Home » «Великое искусство» индийского художника С. Х. Разы, отмеченное в Центре Помпиду

«Великое искусство» индийского художника С. Х. Разы, отмеченное в Центре Помпиду

Как говорить о диалоге культур, когда целые цивилизации остаются забытыми в глобализированном пространстве современного творчества? Очень немногие знают имя Сайеда Хайдера Разы (1922-2016). И все же индийский художник признан одним из величайших художников современности, он был членом Парижской школы и десятилетиями жил во Франции. Наконец, Центр Помпиду в Париже посвящает ему первую крупную ретроспективу во Франции, на которой представлено около сотни работ, большинство из которых из индийских коллекций. Интервью с Катрин Давид, генеральным куратором музеев Франции и куратором выставки.

RFI : Раза, сын лесного отца, родился в 1922 году в Барбарии, посреди лесов центральной Индии, прежде чем обучаться живописи в Школе искусств JJ и поселиться в Бомбее, а затем в Париже. В чем для вас состоит особенность художника? ?

Раза — очень важный индийский современный художник. Он принадлежит к чрезвычайно путешествующему поколению. Он жил и работал более пятидесяти лет во Франции. Он вернулся в Индию в 2011 году. Эта выставка не первая выставка во Франции, но первая ретроспективная выставка в крупном музее. Что, тем не менее, ставит под вопрос наше отношение к неевроамериканским художникам, которые жили и работали в нашей прекрасной стране.

Известно, что Раза был членом Группа прогрессивных художников в Индии и Парижской школы во Франции. Он был первым иностранцем, получившим Prix de la Critique в Париже в 1956 году. Почему его считают одним из крупнейших художников 20-го века? ?

В Индии Раза определенно считается одним из великих мастеров современного искусства. А также во Франции и США. Достаточно посмотреть на состояние его работы на арт-рынках. Он чрезвычайно уважаемый художник, пользующийся большим спросом, и не только в Индии. За что ? Его идентифицируют как великого современного художника благодаря использованию абстракции, разработке чрезвычайно виртуозных и очень контрастных цветовых гамм, которые относятся к традиции использования цветов в Индии. Таким образом, он относительно легко совершает сделки между евро-американским миром и миром индейцев. Для европейцев он художник, который использует узнаваемые и узнаваемые формы, ценные, с диапазоном цветов, которые не совсем соответствуют парижской школе. А для индусов он художник тем более интересен и важен, что жил в Европе, общался с авангардом, пусть даже это был скорее конец Парижа как столицы авангарда.

Выставка начинается с фотографии 1947/48 года, на которой Раза, 25 лет, в своей мастерской в ​​Бомбее. Где он в это время в своем художественном процессе ?

Это очень красивое фото, сделанное в мастерской по изготовлению календарей. Он много работал над акварельными пейзажами, некоторые из них выставлены рядом с фотографией. Это акварельная практика, которую индийцы унаследовали от англичан, привнеся в нее штрихи, которые исходят от искусства миниатюры в Раджастхане с 17 по 19 века и других изобразительных практик. Родился в Мадхья-Прадеше. [un État indien qui était à l’époque une province de la colonie britannique des Indes, NDLR], для Разы культурная столица Бомбей является важным шагом. В начале своей жизни как художника он также работал над коммерческим производством акварелей, индийских пейзажей, созданных для блокнотов и календарей, которые распространялись и продавались промышленными компаниями.

Read more:  Рассел Брэнд: От наркомана до звезды комедии, часто оказывающейся в центре споров | Новости энтов и искусства

Он стал соучредителем Группы прогрессивных художников в 1947 году. Каковы были амбиции этой группы индийских художников, которые хотели найти новые формы художественного самовыражения после обретения Индией независимости? ?

В начале есть вот эти три художника, которых мы видим на фото : Макбул Фида Хусейн, Фрэнсис Ньютон Соуза и Сайед Хайдер Раза. После этого он очень быстро расширился. Были разные волны, которые объединяли других художников вокруг группы основателей. По словам Ранджита Хоскоте, очень известного индийского поэта и критика, Группа прогрессивных художников была скорее моментом, чем движением. То есть художники собираются вместе в определенное время, чтобы иметь другую видимость, по-другому представить свою работу. Но если посмотреть, то это очень разные работы. Мы никогда не спутаем Разу с Соузой или Хусейном. И это момент, который быстро ускользнет. Раза едет в Париж. Соза уезжает в Лондон, Хусейн остается в Индии и становится великим художником современной истории. После этого знаменитая группа прогрессивных художников перестала быть группой…

Что побудило его уехать в Париж в 1950 году? Это привлекательность парижской школы и художественного динамизма французской столицы или, скорее, привлекательность практики обнаженной натуры, которая была запрещена в Индии? ?

Этих причин было названо несколько. Во-первых, Раза получил стипендию на обучение в Париже. Это был вовсе не каприз, ведь мы видели его старания : выучил французский, получил стипендию… Приехал посмотреть, что делается в Париже, поступил в Школу изящных искусств, но не будучи студентом. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы провести там некоторое время. После этого он проведет семь лет в Париже, прежде чем вернуться в Индию. Как только у него появляется больше средств, он регулярно возвращается в Индию. Можно сказать, что он никогда не покидал Индию. Когда читаешь его реплики, в его голове кажется, что он живет столько же в Индии, сколько в Париже. В его блокнотах есть французский, английский и хинди. Очень редко бывает страница, на которой нет трех языков.

