Home » Имеет кристально чистый звук. Исландский пианист круглый год играет только «Гольдберг-вариации».

Имеет кристально чистый звук. Исландский пианист круглый год играет только «Гольдберг-вариации».

Когда исландский пианист Викингур Олафссон заканчивает играть «Гольдберг-вариации», его иногда охватывает грусть. “Жалко, что что-то прекрасное заканчивается. На секунду оно словно переносит тебя в старость. Ты почувствуешь, насколько быстротечна твоя жизнь и насколько вечна эта песня. Ты не хочешь, чтобы она заканчивалась, ты лучше начнешь играть”. снова прямо сейчас», — говорит он.

Это не уникальное впечатление от творчества Иоганна Себастьяна Баха, которое принадлежит к канону истории музыки. Гольдберг-вариации начинаются и заканчиваются арией. Когда оно повторяется в конце, после десятков минут технически ослепительных пассажей и наблюдения за физической игрой пианиста, у слушателя создается впечатление, что он прошел долгий путь эмоционально. Возвращение к простому началу приносит катарсис.

То же самое произойдет и в это воскресенье, когда Викингур Олафссон сыграет «Гольдберг-вариации» в пражском «Рудольфинуме». Билеты на концерт были распроданы уже несколько месяцев, и он может стать одним из событий сезона. Один из самых популярных современных пианистов, имеющий сотни миллионов пьес на стриминговых сервисах, в прошлом году записал произведение Баха для знаменитой компании Deutsche Grammophon. С тех пор он играл ее наизусть в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Королевском фестивальном зале в Лондоне и Берлинской филармонии. Ему повсюду аплодируют стоя.

Ощущение необыкновенного переживания усиливается тем, что, за небольшим исключением, музыкант на протяжении всего сезона играет исключительно вариации Гольдберга. На данный момент он отыграл около 70 из 96 концертов. «Общее впечатление похоже на духовное паломничество», – сравнивает Олафссон в телефонном интервью для Aktuálně.cz.

40-летний исландец, рожденный в романтических отношениях в День святого Валентина с именем, которое может стать популярным, носит очки в круглой оправе. Он дружелюбный, говорит быстро. Он взялся за «Гольдберг-вариации», чтобы отдохнуть от обычного движения и иметь возможность сосредоточиться на одном произведении. «Я боялся, что к концу мне это надоест. Но чем больше я играю в нее, тем больше она мне нравится, и моя интерпретация сильно изменилась за год. Я серьезно подумываю о том, чтобы вернуться в студию и записываю «Гольдберг-вариации» во второй раз после окончания тура». объявляет.

Ожидание перед оперой

Это был бы амбициозный комментарий к тому, что сделал канадский пианист Гленн Гулд. Впервые он записал вариации захватывающим образом с головокружительной скоростью, когда ему было двадцать два года, в 1955 году, а затем вернулся к ним в 1981 году и пересмотрел лихорадочные темпы.

Викингур Олафссон был звездой фестиваля «Пражская весна» в прошлом году. | Фото: Маркус Янс

Read more:  Цель: нанять 100 000 рабочих к сезону праздников, начать рекламные акции в октябре, ET Retail

Для Олафссона композиция имеет и личное измерение. Когда он исполнил ее в Берлине на пороге славы в 2016 году, его услышали представители Deutsche Grammophon и именно на этом основании предложили ему эксклюзивный контракт, положивший начало его славе.

Уроженец острова Исландия, где проживает менее 400 000 человек, он пришел в музыку благодаря своему семейному происхождению. Отец — архитектор и композитор, мать преподавала игру на фортепиано. «Когда ей было шесть месяцев, у нее был выпускной концерт в Берлине», – шутит Викингур Олафссон, что у него сложились отношения с инструментом еще до рождения. Он вырос в одной комнате с двумя сестрами. Он играл на фортепиано с пяти лет, свою технику оттачивал в престижной Джульярдской школе в Нью-Йорке, где «шесть лет я практически не выходил из репетиционного зала».

В большом американском городе на рубеже тысячелетий он открыл для себя мир классической музыки и оперы. Поскольку у него не было денег на дорогие билеты в Метрополитен-опера, он стоял снаружи и умолял гостей, уходящих в антракт, оставить свои билеты у него. «Так я получил билеты от людей с лучшими местами в зале, стоимостью, может быть, в триста долларов за штуку. Благодаря этому я знаю второй акт оперы лучше, чем первый», — рассказал он New York Times.

Он закончил школу в 2008 году и впервые заработал себе репутацию в Исландии. Он представил телевизионную программу о классической музыке, мировых премьерах произведений местных композиторов и выступил, например, на церемонии открытия концертного зала Харпа в столице Рейкьявика. Большую часть своих пластинок он до сих пор записывает в этом ультрасовременном здании. Всегда с одним и тем же производителем.

Выступлениями в необычных местах, таких как психиатрическая больница или рыбоперерабатывающий завод, он понравился молодым людям, которые следят за ним в социальных сетях. Он поразил знатоков если не сразу своим дебютным альбомом с фортепианными этюдами живого классика Филипа Гласса, то уж точно парой работ Works & Reworks, где он по-новому переработал темы Баха с продюсером электронной музыки Беном Фростом или саундтреком. автор Рюичи Сакамото.

Сегодня Викингур Олафссон имеет статуэтку артиста года от журнала Gramophone или недавно награду инструменталиста года от премии Opus Klassik. Он сотрудничает с ведущими оркестрами и композиторами, такими как Джон Адамс, который напишет для него фортепианный концерт в 2025 году.

