением и глубиной. Мой сосед по сиденью сказал, что вечер пролетел как вспышка молнии, и в нем была та же сила.
В шоу участвовала Гамбия, номер, который сейчас популярен в социальных сетях. «В Гамбии у нас другая версия времени, она называется «Завтра», — сказала она, вызвав смех. Однако песня, написанная по случаю Нового года, посвящена независимости, которая «не была достигнута на всех уровнях на моем континенте», — сказала она.
В конце шоу Джобарте призвал зрителей выйти на сцену. Шериф Кейта, профессор Карлтонского колледжа, был источником вдохновения и даже непреднамеренным вкладчиком в ее музыку, когда она назвала свой альбом Fasiya в честь одной из его книг. Она спела песню единства, которая питает ее самую большую надежду, единство африканского континента, несмотря на то, что каждая культура сохраняет свои традиции, культуру и ценности.
В беседе с акустическим гитаристом Эриком Аппапулеем после выступления он подтвердил умение Джобарте объединять аудиторию и людей. «Она начинает медленно и строит, чтобы включить всех», — сказал он.
О Сьюзен Бадиг
Сьюзан живет в Миннеаполисе и отвечает за общие задания Мшале, уделяя особое внимание развлечениям. Помимо репортажа, она также писатель, поэт, педагог и тренер.