- Автор, Дэнни Берд
- Роль, История BBCExtra *
«Джентльмен в Москве», адаптация Paramount+ международного бестселлера Амора Таулза 2016 года, рассказывает о приключениях опального аристократа в бурные десятилетия после революции 1917 года..
Местом действия исторической драмы является легендарный отель «Метрополь» в российской столице.
Именно там главный герой, благородный граф Александр Ильич Ростов, задержан новыми большевистскими хозяевами России после того, как его объявили врагом революции из-за его аристократического происхождения.
Хотя граф и десятилетия домашнего ареста, которые он терпит в «Метрополе», являются плодом воображения Таулза, события разворачиваются в реальном отеле, история которого может соперничать с художественным произведением.
Расположенный недалеко от всемирно известного Большого театра и всего в нескольких шагах от Красной площади и Кремля, «Метрополь» стал свидетелем некоторых из самых драматических событий в современной российской истории.
Его стиль — модерн, а строительство началось в 1899 году на средства русского промышленника Саввы Мамонтова, задумавшего создание «дворца искусств» вместимостью 3000 зрителей.
Для руководства проектом был нанят русско-шотландский архитектор Уильям Уолкот, а такие художники, как Михаил Врубель и Александр Головин, создали знаменитое убранство и фасады здания.
Однако внезапное банкротство Мамонтова (он был обвинен в хищении средств железнодорожной компании и, хотя позже был оправдан, столкнулся с финансовым и репутационным крахом) привело к тому, что петербургская страховая компания вмешалась в управление проектом до его завершения.
Следовательно, первоначальная концепция Мамонтова изменилась и Его переоборудовали в роскошный отель с американским коктейль-баром и рестораном по образцу парижского «Ритца» и лондонского «Савой»..
Гостиница «Метрополь» наконец открыла свои двери в 1905 году, когда революционные потрясения в России вынудили царя Николая II пойти на конституционные реформы.
«Метрополь» был одним из первых мест в Москве, где были установлены холодильники и лифты, а в гостевых номерах была обеспечена горячая вода и телефон.
Вскоре, накануне Первой мировой войны, он стал магнитом как для богатого класса России, так и для гостей из-за границы.
Роль Метрополя в революции
Падение монархии Романовых весной 1917 года проложило путь к созданию Временного правительства, которое намеревалось создать Российскую республику.
Но Октябрьская революция того же года привела к тому, что Владимир Ленин и большевики захватили власть в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) и провозгласили рождение нового социалистического советского государства.
В Москве его противники укрылись внутри Метрополя и укрепили его.
За этим последовала ожесточенная битва между силами, верными свергнутому Временному правительству, и большевикам, в ходе которой «Метрополь» получил серьезные повреждения, в том числе выбитые окна и израненные пулями стены.
Даже во время этого испытания отель продолжал обслуживать гостей, в том числе Томаша Масарика, будущего основателя и первого президента Чехословакии, который стал непосредственным свидетелем водоворота.
Последствия уличных боев вокруг отеля описал американский журналист Джон Рид, который упомянул об этом в своем классическом отчете о большевистской революции 1919 года «Десять дней, которые потрясли мир».
«В Москве вновь вспыхнули отчаянные бои…
«Белая гвардия [opositores ultraconservadores de los bolcheviques] Они заняли Кремль и центр города… Советская артиллерия стояла на площади Скобелева, взрыв здания городской думы, префектуры и гостиницы «Метрополь» [sic]”.
Красная звезда над Метрополем
В 1918 году большевики перенесли столицу России из Петрограда в Москву.
«Метрополь» был национализирован. и стал базой многих советских учреждений, а также домом чиновников зарождающегося режима и их семей.
Изменение отразилось на новом названии здания: Второй Дом Советов (первым была бывшая гостиница «Националь», недалеко от «Метрополя»).
По сей день на майоликовом фризе фасада гостиницы «Метрополь», выходящего на площадь Революции, сохранилась цитата Ленина: «Только диктатура пролетариата может освободить человечество от гнета капитала».
Фактически, отель изображен на фоне одной из самых знаковых фотографий того времени — фотографии Ленина, произносящего речь на площади Свердлова (ныне Театральная площадь).
После революции в начале 1920-х годов гостиница «Метрополь» продолжала служить центром некоторых органов советской власти, а также предлагать номера для гостей.
Презрение большевиков к буржуазной манере привело к тому, что роскошные интерьеры здания вскоре пришли в упадок из-за запущенности.
Его ухудшение отражало потерю статуса, понесенную представителями российской аристократии..
Те, кто не бежал за границу и не ушел в подполье, жили в мире теней под наблюдением ЧК (предшественницы КГБ), которых называли «старыми».
Вымышленный граф Ростов из «Господина в Москве» — один из них.
Главный трактир России
Однако вскоре после Метрополь стал неотъемлемой частью попытки правительства получить международное признание.и все чаще использовался для развлечения иностранных дипломатов.
