«В течение 1900 лет церкви не извинялись за свои плохие поступки, — сказал Берген.
Он указывает на поворот к важным извинениям, которые последовали после Второй мировой войны, особенно к заявлению протестантских церквей Германии о том, что они не смогли должным образом противостоять нацистам. По словам Бергена, это было одним из первых признаний того, что христианские институты сами совершали ошибки. По его словам, в 1990-е годы количество извинений со стороны церкви возросло, поскольку после окончания холодной войны правам человека стало уделяться больше внимания.
Папа Римский вылетел в Канаду в воскресенье, чтобы извиниться за жестокое обращение с коренными народами в финансируемых государством христианских школах-интернатах страны. С 1800-х по 1970-е годы детей коренных народов заставляли посещать школы, где свирепствовали жестокое обращение.
Извинения последовали за аналогичным извинением, которое Франциск принес в апреле в Риме членам канадских общин коренных народов, инуитов и метисов.
Обстановка имеет значение, говорит Ферни Марти, член Papaschase, народа кри в Альберте. 73-летний мужчина пережил дневную школу — часть системы, которая, как и школы-интернаты, была направлена на ассимиляцию детей коренных народов.
Он оценил извинения Папы Римского, но «именно здесь произошли все злодеяния», — сказал Марти. Это «более значимое прибытие на канадскую землю».
Марти, старейшина церкви Святого Сердца первых народов в Эдмонтоне, католического прихода в столице Альберты, ориентированного на коренные народы и культуру, сказал, что визит Папы дает «колоссальную возможность для моего личного исцеления».
Но 79-летний Джордж Пайпстем, представитель коренных народов Монтаны и выживший в школе-интернате горностаев, поставил под сомнение уместность папских извинений, так же как он поставил под сомнение извинения канадских премьер-министров за роль правительства в школах.
Он сказал, что извиняться должны сами обидчики: «Однако они все ушли. Это извинение, это не имеет значения для меня. Вроде ничего. Это только слово».
Нередко лидер, который не был ни причастен, ни жив, когда было совершено зло, приносит извинения церкви. Некоторым потребовалось несколько поколений, чтобы извиниться.
Грэм Доддс, профессор политологии Университета Конкордия в Монреале, занимающийся исследованием политических извинений, говорит, что институциональная ответственность может выходить за рамки настоящего дня или жизни любого человека.
«Быть лидером — признавать эту связь с прошлым», — сказал он.
Св. Иоанн Павел II взял на себя эту ответственность и оставил в наследство папские извинения. Ни один из них не был более значительным, чем его список mea culpas, изданный, когда католическая церковь открыла свой юбилей 2000 года и вступила в свое третье тысячелетие.
Иоанн Павел извинился за грехи католиков на протяжении веков, в том числе против женщин, евреев и других религиозных меньшинств. В своем самом памятном поступке он прикрепил молитвенную записку к Западной стене в Иерусалиме, прося у Бога прощения за тех, кто «заставил этих ваших детей страдать».
Он хотел «что-то вроде чистого листа», сказал Доддс.
В следующем году, когда Джон Пол отправил свое первое электронное письмо, это было извинение за жестокое обращение с аборигенами в колониальную эпоху в Австралии и Тихоокеанском регионе, а также за сексуальное насилие над детьми со стороны католического духовенства.
Его преемник, Папа Бенедикт XVI, также извинился за оскорбления со стороны духовенства, что наиболее важно в письме 2010 года ирландским верующим. Он сказал, что «искренне сожалеет» о причиненной боли и обвинил ирландских епископов, хотя и умолчал об ответственности Ватикана.
Франциск пошел еще дальше, сначала извинившись за свои ошибки в защите чилийского епископа, который скрывал жестокое обращение со стороны самого известного в стране священника-педофила. Тот скандал 2018 года стал поворотным моментом в понимании Папой жестокого обращения, и он продолжал извиняться за него.
