Home » Вопрос о революции. Неодадаистское искусство Пабло Эчауррена

Вопрос о революции. Неодадаистское искусство Пабло Эчауррена

Подрыв буржуазного мира, ниспровержение цивилизации капитализма, провозглашение либертарианского и поли(и)этического сознания. «Переоценка всех ценностей», а-ля Ницше. Таковы краеугольные камни метаполитического следа, лежащего в основе творчества Пабло Эчауррена, итальянского визионера чилийского происхождения. Это необходимая предпосылка для его лузитанской выставки «La Révolution. RSVP», недавно открывшейся в галерее Zé dos Bois в Лиссабоне.

Столичные индейцы

Выставка представляет собой антологию произведений, созданных художником в конце 1970-х годов, в период его участия в волне контркультуры, прокатившейся по западному миру и Италии, проявившейся, в том числе, в группе индейцев-митрополитов. Молодежное политическое движение, радикально критикующее западную систему, взрастило в нем семена «иного» протеста по сравнению с протестом 1968 года: экономический вопрос, политико-социальная актуальность и идеологический взгляд были радикально подчинены, если не отвергнуты, насущности художественной дезориентации. «Призыв к оружию» перехватил неодадаистскую и ситуационистскую чувствительность (хорошо задокументированную журналом для фанатов «Оаск?!»): необходимо было оспорить тоталитарное угнетение технократического государства в его корне — культурном, антропологическом и перцептивном (т. е. эстетическом), даже прежде чем идеологическом основании.

Бред

Творчество, раскрывающееся как «поток желания», инструмент экзистенциального обогащения, коллективное стремление к переменам, было источником жизненной силы нео-дадаистской анархии. Здесь, в искусстве Эшауррена, проявляется путь по пути подрыва логоцентрического принципа, из которого в последние века пророс тот редукционистский, дуалистический и аналитический порядок, создающий конфликты, а не синтез. Бессмыслица, которая дадаистически пронизывает красочные полотна, представленные на выставке, становится торжеством спонтанного чуда, которое испытывает ребенок-художник, танцуя между красками и кистями, наслаждаясь ритмом того вечного возвращения, в котором все рационалистическое планирование в конечном итоге исчезает. Точно так же вмешиваются и другие художественные серии, столь же оригинальные, сколь и концептуальные: среди них иронические – и знаковые – «квадратики», в которых изображения делают явную остроумную словесную игру с сюрреалистическими вторжениями; но также коллажи и рисунки, сделанные в 1977-78 годах, на которых американские индейцы становятся символами языковых изменений и разрушения системы рынка искусства. Жесты détournement flash, возрождение дюшановского реди-мейда, отказ от привычного употребления терминов, перформативная динамика слова, становящегося искусством, преодоление различия между «высокой» и «низкой» культурой — инклюзивный способ принести искусство в те миры, которые официальная система всегда пренебрегала.

Но была ли эта миссия наконец выполнена? В работах Эчауррена дышится торжеством, а(нта)гонизмом, жизненностью, остроумием. Напротив, можно также уловить политико-культурную неудачу такого опыта, как опыт столичных индейцев, который в силу своей несистематической природы не смог стать гегемонистской культурой, но, прежде всего, вложил больше средств в деконструкцию, чем в реконструкцию. Настолько, что сегодня многие стилистические черты протеста, как известно, Система сделала своими — редкими, предметами роскоши, пробуждающими «бунтарскую», но парализующую эстетику.

Read more:  Michelin продает свою деятельность в России Power International Tyres и сохранит 250 рабочих мест из 1000
Узнать больше

Можно ли, спрашиваем мы себя, основать этику эстетики через произведения, в которых трагическое напряжение красоты уступило место фрагментарности образа и шутливой иронии? Может ли нигилизм, развернутый в бессмыслице, действительно быть зародышем нового экзистенциального горизонта? Эти вопросы наверняка задавал себе и сам Эчауррен. Возникает также на некоторых этапах его более позднего производства; особенно острые в этом отношении «художественные» комиксы, в которых он повествует об авантюрных жизнях некоторых великих нелегальных иммигрантов двадцатого века: от Владимира Маяковского до Дино Кампаны, проходя через Юлиуса Эволу, Эзру Паунда и всеми любимого Филиппо Томмазо Маринетти, чтобы засвидетельствовать авангард традиции и преодоление барьеров – дисциплинарных, технических, идеологических. Короче говоря, комиксы как упражнение в экспериментировании и культурном распространении. Путь, который Эчауррен разработал, в частности, в тщательном и чутком изучении футуризма, из которых он вместе со своей женой Клаудией Саларис владеет самой полной коллекцией в мире журналов, листовок и плакатов.

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.