В результате отель также приобрел репутацию неприличного места, где разрешены непристойные отношения.
Его знаменитый ресторан перенесли под витражный потолок Фонтанного зала.
Впечатляющее пространство было ареной международного шахматного турнира 1925 года, в котором чемпион мира кубинец Хосе Рауль Капабланка уступил титул своему советскому сопернику Ефиму Боголюбову.
С приближением 1930-х годов, когда Советский Союз находился в разгаре масштабной кампании индустриализации Иосифа Сталина (первая пятилетка), началась новая глава в истории «Метрополя».
Советские аппаратчики (бюрократы) ушли..
Отель стал неотъемлемой частью кампании режима по привлечению и впечатлению иностранных гостей.
Пьянящие дозы пропаганды, распространяемые экскурсоводами Всесоюзного общества культурной связи с зарубежными странами (более известного под русской аббревиатурой ВОКС), превозносили славу социалистической системы СССР.
В течение следующего десятилетия через его двери проходили важные личности, в том числе драматург, лауреат Нобелевской премии. Джордж Бернард Шоу и британские социальные реформаторы Сидней и Беатрис Уэбб.
1930-е годы были временем огромных страданий, страха и кровопролития в Советском Союзе. Миллионы людей умерли от голода – особенно в Украине – из-за давления Кремля с целью коллективизации сельского хозяйства путем перевода ферм в государственную собственность.
Во второй половине десятилетия параноидальная мания величия Сталина проявилась в судебных процессах и чистках над его бывшими товарищами из советской элиты.
«Метрополь» и строго контролируемый туристический опыт отвлекли западных светил от этой темной стороны сталинской тирании..
Недалеко от Лубянки – печально известной штаб-квартиры НКВД – Метрополь, как и многие другие места, не был чужд зловещим набегам сталинских приспешников в те годы.
В 1938 году в гостинице родилась одна из величайших современных русских писательниц Людмила Петрушевская..
О ее детстве там были написаны мемуары 2017 года «Девушка из гостиницы «Метрополь».
В «Джентльмене в Москве» можно заметить сходство переживаний Петрушевской и переживаний вымышленных Нины и Софии из рассказа Таулза.
Вторая война и холод
Когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз в июне 1941 года, Сталин внезапно обнаружил, что сотрудничает с упрямым антибольшевистским премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.
И вместе с США после нападения Японии на Перл-Харбор в декабре того же года союзники объединили усилия для победы над фашизмом.
Во время Второй мировой войны (известной как «Великая Отечественная война» в ряде постсоветских стран, особенно в России), Отель «Метрополь» стал домом для нескольких журналистов союзников, освещающих новости с Восточного фронта.и они превратили некоторые из его помещений в пресс-офисы.
Его произведения тщательно проверялись и подвергались цензуре со стороны советских властей, а затем были возвращены иностранным журналистам, неизменно приправленные исправлениями, которые соответствовали героическому ракурсу, которого требовал Кремль.
После войны отель продолжал принимать иностранных гостей.
Американский писатель Джон Стейнбек и военный фотограф Роберт Капа Они часто посещали «Метрополь», когда отправлялись в турне по СССР, чтобы запечатлеть жизнь простых советских граждан, что было запечатлено в «Русском дневнике» в 1948 году.
В том же году, Голда Меирбудущий премьер-министр Израиля, поселился в Метрополе в качестве первого полномочного министра (посла) этой страны в Советском Союзе.
В 1950-х годах, когда началась холодная война, Сталин приветствовал недавно созданную Китайскую Народную Республику в коммунистическом лагере.
На приеме присутствовал Сталин и Мао Цзэдун в Красном зале Метрополя с метким названием они праздновали подписание советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи в начале 1950 года.
После всего
После смерти Сталина в 1953 году и начала «хрущевской оттепели» «Метрополь» стал вести более оседлый образ жизни.
Его известность означала, что он продолжал служить местом пребывания в Москве известных иностранных гостей, в том числе кинозвезд. Марлен Дитрихв 1960-е годы.
В конце 1980-х годов «Метрополь» подвергся обширной реставрации, когда Советский Союз приступил к эксперименту в области системных политических и экономических реформ – перестройки и гласности, – начатому Михаилом Горбачевым.
В 1991 году работы над отелем были завершены, когда СССР распался и прекратил свое существование.
Иначе обстоит дело с «Метрополем», который сегодня продолжает приветствовать своих гостей и продавать свое богатое и удивительное наследие..
* Если вы хотите прочитать «Невероятную реальную историю джентльмена в московской гостинице Метрополь» на BBC HistoryExtra, кликните сюда.
И помните, что вы можете получать уведомления в нашем приложении. Загрузите последнюю версию и активируйте их.
2024-04-14 12:51:51
1713104216
#Джентльмен #Москве #история #культовой #гостиницы #Метрополь #где #проводит #дни #герой #романа