Пианист играет музыку и думает одновременно. Он курирует драматургию пластинок, пишет сопроводительные тексты и подбирает фотографии для обложки. Когда он объединяет в альбоме Баха, Моцарта, исландские народные песни и произведения почти 100-летнего Дьердя Куртага, к которому он летит в Будапешт, он имеет в виду то, как люди сегодня слушают музыку на Spotify, «прыгая с Моби Моцарту».

Read more:  25 восходящих звезд и руководителей Уолл-стрит, за которыми стоит следить

Викингур Олафссон играет Прелюдию и Фугу ми минор Баха на исландском рыбоперерабатывающем заводе. Видеоклип снял Магнус Лейфссон. | Видео: Deutsche Grammophon

Бессонные ночи

Он считает, что «самое забавное в вариациях Гольдберга то, что все всегда путают графа и ученика».

Пианист имеет в виду традиционную историю создания композиции: в 1741 году якобы из-за бессонницы русский граф и посол при дворе Дрездена приказал сыграть ее для него на клавесине в зале спальни во время бессонные ночи его слуги и одаренной ученицы Баха. Однако имя Гольдберга было не графским, а учеником.

Викингур Олафссон приезжает в Прагу в третий раз. | Фото: Маркус Янс

История, видимо, апокрифическая. Оно взято из первой полной биографии Баха, опубликованной Иоганном Николаусом Форкелем еще в 1802 году. Гольдбергу было всего 14 лет, когда сочинение было написано, и при первой публикации вариации не содержали посвящения, что было обычным явлением для заказных произведений. Например, бывший директор Архива Баха в Лейпциге Кристоф Вольф в своей книге о композиторе, изданной также на чешском языке, называет историю Форкеля анекдотом.

«Гольдберговские вариации» были опубликованы как четвертый том упражнений Баха для клавишных инструментов, предназначенный для опытных исполнителей и в значительной степени работающий с барочной полифонией и контрапунктом. Они состоят из арий и 30 вариаций, развивающих, однако, не мелодию, а басовую партию. Каждая третья вариация действует как канон с постепенно увеличивающимися интервалами.

Во времена Баха не было фортепиано, поэтому вариации предназначены для клавесина, где ноты затухают быстрее. Чехи также знают их в этой версии по записям Зузаны Ружичковой, Ярослава Тюмы или сегодняшнего Махана Исфахани.

Даже такие пианисты, как Викингур Олафссон, всегда сталкиваются с трудной задачей: не только вести несколько голосов одновременно в каждой вариации, но и определить, сколько отрывков нужно повторить, и, прежде всего, как задать общий темп, динамику и фразировку. «Бах практически не оставил инструкций о том, как играть вариации Гольдберга, не говоря уже об использовании педали, которой в его время не существовало. Каждый человек сам решает, каким путем идти», — объясняет Олафссон. По его словам, это не просто частичное решение в каждом варианте. «Даже все должно быть как-то выгнуто», — добавляет он.

Read more:  Джейсон Момоа говорит, что его будущее в роли Аквамена «выглядит не слишком хорошо»

Викингур Олафссон исполняет арию из «Гольдберг-вариаций» Иоганна Себастьяна Баха. | Видео: Deutsche Grammophon

Звезда и планеты

К неоднозначной композиции исполнитель находит множество метафор. Он сравнивает выделение или подавление отдельных голосов с режиссером, который должен решить, какого актера поставить на передний план.

«Или представьте себе это как солнечную систему. Ария — это звезда, и каждая из 30 вариаций представляет собой отдельную планету, вращающуюся вокруг этой звезды, но в то же время все тела взаимодействуют друг с другом», — сравнивает он.

Кроме того, он видит в вариациях Гольдберга метафору жизни. “Ария может быть подобна рождению, первые вариации символизируют беззаботное детство, более поздние второстепенные части – первую драму жизни. А необычайно длинная, трагическая 25-я вариация знаменует переломный момент, например смерть матери”. описывает пианист, как все происходит затем, через квадлибет, или шутливое соединение двух народных мелодий, приводит к финальному повторению вступительной арии. «Но это уже предвещает приближающуюся смерть», — воображает он.

Чехи уже дважды встречались с Олафссоном. В прошлом году в сопровождении Чешской филармонии под управлением Джона Адамса он стал одним из самых ярких участников фестиваля «Пражская весна». Потрясающую технику и чувство он продемонстрировал не только в фортепианном концерте Адамса, но и в прозрачно сыгранном на бис Ave verum corpus Вольфганга Амадея Моцарта в транскрипции Ференца Листа.

Любой, кто знаком с его записью «Гольдберг-вариаций», вероятно, услышит в Рудольфинуме несколько иную интерпретацию. Пианист вносит изменения в концепцию цикла на постоянной основе и не продумывает их заранее. “Я бы сравнил это с импровизацией. Каждый раз, когда играешь, ты принимаешь тысячи маленьких решений. Нельзя заранее все детально спланировать. Каждую ночь они разные, а сегодня уже сильно отличаются от записи”, – он подводит итог.

Он не понимает варианты Гольдберга как головоломку с одним секретом. Больше похоже на бесконечную игру, в которой каждый раз можно достичь разного финала. «Они показывают разнообразие, которого можно достичь с помощью одной последовательности нот, если задействовать свое воображение, что возможно, если задействовать свое воображение», — добавляет он.

Русский граф, возможно, преодолел бессонницу с помощью вариаций Гольдберга. Это также угрожает посетителям Рудольфинума. Когда он услышит игру Олафссона, он, вероятно, тоже не закроет глаза от волнения.

Концерт

Викингур Олафссон: Вариации Гольдберга
(Организовано Чешским обществом камерной музыки и Чешской филармонией)
Рудольфинум, Прага, 10 марта.

2024-03-10 07:01:00


1710060275
#Имеет #кристально #чистый #звук #Исландский #пианист #круглый #год #играет #только #Гольдбергвариации

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.