Home » Картирование ландшафта творческих индустрий: культурные инициативы Казахстана, кочевничество в Центральной Азии, международная практика

Картирование ландшафта творческих индустрий: культурные инициативы Казахстана, кочевничество в Центральной Азии, международная практика

АСТАНА – Есть три постулата развития креативных индустрий – высокий уровень образования, господдержка и свобода слова, – сказала Ирина Харитонова, эксперт по исследованиям культурных и креативных индустрий в Центральной Азии, Содружестве Независимых Государств (СНГ). и Европа. В интервью газете «Астана Таймс» она объяснила, почему Казахстан становится точкой притяжения для творцов, обратилась к номадизму в современной интерпретации и рассмотрела международную практику укрепления креативной экономики.

Ернар Курмашев, Тимур Бекмамбетов, Ирина Харитонова, Эрнист Уметалиев и Олжас Баймагамбетов после панельной сессии Digital Bridge, посвященной влиянию искусственного интеллекта (ИИ) на креативные индустрии. Фото предоставлено: Харитонова.

В прошлом году Казахстан ввел понятия творческой деятельности и творческих индустрий, внеся изменения в Закон о культуре и Предпринимательский кодекс. Креативная индустрия теперь считается частью частного бизнес-сектора страны, требующей государственной поддержки. Президент Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к нации также посвящен внимание развитию креативной индустрии, поручив правительству создать все условия для ее процветания.

Последние события в творческих индустриях Казахстана

В июне Министерство туризма и спорта Казахстана (бывшее Министерство культуры и спорта Казахстана) представило список из 43 творческих направлений, включая кино, анимацию, современное искусство, ювелирные изделия, информационные технологии и разработку игр, телевизионные программы, фотографию, архитектуру и мода, музыка и культурное наследие.

Харитонова и Инна Апенко, основательница модного бренда Global Nomads в Казахстане. Фото предоставлено: Харитонова.

Казахстан реализует свою культурную политику в рамках концепции развития креативных индустрий на 2021-2025 годы, которая была принята для создания рабочих мест в сфере технологического и венчурного предпринимательства с ориентацией на молодое поколение.

В 2000-е годы Харитонова выпустила свою первую коллекцию платьев, посвященных казахской культуре. Одежда была изготовлена ​​из переработанного пластика. Фото: Алексей Баранов.

В этом году национальная компания «Kazakh Tourism» и Алматинский университет менеджмента (AlmaU) запустили первую магистерскую программу по управлению креативными индустриями.

«Казахстану необходимо воспитывать профессионалов для комплексного развития креативных индустрий страны. Ключевая идея креативной экономики — монетизировать таланты, превратить творческие единицы в коммерческие сообщества», — сказала Харитонова.

По ее мнению, это также повысит инвестиционную привлекательность. «Инвесторы будут более мотивированы поддерживать творческие проекты в Казахстане», – отметила она.

В настоящее время Казахстан строит свой первый Музей искусств в Алматы на углу двух главных магистралей города – Аль-Фараби и Назарбаева. Он представит казахстанцам искусство мирового уровня и продемонстрирует работы профессионалов искусства страны.

Read more:  Саудовская Аравия придерживается долгосрочной политики в Юго-Восточной Азии

Строительство музея финансируется Фондом Нурлана Смагулова при поддержке лондонского архитектурного бюро Chapman Taylor и глобальной консалтинговой практики в области культуры Lord Culture Resources. Его открытие запланировано на осень следующего года.

Салехе Бембери и юрта New Balance 574. Фото предоставлено: nicekicks.com.

«У нас много общественных культурных объектов, включая театры, библиотеки, музеи. Было бы здорово время от времени превращать эти пространства в креативные площадки для генерации актуального культурного контента и вовлечения публики», — сказала Харитонова.

«Государство должно обеспечить, чтобы арт-пространства были не временными, а постоянными и содержались вместе с создателями. Для авторов живое общение имеет решающее значение. многие совместные идеи возникают в реальных арт-пространствах», — добавила она.

