Home » Включение поэзии Сангама в репертуар Карнатика

Включение поэзии Сангама в репертуар Карнатика

Вокалист группы Carnatic Т.М. Кришна и тамильский писатель-учитель Перумал Муруган сотрудничают уже несколько лет. Вместе они попытались расширить горизонты музыкального мышления Карнатика — поэтическая попытка привнести в него социально-политические и многие другие аспекты. Когда Муруган написал песню на активность (воробей) как метафору радостной вести, Кришна воспел его в раге Мохана Кальяни. Когда он сочинил киртану анхай (сова), он спел ее в раге Ритигоула. Затем последовали другие об Амбедкаре, о ручной уборке мусора, о протестах фермеров, о Перияре… Кришна включил их всех в свой концертный репертуар. Для Муругана отклик на ситуацию здесь и сейчас был так же важен, как и включение в его поэзию других образов жизни. Для Кришны музыка Карнатика должна была выйти за рамки репертуара прошлого. Оно должно было нести в себе резонансы из других миров, включать в себя других людей и воплощать множество эмоций. Заботы поэта и музыканта слились воедино. На сегодняшний день к существующему набору киртанай добавлено 40 композиций Муругана. Кришна также пел указы Ашоки, сочинения Нараяны Гуру и каннада вачаны XII века.

В рамках The Hindu Lit Fest 2024 дуэт обсудит свой последний проект — «Внедрение поэзии сангама в музыку Карнатика». «В продолжение наших экспериментов по включению других видов поэзии в репертуар Карнатика мы с Муруганом также поговорили о поэзии Сангама. Сюжетный ландшафт разнообразен и прекрасен, и в этих стихах есть определенный универсализм», — говорит Кришна. На данный момент состоялось три концерта поэзии Сангама – в Тиручи, Наммаккале и Президентском колледже в Ченнаи – и все при переполненной публике.

Писатель Перумал Муруган | Фото предоставлено: РАГУНАТАН С.Р.

«Я сочинил несколько песен для Кришны. У нас было много дискуссий, и я писал по ряду вопросов», — говорит Муруган. Идея включить стихи Сангама возникла у одного из друзей Муругана, преподавателя колледжа в Тиручи. «Поэзия Сангама классическая, и музыка тоже классическая. Он посоветовал мне попробовать». Воодушевленный этой идеей, Муруган начал свое исследование. Поскольку по призванию он профессор тамильского языка и обладает достаточными знаниями в этом вопросе, он взялся за эту тему. «Я долго думал. Стихов более 2000. Я задавался вопросом, как выбрать и как мне привести эти стихи в форму киртанай. На их сборку у меня ушло больше года. Большую часть своих работ я обращался к критическому изданию У.Ве. Сваминатха Айер», — объясняет Муруган.

Read more:  Девять лет тюрьмы для человека, который хотел убить королеву Елизавету из арбалета

Поэзия сангама ставит перед собой множество проблем с точки зрения формы и языка. «Язык поэзии Сангама не так уж и сложен», — поясняет Муруган. «Около 50–60 процентов слов продолжают использоваться и в современном тамильском языке. Некоторые слова того времени имеют в современном тамильском языке другое значение. Поэтому я решил использовать слова, которые актуальны сейчас, и заменил те, которые имеют другое значение, выражениями из современного тамильского языка». Среди двух широких категорий Акам (внутренний) и Пурам (внешний) Муруган выбрал 10 стихотворений, принадлежащих к одному и тому же тинаю (второстепенным жанрам, основанным на месте, в котором они происходят).

Для Кришны было важно сохранить память о тех временах и придать ей современную интерпретацию. Творения Муругана в Сангаме ему пригодились. «Содержание и контекст, казалось, гармонировали друг с другом, и раньше они не воспроизводились на концертной сцене Карнатика. Композиции не датированы, Муруган переосмыслил их, и это важно».

