1 января родился Вало Радев – один из знаковых режиссеров болгарского кино, создатель знаковых фильмов – «Осужденные души», «Персиковый вор», «Царь и генерал», «Адаптация», «Самая длинная ночь». “, “Черные ангелы”, снят оператором для “Табака” режиссера Николы Корабова.
Режиссер Вало Радев (Источник: Архив Dir.bg)
Кинематографист, сценарист и режиссер, чьи фильмы собирают в кинотеатрах миллионы зрителей, а Музей современного искусства в Нью-Йорке хранит его фильм «Персиковый вор» в «Золотом каталоге».
100-летие Вало Радева было отмечено вчера вечером, 9 января, в кинотеатре «Одеон» специальным показом киноверсии «Адаптации» в присутствии некоторых актеров фильма.
В мероприятии также приняли участие Милена Фучеджиева, ее дочь Радина Валова, внучка Вало Радева, Аня Пенчева и председатель постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и культурному многообразию столичного муниципалитета Малина Едрева, объявившая в тот же вечер что улица в Софии будет носить имя Вало Радева.
«В месяце, когда мы отмечали столетие со дня рождения выдающегося режиссера, кинематографиста и сценариста, по инициативе Милены Фучеджиевой вношу предложение назвать часть нашего города в его память. Инициатива поддерживается мэр Софии Йорданка Фандакова и Теодор Петков – мэр района Витоша, где находится улица”, – написал Едрева на своей официальной странице в Facebook.
Эли Скорчева поделилась со зрителями некоторыми подробностями своего решения согласиться на роль Вероники, тогда ее дебют.
«Я очень долго боролся за съемки этого фильма. Несколько месяцев. Вало Радев долго искал актрису на главную роль. Я не знал, о чем фильм.
Когда я спросил, мои коллеги из НАТФИЗ сказали мне: «А, какая-то партизанская история». Я тоже сдался. Это продолжалось много раз, пока, наконец, один из помощников Вало не принес сценарий в мою комнату. Меня звали на роль Росицы, но, прочитав сценарий, я сказала себе, что должна играть Веронику. Я сделал образцы, чтобы они выглядели как Вероника. Потом он позвал меня на второй и третий тест. Мой самый первый контакт с Вало Радевом был магическим. Когда ты общаешься с человеком, который является твоей вселенной, с которым у тебя одинаковые вкусы и общие идеи, это праздник. Для меня каждый день с этим мужчиной был праздником”
«Адаптация» — это фильм, безусловно, выходящий за рамки времени. Увиденное сегодня, оно может стать отправной точкой как для кинематографа, так и для исканий и проблем молодежи, независимо от того, живет ли она в социализме или в современности. Именно тревога, внутренняя боль и попытки разобраться в себе сегодня еще острее, поэтому Вало Радев не только в «Адаптации», но и во всех своих кинопроектах доказывает, что он универсальный и глобальный режиссер, превосходящий самого себя. время.
После показа в «Одеоне» все были в восторге, но мне удалось задать несколько вопросов Эли Скорчевой и Христо Тотеву.
Эли Скорчева и Антоний Генов в фильме Вало Радева «Адаптация» (1981) (Источник: архив Dir.bg)
Вот что рассказала актриса Эли Скорчева о съемках фильма и о своем волнении перед его повторным просмотром спустя почти 40 лет после его премьеры, особенно для Impressio.
– Как вы себя чувствуете после повторного просмотра фильма?
– Я считаю, что мы сделали очень хороший продукт, который, как ни странно, и сейчас звучит вполне современно. Ни по стилю, ни по теме, ни по актерской игре фильм не устарел. Эмоциональный заряд современный. Несовременно только то, что сегодня люди гораздо более отчуждены друг от друга. Они более невнимательны.
– Что вам запомнилось из съемочного процесса?
– Я помню каждую минуту. Теперь, глядя на это, я мог видеть, когда реплики были изменены, мы говорили одно, но дубляж говорил другое. Я вижу, каких эпизодов не хватает. Я помню весь текст наизусть. Я ничего не забыл. Я даже помню, какая была температура воздуха, как нам было холодно, как нам было жарко. Я все помню.
– Это ваша дебютная роль, вы волновались? Какой была атмосфера?
– Нисколько. Атмосфера была очень дружелюбной, творческой и коллегиальной. У меня никогда не было никаких переживаний — ни от камеры, ни от сцены. Нельзя не вспомнить свою первую работу, тем более с таким художником, как Вало Радев.
– Что это был за человек и как вы с ним работали?
– Мы были людьми, у которых был одинаковый вкус к кино. Вало Радев представляет совершенно новый стиль, новое актерское поведение, которое мы разблокировали. Отсюда и началась эта волна бунтарского кино. С Вало было замечательно работать. Действительно, для меня это большой плюс!
– Как бы вы описали его в нескольких словах?
– Воло был очень талантливым, умным, тонким, добрым, отзывчивым и с большим количеством стали в нем! Он умел постоять за себя очень мягко и деликатно.
Оператор Христо Тотев, работавший с Вало Радевым над такими фильмами, как «Адаптация» и «Осужденные души», также встал перед Impressio, чтобы рассказать о своей работе с Радевым.
«Работать с Вало было очень хорошо. С самого начала, с «Обреченными душами», мы хорошо ладили, работали вместе, так что, не разговаривая друг с другом, все получалось на экране. Мне очень понравился фильм. гениальный режиссер. Самое замечательное в работе с ним было то, что он говорил задолго до начала фильма. Он ставил тебя в такую ситуацию, что, когда мы были на съемочной площадке, нам не нужно было разговаривать. И ты видишь, что происходит .”
Христо Тотев также поделился, что его фильм выглядит очень современно и современно, если не считать того, что герои пьют виски Johnnie Walker и кока-колу.
“Реальная история уникальна. Это два друга, которые вместе оканчивают медицину, двое – психиатры. Один становится заведующим клиникой, другой становится врачом. Однако он реализует эту группу социальной адаптации, как вы понимаете, никто не одобряет. ,потому что это американский метод.Группу расформировывают,и он уходит из клиники,едет в Карлуково.А тем временем психиатры раз в два года проводят съезды,и в Западной Германии есть такой съезд.Он просит своего друга направить его в этот Конгресс, он идет и посылает письмо “И здесь люди нуждаются во мне”. Из Западной Германии он уехал в Америку и стал известным психоаналитиком. В 1994 году он приехал в Болгарию и был встречен с большими почестями. Он умер в 1996 году. Это реальный случай, и его зовут доктор Каменов».