Отечественное ИТ-сообщество растет не только в Астане и Алматы, но и в Караганде, казахском городе шахтёры. Проект Террикон-Вэлли, инициатором которого выступили жители города, предоставляет пространство для развития технологических стартапов, сотрудничества, образовательных тренингов и творческих мероприятий. ИТ-центр был превратился в быстро расширяющуюся сетевую платформу для создателей цифровых технологий. В ближайшие пять лет компания планирует привлечь 10 000 специалистов.

«У каждого города должна быть точка притяжения — главная особенность его творческого кластера. Раньше Terricon Valley объединяла только ИТ-специалистов. Сейчас, с развитием цифрового искусства, художники гораздо активнее занимаются цифровой деятельностью и принимают участие в соответствующих проектах», — сказала она.

В первый день недавно прошедшего в Астане форума Digital Bridge 12 октября состоялась панельная сессия. собрал экспертов, чтобы рассмотреть влияние искусственного интеллекта (ИИ) на творческие индустрии. обсуждения модератором выступила Харитонова, продемонстрировала необходимость комплексного развития отрасли в условиях продолжающейся цифровизации и глобализации.

Кочевничество нового времени

В сентябре Казахстан впервые принял участие в Ярмарке современного стамбульского искусства в Турции. Кочевничество стало ключевой темой выставочного стенда страны. В условиях глобализации термин «кочевничество» популяризируется не только в сфере туризма, но и в современном искусстве. Люди в Средней Азии исторически вели кочевой образ жизни.

Pop-up магазин Louis Vuitton в швейцарском городе Санкт-Мориц. Фото предоставлено: us.fashionnetwork.com.

«Кочевничество – это наш уникальный код, который дает неограниченные возможности для творчества и привлекает интерес других стран. Это интересная тема для международного арт-сообщества. Когда я начал исследовать истоки кочевничества, я понял, что кочевники действительно заботятся об экологии планеты. У них было дружелюбное отношение к людям и большое уважение к окружающей среде», — сказала она.

Read more:  Первая речь короля Карла III Императорская корона и светский обряд - Corriere.it

Харитонова подчеркнула, что казахские степи исторически представляли собой безграничный простор для творчества.

«Даже сейчас казахстанские артисты не боятся поднимать политически и социально значимые тенденции в музыке, искусстве, кино или дизайне. Их идеи всегда находят отклик у более широкой аудитории», — сказала она.

Говоря о популяризации кочевничества, Харитонова поделилась двумя уникальными случаями из зарубежной модной индустрии.

В 2021 году дизайнер обуви из США Салехе Бембери объединился с известной американской обувной компанией New Balance и разработал новую модель — Yurt 574. Ее особенность заключается в написанном на кроссовках слове «юрта». , который символизирует круглые шатры, традиционно использовавшиеся в качестве жилища кочевниками Средней Азии. Бембери наиболее известен своим сотрудничеством в области роскошной уличной одежды с модными брендами Moncler, Crocs, Yeezy и Versace.

«На кроссовках необычный свисток. Рекламная компания, ставшая впоследствии столь популярной, снимала на заднем плане нашу кочевническую юрту», ​​— отметила Харитонова.

В декабре 2022 года Louis Vuitton запустил к зимнему сезону pop-up магазин в форме юрты в швейцарском городе Санкт-Мориц. Французский дом роскошной моды использовал сочетание стекла и дерева для создания традиционной кочевой архитектуры с современными элементами. Украшения на потолке напоминают уык, верхнюю половину юрты, а оформление окон напоминает кереге, его складные стены.

Региональные и международные перспективы

Говоря о ходе развития творческих индустрий в соседних странах, Харитонова отметила, что Узбекистан оказывает большую поддержку ремеслам и современному искусству.

Проект будущего Музея искусств в Алматы. Фото предоставлено: almatymuseumofarts.org.

