Home » Взгляд кинорежиссера Амоса Гитая на израильскую демократию

Взгляд кинорежиссера Амоса Гитая на израильскую демократию

Эта статья взята из специального репортажа о Афинский демократический форум совместно с The New York Times.


Амос Гитай был молодым студентом-архитектором в Израиле, когда страна подверглась внезапному нападению со стороны Сирии и Египта в Йом-Кипур в 1973 году. Будучи армейским резервистом, он явился на службу и был направлен в вертолетную миссию по спасению раненых.

Это был поступок, который полностью изменил его жизнь. Семь дней спустя, в день его 23-летия, вертолет, на борту которого находился г-н Гитай, был сбит ракетой; пилот был обезглавлен на его глазах. Г-н Гитаи получил травму и получил психологическую травму, которая не покидает его до сих пор.

Пятьдесят лет спустя кинорежиссер и художник заявил, что у него появился новый страх: судьба Израиля и его демократии из-за закона, принятого в июле правительством премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Закон, который ограничивает способность Верховного суда Израиля осуществлять судебный надзор за правительством, неделю за неделей вытягивал сотни тысяч израильтян на улицы в рамках массовых протестов.

Г-н Гитай, уже являвшийся яростным критиком г-на Нетаньяху, был одним из израильтян, разгневанных новым законом, который он и многие другие рассматривали как гигантский шаг к автократии.

«Это очень опасно и тревожно: это не незначительное событие», — сказал 72-летний г-н Гитай в недавнем телефонном интервью. Он описал ситуацию в Израиле — единственной парламентской демократии на Ближнем Востоке — как «экзистенциальный кризис», столь же острый, как тот, с которым столкнулась страна, когда она подверглась военному нападению пять десятилетий назад.

Он сказал, что г-н Нетаньяху, который обвиняется в коррупции«разбил последний инструмент, который может наложить санкции на исполнительную власть», и что он намеревался «разрушить всю структуру страны» — и все это для того, чтобы самому избежать тюремного заключения.

Г-н Гитаи будет участником дискуссии на Афинском форуме демократии, организованном на этой неделе совместно с The New York Times. Он также отмечает 50-летие войны Судного дня выставкой в ​​Тель-Авивском художественном музее: видео и фотографии, которые он сделал во время и после войны, а также рисунки эпизода с вертолетом, которые он создал вскоре после трагедии, но только обнародовано в этом году.

Read more:  Почему Салли Филд ненавидела смыкаться губами с Бертом Рейнольдсом на большом экране

«Я родился и чуть не погиб в один и тот же день и примерно в один и тот же час», — сказал г-н Гитаи. Из-за этого он всегда не хотел праздновать свой день рождения. Но не в этом году. Серьезность ситуации в Израиле, по его словам, делает важным «не забывать», чтобы израильские лидеры не втянули страну в новый военный конфликт.

Г-н Гитай родился в Израиле и является сыном интеллектуала и архитектора. Его мать, Эфратия Гитай, русская еврейка, была бесстрашна; в 19 ​​лет она отплыла из Палестины в Вену, где познакомилась с Зигмундом Фрейдом, психотерапевтом Альфредом Адлером и другими светилами, а также изучала социальную психологию, экономику и политику. Несколько лет спустя, во время поездки в Берлин, она услышала речь Гитлера на Александерплац и решила, что пора бежать из Европы.

Его отец, Мунио Вайнрауб, немецкий еврей, изучал архитектуру в Баухаусе в 1930-х годах. Он был одним из четырех учеников, жестоко избитых, когда нацисты закрыли школу. Вскоре после этого он переехал в Палестину и встретил свою жену в кинотеатре Хайфы.

Г-н Гитай сказал, что у его родителей было «видение более эгалитарного общества».

«Они научили меня умеренности», — сказал он. «Дома никогда и ни о ком не упоминалось расистское упоминание».

Его отец умер в 1970 году, когда г-ну Гитаю было 20 лет, и он проходил обязательную военную службу в Израиле. Поэтому, закончив службу, он продолжил ремесло своего отца, изучая архитектуру в течение девяти лет и получив докторскую степень в Калифорнийском университете в Беркли.

