Home » Джазовый новатор Уэйн Шортер скончался в возрасте 89 лет

Джазовый новатор Уэйн Шортер скончался в возрасте 89 лет

Уэйн Шортер, легендарный саксофонист, считающийся одним из величайших джазовых композиторов Америки и одним из ведущих любителей этого жанра, скончался в четверг в Лос-Анджелесе. Ему было 89.

Публицист Шортера Алисс Кингсли подтвердила его смерть, не уточнив причину.

Загадочный старейшина джаза выступал с другим легендарным музыкантом Майлзом Дэвисом и впоследствии стал ведущим бэнд-лидером как на сопрано, так и на тенор-саксофоне, в том числе в своей группе Weather Report.

Он был одним из последних ныне живущих великих джазовых исполнителей, попробовавших себя в период расцвета этого жанра в 1950-х годах, когда он одновременно звучал в танцевальных залах и завоевал популярность в интеллектуальных кругах.

За свою долгую карьеру он выиграл 12 конкурсных премий «Грэмми», последний из которых был вручен только в прошлом месяце, а также награду за достижения в жизни от Академии звукозаписи.

Вскоре посыпались дань уважения, и клавишник Херби Хэнкок, один из лучших друзей и постоянных сотрудников Шортера, назвал его «незаменимым».

«Я скучаю по нему и его особым Уэйн-измам, но я всегда ношу его дух в своем сердце», — сказал Хэнкок в заявлении, опубликованном публицистом Шортера.

Трубач и композитор Уинтон Марсалис приветствовал Шортера как «гиганта саксофона независимо от регистра» и «джазового посланника», а джазмен Джон Батист вмешался: «Поистине один из них».

Родившийся 25 августа 1933 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси, Шортер рано проявил интерес к музыке и в подростковом возрасте взялся за игру на кларнете.

Вскоре после этого он взял в руки саксофон, который стал его любимым инструментом.

Шортер и его брат играли в бибоп, называя себя «Мистер Странный» и «Док Стрэндж» из-за своих выходок, таких как ношение темных солнцезащитных очков в тускло освещенном клубе.

Read more:  «Назад в будущее», актеры воссоединились спустя почти 38 лет, и селфи стало вирусным - Corriere.it

«И у нас была мятая одежда, потому что мы думали, что в мятой одежде лучше играть в бибоп», — сказал Шортер The Atlantic в 2004 году.

«Ты должен был быть тряпичным, чтобы быть по-настоящему».

Он учился в Нью-Йоркском университете, который получил степень в области музыкального образования в 1956 году, и провел два года в армии, где играл с джазовым пианистом Хорасом Сильвером.

«Я знал, что люди начинают играть на инструментах, когда им пять лет, поэтому я думал, что мне нужно многое наверстать», — сказал он The Washington Post, прежде чем получить престижную награду Кеннеди-центра, отмечающую лучшие достижения в американском искусстве. , в 2018 году.

«Но когда все начало двигаться, возможности появились с такой скоростью, которой я не видел».

В 1964 году Шортер покинул Jazz Messengers Арта Блейки, с которыми он обрел международную известность, гастролировал в течение четырех лет и стал музыкальным руководителем группы, чтобы присоединиться к трубачу Дэвису.

Именно со вторым великим квинтетом Дэвиса, в который входил и Хэнкок, Шортер начал напрягать свои композиторские мускулы, направляя свой новаторский дух в рамках традиционных правил джаза.

Дэвис часто описывал идеал группы как «время, никаких изменений» – разрешая фри-джаз без полного отказа от ограничений.

В результате сотрудничества были созданы одни из самых известных джазовых композиций 20-го века, в том числе песни «ESP», «Nefertiti» и «Footprints».

«Уэйн — настоящий композитор» с «своего рода любопытством в работе с музыкальными правилами», — сказал Дэвис в своей автобиографии.

«Если они не работали, то он их ломал, но с музыкальным чутьем; он понимал, что свобода в музыке — это умение знать правила, чтобы подгибать их по своему усмотрению и вкусу».

Read more:  Индонезия заявляет, что «серьёзные признаки» нарушения правил техники безопасности привели к пожару на принадлежащем Китаю никелевому заводу, в результате которого погиб 21 человек

В 1970 году Шортер стал соучредителем Weather Report, где он сыграл ведущую роль в развитии джазового фьюжн, который сочетал гармонию и импровизацию джаза с развивающимися формами рока, фанка и R&B.

За 16-летнюю карьеру группа приняла новый способ игры, отказавшись от стандартного формата, когда солисты играют с аккомпанементом, вместо этого поощряя всех участников группы импровизировать одновременно.

Weather Report также проявил интерес к технологическим инновациям в музыке, экспериментируя с электронными элементами.

Уже известный сам по себе, перекрестное сотрудничество Шортера с такими артистами, как Джони Митчелл, Стили Дэн и Карлос Сантана, открыло его талант широкой аудитории.

Его партнерство с Митчеллом было особенно острым: Шортер работала над каждым альбомом, который она выпустила в период с 1977 по 2002 год.

«Просто чтобы услышать, как они разговаривают, я открыл рот. Они прекрасно понимают друг друга, и они делают эти прыжки и прыжки, потому что им не нужно ничего объяснять», — сказал Хэнкок об их работе.

Митчелл также похвалил Шортера, заявив, что то, как он работал, было «разницей между гением и талантом».

Любитель комиксов и давний практикующий буддист, Шортер в 2018 году выпустил «Emanon», тройной диск, спрятанный внутри 74-страничного фэнтезийного графического романа, написанного им в соавторстве, в котором подробно рассказывается о приключениях «философа-мошенника», который борется со злом. с правдой.

«Я хочу выразить вечность в композиции», — сказал он более десяти лет назад в своей биографии 2007 года.

Шортер продолжал гастролировать и в свои золотые годы, хотя хронические проблемы со здоровьем в конечном итоге замедлили его темп. Вместе с басисткой Эсперансой Спалдинг он написал оперу, премьера которой состоялась в 2021 году.

Read more:  Пятилетний мальчик из Лимерика везет машину скорой помощи к матери, нуждающейся в неотложной медицинской помощи

Поскольку он изо всех сил пытался оплатить медицинские счета, Хэнкок возглавил серию трибьют-шоу с участием всех звезд, чтобы покрыть расходы.

По словам его публициста, у Шортера остались третья жена Каролина, две дочери и новорожденный внук.

Его вторая жена Ана Мария погибла на борту рейса 800 TWA, который взорвался и разбился у Лонг-Айленда в 1996 году.

«Для меня определение веры — ничего не бояться», — сказал Шортер The New York Times в 2018 году.

«Я думаю, что музыка открывает порталы и дверные проемы в неизвестные сектора, в которые требуется смелость, чтобы прыгнуть». (АФП)

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.