Она отметила, что произведения узбекских художников сейчас выставлены в Лувре.

В ноябре прошлого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и президент Франции Эммануэль Макрон открыли первую выставку из Центральной Азии под названием «Великолепие оазисов Узбекистана» в Лувре в Париже. Она включает около 180 произведений – рукописные картины, архитектурные следы и монументальные фрагменты из узбекских городов Самарканда и Бухары.

«При государственной поддержке творцы Кыргызской Республики выдвинули на законодательном уровне замечательную инициативу под названием «Парк креативных индустрий», – сказала Харитонова, обращаясь к последним событиям в стране.

Ирина Харитонова во время Алматинской творческой недели в 2022 году. Фото: Харитонова.

В парке действует специальный налоговый режим для юридических лиц из 20 креативных отраслей, которые получают 90% прибыли. Резидентам парка предоставлены возможности расширения по всему миру. Иностранные граждане также смогут в перспективе стать резидентами парка.

Read more:  В Индонезии семиметровая змея убила и съела бабушку

«Что касается России, то правительство выделяет большую грантовую программу на развитие креативной индустрии. В стране ежегодно проводится Российская творческая неделя. [referring to a professional festival gathering representatives of the country’s 16 creative industries]. Также существует специальный фонд для поддержки творческих идей. [Presidential Foundation for Cultural Initiatives],” она сказала.

В этом году Российская творческая неделя прошла в Республике Саха (Якутия) – крупнейшем субъекте России. «В Якутии хорошо развит творческий кластер. Они способствуют развитию не только креативных индустрий, но и креативной экономики посредством создания образовательных хабов», — сказала Харитонова.

Кроме того, сейчас в России рассматривается возможность принятия Закона о творческих индустриях. Ожидается увеличение доли креативных индустрий в экономике страны с 2% до 7%.

Размышляя о более широком международном опыте, Харитонова отметила, что ведущей страной по вкладу в валовой внутренний продукт (ВВП) креативной индустрии остается Великобритания. Она подчеркнула, что страна является родиной креативной экономики.

По данным Министерства культуры, СМИ и спорта Великобритании (DCMS), сектор креативных индустрий внес в экономику страны 109 миллиардов фунтов стерлингов (132 миллиарда долларов США) в 2021 году. В июне в пресс-релизе DCMS было объявлено о плане правительства по развитию креативной индустрии. промышленности на 50 миллиардов фунтов стерлингов (60 миллиардов долларов США) и поддержать еще миллион рабочих мест к 2030 году, выделив 77 миллионов фунтов стерлингов (93 миллиона долларов США) нового финансирования для этого сектора.

Великобритания также стремится поделиться своим опытом в творческой индустрии с Казахстаном. недавно запущенный творческий центр в Университете Де Монфор, получившем название DMUKreative Hub, является одним из примеров того, как он помогает Казахстану в этих усилиях.

«В Индонезии, например, есть Министерство туризма и креативной экономики. Это доказывает тесную связь туризма и творческой деятельности», — сказала Харитонова.

В 2019 году Министерство туризма Индонезии было объединено с Агентством креативной экономики страны для развития туристических направлений мирового уровня, проведения туристического маркетинга и содействия сотрудничеству между изобретателями и инвесторами.

«Когда туристы посещают новый город, самое первое, что они делают, — это осматривают достопримечательности. Они посещают самые популярные культурные места», — сказала она.

Эксперт подчеркнул, что связь между культурой, искусством и туризмом невероятно сильна и может принести неожиданные результаты.

Участие Казахстана в ведущих творческих мероприятиях за рубежом не только генерирует большой приток туристов, но и доказывает международный интерес к казахскому традиционализму.

2023-11-04 03:24:43


1699071885
#Картирование #ландшафта #творческих #индустрий #культурные #инициативы #Казахстана #кочевничество #Центральной #Азии #международная #практика

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.