Но когда он вернулся в Израиль, он понял, что у него нет желания быть академиком. Он также не хотел проектировать здания. Поэтому вместо этого он снял фильм об этом здании: документальный фильм о каменном доме в Западном Иерусалиме, который был заброшен его владельцем, палестинским врачом, в 1948 году, а затем реквизирован израильским правительством и в котором проживала череда еврейских семей. В «Доме» были интервью с жильцами дома, а также с палестинскими резчиками по камню, которые были наняты для его строительства.

Read more:  Андре Азесу и его девушке придется заплатить штраф в размере 900 евро за то, что они отправились в двухнедельную поездку с сыном во время учебного года.

Фильм подвергся резкой критике со стороны израильских властей, которые оказали давление на г-на Гитая, чтобы тот удалил фрагменты, показывающие арабских рабочих. Ему пришлось выбирать, сдаться или бороться за свой фильм и сохранить его в целости. Он сделал последнее. А «Хаус», который по сути был метафорой израильско-палестинского конфликта, превратил его в кинорежиссера.

С этого момента он также стал борцом за мир.

«Если вы хотите выделить одну большую ошибку израильской политики, то это конфликт между Израилем и палестинцами», – сказал г-н Гитаи. Он сказал, что израильтяне могут заключить «все сделки, какие захотят» со странами Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия или Объединенные Арабские Эмираты, но «в конце концов они застрянут».

«Им следовало начать с палестинцев», — сказал он.

Г-н Гитай узнал и уважал Ицхака Рабина, который, будучи премьер-министром Израиля в 1970-х и снова в 1990-х годах, стремился к решению проблемы двух государств и был близок к достижению мирного соглашения с палестинцами посредством соглашений Осло. Но он был убит в Тель-Авиве в 1995 году ультранационалистом на митинге в поддержку соглашений.

Двадцать лет спустя г-н Гитай выпустил фильм об этом убийстве — «Рабин, последний день», который теперь считается еще одной важной вехой в карьере.

Фильм, сочетающий в себе документальную и воссозданную историю, призван продемонстрировать, что г-н Рабин был убит не только из-за своего статуса премьер-министра и мирного переговорщика, но и из-за подстрекательских посланий и ненавистнических высказываний, циркулировавших в то время.

«Его убийство было чрезвычайно жестоким моментом», — сказал г-н Гитай. «Рабин был одним из тех редких государственных деятелей, которые берут на себя труд разобраться с настоящим, чтобы построить что-то для будущего».

Read more:  Контактная группа по обороне Украины получила двухлетнюю годовщину новой помощи на миллиарды долларов > Министерство обороны США > Новости Министерства обороны

Большинство политиков, по его словам, «просто думают о немедленном вознаграждении» и «просматривают опросы общественного мнения утром, чтобы решить, что они будут делать во второй половине дня».

За свою карьеру г-н Гитаи снял более 60 фильмов, в том числе полнометражных, срежиссировав таких актрис, как Жанна Моро и Жюльет Бинош. Его искусство выставлялось в Израиле и за его пределами (его рисунки Киппурской войны в этом году были выставлены в Центре Помпиду в Париже). И ставил театральные постановки. Он также является автором и эссеистом.

Тем не менее, современная история и политика Израиля остаются в центре его внимания — особенно, по его мнению, необходимость мира между Израилем, палестинцами и его арабскими соседями.

Он вспомнил, как мальчиком завтракал за кухонным столом и заметил на полке два билета на поезд Хайфа-Бейрут. Бейрут – столица Ливана, одного из враждебных соседей Израиля.

Он сказал, что спросил свою мать: «Ты поехал во вражескую страну? Почему?”

«Ее ответ был очень простым», — сказал он. «Она сказала: «Это было возможно. И я думаю, что однажды это снова станет возможным».

2023-09-26 09:02:10


1695723924
#Взгляд #кинорежиссера #Амоса #Гитая #на #израильскую #демократию

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.