Возродить воспоминания о прошлом — достойная задача, но привносит ли она также систему ценностей, которая делает важным пение поэзии Сангама в наше время? «Мне сложно сказать, что прошлое было прекрасным, а сейчас все ухудшилось. Вот почему мне приятно работать с Муруганом. Нам не нужно отвергать прошлое, мы должны поддерживать диалог между прошлым и настоящим. Принимая поэзию Сангама, мы отодвигаем прошлое на 2000 лет. Я считаю, что важны как континуум, так и разрыв. И в том, что мы говорим, должно быть разнообразие», — рассуждает Кришна.

Муруган говорит иначе: «Перечитывание имеет огромную ценность, а поэзия Сангама жива в тамильских литературных кругах. Люди возвращаются к чтению классической литературы. Именно поэтому этот проект вызвал большой интерес. На наш первый концерт в Тиручи пришло более 1000 человек. Необходимо вкладывать в прошлое свежие смыслы».

Каждый акт повторного посещения расширяет перспективу; Кришна говорит, что он был полон изумления, читая стихи Сангама. «Я просто ошеломлен их чувствительностью – к себе, обществу и окружающему миру. Например, есть стихотворение, в котором мужчина призывает возничего ускориться, потому что ему не терпится увидеть свою возлюбленную. Но, говорит, не стучите сильно в дверь, насекомые потревожат. Их взгляды на гендер также интересны». Он говорит, что, читая строки одного из стихотворений, из него просто вытекла такая хардкорная рага, как Тоди.

Read more:  Серхио Латерца, искусство осквернителя замка Сан-Базилио

Типичная композиция Карнатика имеет формат, и, чтобы привести стихотворение Сангама в аналогичный формат, Муруган говорит, что он сделал небольшую инверсию. Работая над этими стихами – думая, сочиняя и переписывая – он почувствовал, что в заключительных строках этих стихотворений есть неожиданный поворот. Он чувствовал, что эти строки будут хорошо работать как паллави, в то время как остальные переходят в формат анупаллави и чаранам. Хотя Кришна сам сочинил некоторые куплеты, он также пригласил для сочинения музыкантов Р. К. Шрирама Кумара, Аруна Пракаша, Г. Равикирана, Ритвика Раджу и Виньеша Ишвара. «Появилось несколько очень интересных мелодий», — говорит он.

Раньше Кришна часто говорил, что слушателя волнует не само слово, а ярость песни. Если бы слово было заменено другим, оно все равно вызывало бы тот же эмоциональный отклик. Почему же тогда он стремится привнести в жанр Карнатика поэзию других жанров? Изменилась ли с тех пор его позиция? «В музыкальной литературе Карнатика спусковым крючком является структура слова. Однако то, как мы смотрим на это слово, является не только семантическим, но и эмоциональным. Со временем я понял, что семантический триггер должен быть разнообразным. В музыке Карнатика мы вызываем только одну эмоцию, определенный вид бхакти, который исходит из социального опыта. Но если я хочу использовать абстракции, должны быть разнообразные семантические триггеры. Следовательно, нам нужно ввести ряд композиций. Только тогда вы сможете выйти за рамки условной реакции. Тогда духовный опыт может произойти с Тьягараджем, Муруганом или исламской поэзией. Моя первоначальная позиция сводила на нет эти многочисленные голоса».

На трех концертах Кришна пел такие раги, как Бахудари и Мухари, перед широким кругом людей, которые не слушают музыку Карнатика. Они были в восторге и улюлюкали. «Привлечь людей к прослушиванию этого жанра — значит также развеять его загадку», — говорит Кришна.

Read more:  Дэниел Стерн празднует включение фильма «Один дома» в Национальный реестр фильмов

Разговоры всегда интересны. Разрушая барьеры, мы ступаем на новые территории и находим новые способы их преодоления.

Сессия под названием «В поисках песни в поэзии Сангама» состоится 26 января в 11:45 в концертном зале сэра Мутхи Венкатасуббы Рао, Харрингтон-роуд, Четпет.

2024-01-22 12:57:45


1705948631
#Включение #поэзии #Сангама #репертуар #Карнатика

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.