Его работы пересекаются очень глубоким черным цветом, который в индийской мысли часто называют «материнским цветом», и очень ярким красным. Это два ключевых цвета его работ? ?

Read more:  Как часто я должен получать чек? - Чикаго Трибьюн

Их несколько. В Индии необыкновенные цвета и столь же необычные цветовые сочетания. Но черный по-прежнему является очень важным элементом, связанным с определенными символами. Например, черный цвет знаменитого круга бинду, который вы видите на лбу женщины. Действительно, бывают случаи, когда красного больше, чем других. В первой части у вас больше работ, перекликающихся с Николя де Сталем, Бернаром Бюффе, имеют определенные цветовые гаммы. И с определенных моментов, когда он начинает заново открывать или рассматривать миниатюру, диапазоны меняются, вплоть до появления охры, апельсиновых деревьев… как, например, в великолепном Маа (Мать), очень красивая картина 1981 года, которая никогда не выставлялась с тех пор, как была куплена очень хорошей индийской коллекцией.

Земля и ночь — его любимые темы.

Раза прекрасно знает мифологию, великие индийские книги, а также тексты Корана, потому что нельзя забывать, что он родился в мусульманской семье и что вся его семья, кроме него, уехала в Пакистан во время раздела. Его также очень интересовали великие тексты христианства, неслучайно у нас есть вся эта серия церквей в начале выставки. Он очень хорошо разбирается в священных текстах. В этом тонкость, великое искусство. Он связывает это с целым процессом субъективации по отношению к своим эмоциям, к своему психическому состоянию. Это человек, у которого бывают моменты крайней экзальтации, моменты крайней меланхолии. Все это он сгущает в универсальные темы, такие как ночь, земля…

После пейзажей, церквей, фигуративной живописи как он пришел к абстракции, к мотиву бинду [« goutte », « point », « graine » en sanskrit] ?

Первые годы в Париже, еще есть отношение к определенным миниатюрам, к работе над телом, есть пейзажи, которые мало-помалу становятся абстрактными, но мы все еще видим дома, линии горизонта. Мы видим пейзаж, который деконструируется. После этого он полностью в очень красочной абстракции. Цвет так же важен, как и взрыв форм. И с определенного момента в середине 1970-х годов его работа была сосредоточена на медитации и упрощении. Он разработает некоторое количество работ из очень простых геометрических фигур и знаков: бинду, знак змеи. Он приходит к очень простым композициям, которые могут быть очень взволнованы цветом.

Многие работы на этой выставке происходят из музеев и коллекций Индии. Как принимают Разу в Индии ?

Доминанта происходит из индийских коллекций. Мы сделали все возможное, чтобы интегрировать в выставку несколько важных работ, которые со временем были приобретены французскими коллекциями, большая часть выставки происходит из индийских коллекций. Теперь даже периоды Парижской школы покупаются индийцами, которые скорее начали с периода «бинду» конца.

Read more:  Самая суровая биография Элизабет Тейлор: «Я сказала матери, что сожалею, но не стала бы колоть ей в ногу демерол»

Десять лет назад по случаю выставки Париж – Дели – Бомбей, Центр Помпиду говорил о преобразовании в «глобальный» музей. Вы были заместителем директора Национального музея современного искусства при Центре Помпиду и руководили отделом исследований и глобализации с 2014 по 2021 год. Индия, какое место она занимает сегодня в этом глобализированном музее Центра Помпиду? ?

На мой взгляд, современное индийское искусство до сих пор не ценится. Здесь я не говорю о своих коллегах или людях, которые давно поняли, что это одно из самых контрастных, самых сильных современных искусств. То, что большинство индийского искусства фигуративное, для меня не проблема, но для некоторых проблема. Вы просто должны иметь в виду, что когда вы видите человеческую форму на индийской картине, это может быть фигура, это может быть портрет человека, это может быть бог, и это поднимает чрезвычайно интересные вопросы. Есть много вещей, которые нужно переосмыслить. Начиная с того, что то, что он абстрактный, не означает, что он современнее, умнее, прогрессивнее и т. д.

Многие из великих современных произведений Индии находятся в Индии. Есть очень большие частные музеи, такие как Художественный музей Кирана Надара (KNMA) в Дели, который предоставил нам около двадцати работ. Одним из возможных вариантов будущего может быть то, что мы обмениваемся фрагментами, чтобы мы могли видеть работы в их контексте, их эволюцию, их сложность и т. д., а не работу-заложник, откуда мы не знаем, откуда она взялась. приходит и куда уходит… и что мы можем делать это в течение относительно длительных периодов времени. Так или иначе, очень большие выставки становятся все более и более сложными, учитывая стоимость страховки и транспортные проблемы. И цель состоит в том, чтобы как можно быстрее интегрировать индийское современное искусство в большой корпус современного искусства 20-го века, одним из основных элементов которого оно является.

С. Х. Раза (1922-2016)первая монографическая презентация творчества художника в Центре Помпиду-Париж до 15 мая.

► 3 апреля в 19:00 в Центре Помпиду состоится показ фильма: SH Раза: Сама СутьЛоран Брежеа. БЕСПЛАТНЫЙ ВХОД.

► Читать также: Индия: Кочинская художественная биеннале, уникальное пространство творческой свободы в Азии.

► Читать также: Париж Фото 2022: Бхарат Сикка исследует личность «индейца»

► Читать также: Субод Гупта: индийский художник между Дюшаном и Ай Вэйвэем

► Читать также: Париж-Дели-Бомбей, когда современное искусство играет роль посла

► Читать также: Атул Додия: Индия, Франция и писцы Тимбукту

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.