Хуан Карлос Крус, подвергшийся насилию со стороны этого священника, получил от Франциска как церковные, так и личные извинения. По словам Круз, казалось, что наконец-то церковь признала причиненный ему вред, и он мог начать исцеляться. Это также побудило Круза, ныне члена Папской комиссии по защите несовершеннолетних, продолжать выступать за выживших.
«Папа Франциск был настолько искренен, что трудно было не поверить. И это не потому, что ты сидишь перед папой. … Это из-за его смирения и искренности», — сказал Круз. “Поверьте мне. Я получил извинения от многих людей в церкви, которые настолько фальшивы, насколько вы можете себе представить».
Франциск также принес извинения в 2015 году в Боливии за ошибки, совершенные церковью в отношении коренных народов во время завоевания Америки.
По словам Доддс, время, выбор слов и раскаяние являются важными элементами для того, чтобы извинения были эффективными. Плохие извинения пытаются оправдать или объяснить ошибки, в то время как хорошие извинения признают вину и говорят: «Это было неправильно… Это больше не повторится. Пожалуйста, прости меня», — сказал он.
То, что будет дальше, также имеет значение, сказал преподобный Дуайт МакКиссик-старший, старший пастор баптистской церкви Краеугольный камень в Арлингтоне, штат Техас. Он является чернокожим служителем южной баптистской конвенции, состоящей преимущественно из белых, которая была основана в 1845 году для поддержки миссионеров-рабовладельцев.
Делегатам SBC потребовалось 150 лет, чтобы отказаться от рабства и извиниться за расизм в 1995 году. Это было запоздало и правильно, сказал МакКиссик, но он хотел посмотреть, последует ли SBC с большим разнообразием руководства.
Он вспомнил, как в 2007 году посетил штаб-квартиру конгресса в Нэшвилле, и ему сказали, что главный афроамериканец, работающий в этом здании, является сторожем. Когда он недавно вернулся, высший пост занимал Уилли Маклаурин, первый темнокожий мужчина, возглавивший исполнительный комитет SBC.
«Это прогресс», — сказал МакКиссик, предупредив, что еще есть возможности для «множества улучшений», таких как большее разнообразие среди лидеров и профессоров семинарии.
В этом году делегаты SBC также принесли извинения за вред, причиненный жертвам сексуального насилия в церкви.
Объединенная церковь Канады, крупнейшая в стране протестантская конфессия, более 20 лет назад принесла извинения за свою роль в управлении 15 школами-интернатами для молодежи из числа коренных народов.
Преподобный Ричард Ботт, который в настоящее время является модератором церкви и высшим духовным лидером, сказал, что институциональное покаяние и возмещение ущерба, начатое его предшественником в 1998 году, все еще не завершено.
«Эта работа делается не за один день, — сказал Ботт. «Это работа всей жизни реагирования и институциональной жизни ответа. Единственный способ добиться этого — начинать каждый день с хороших соседей из числа коренных народов. Так что это действительно центральное место в нашем понимании извинений».
Когда Франциск извинился в Ватикане в апреле перед делегацией коренных канадцев, он также выслушал их личные истории жестокого обращения в школе-интернате.
«Они говорили правду», — сказал архиепископ Эдмонтона Ричард Смит, и они сказали Папе, что им нужно «услышать от вас слова, которые исцелят».
Но когда понтифик приезжает в Канаду, сказал Смит, важно, чтобы он не просто читал тщательно проверенный сценарий: «Все хотят, чтобы он говорил от всего сердца».
Смит сказал, что это не может останавливаться на достигнутом. Католической церкви в Канаде придется сделать гораздо больше, чем просто извиниться, чтобы исправить ошибки в школах. «Это всего лишь один шаг в очень длинном путешествии».
___
Николь Уинфилд из Ватикана внесла свой вклад в этот отчет.
___
Религиозное освещение Associated Press получает поддержку благодаря сотрудничеству AP с The Conversation US при финансовой поддержке Lilly Endowment Inc. AP несет исключительную ответственность за этот контент.