«Отбор фильмов для фестиваля – это как рутина олимпийского духа… Смотришь, интересуешься фильмами, которые еще в процессе создания, ты один из первых, кто почувствует конкретный фильм, и – лучше всего главное – у вас нет никакой предварительной подготовки, никакого сюжета или заинтересованности! Вы просто вступаете в прямую связь с фильмом, а потом проверяете и проверяете, что этот фильм или показ сделал с вами, а иногда даже сделал с вами.. А потом вы оцениваете это со своими коллегами. Конечно, очень важны крупнейшие кинофестивали: Берлин, Роттердам, Венеция, Канны… Художественный руководитель нашего фестиваля – Сонора Брока, и тогда мы тоже пытаемся взаимно понять, что будет самым важным и полезным для латвийских зрителей, а не обязательным только для нас”, – так о отборе фильмов в Риге для Международного кинофестиваля (Рижский МКФ), который пройдет с 12 по 22 октября, говорит кинокритик , куратор фестиваля и автор каталога фильмов Дартс Сиреневый.
Орестс Силабриедис: У нас в «Класике» будут фестивальные дневники, мы поговорим о музыкальном аспекте фестиваля, но есть ли какой-то признак этого года, за который хотелось бы сразу ухватиться и сказать – да, фестиваль 2023 года характерен тем и этим?
Дарта Цериня: Помимо того, что мы отмечали десятилетие фестиваля, думая конкретно о фильмах и их отборе, в середине лета, когда программа постепенно начала округляться, я заметила, что у нас много фильмов о семье – о ее устройстве, о человеческих отношениях непосредственно в смысле семьи – родственников или близких. И как ее можно немного сломать и как каждый может найти свою принадлежность и близость к семье. Каждый фильм об этом. Начиная с героя ретроспективы Джима Джармуша, продолжая другим юбиляром – шведом Роем Андерсоном, которому исполняется 80 лет… В каком-то смысле его работы, в том числе рекламные работы, которые мы покажем, прилипают к семье или являются ироничные сцены, где пара пьет пиво во время просмотра телевизора: в каком-то смысле это тоже семейное достояние. Но будет и много других программ.
Семейная тема сложилась сама собой?
Да, само собой. При отборе фильмов и составлении программ мы для удобства зрителей создали девять тематических разделов: у нас есть и полнометражный конкурс, и уже упомянутая ретроспектива, а также подборка фестивального кино, в которую вошли самые интересные и интересные работы, определяющие этот год с художественной точки зрения, и другие программы. Но темы сошлись органично – мы не искали чего-то очень конкретного.
Вы куратор фестиваля. Как вообще происходит отбор? Это означает просмотр огромного количества фильмов от начала до конца?
Отбор фильмов для фестиваля – это как рутина олимпийского духа… (смеется) Смотришь, интересуешься фильмами, которые еще в процессе создания; Будьте одним из первых, кто посмотрит конкретный фильм, и, что самое приятное, у вас не будет предварительной подготовки, никаких историй или интересных интересов! Ты просто вступаешь в прямую связь с фильмом, а потом тестируешь и проверяешь, что этот фильм или показ сделал для тебя, а иногда даже сделал для тебя… И потом оцениваешь его вместе со своими коллегами. Конечно, большое значение имеют и крупнейшие кинофестивали: Берлин, Роттердам, Венеция, Канны… Художественным руководителем нашего фестиваля является Сонора Брока, и тогда мы тоже стараемся взаимно понять, что было бы самым важным и полезным для латвийцев. зрителей, не является обязательным только для нас.
Как вы представляете себе латвийского зрителя, его круг интересов, его эмоциональный уровень?
Латвийская аудитория разделена, интересы очень разные, и очень часто они могут не пересекаться…
…что делает работу куратора очень интересной!
Да, конечно! Есть зрители, которые открыты фестивальному формату и готовы пойти на все: они готовы пойти и на короткометражки. Но я бы все же сказал, что латвийский зритель сначала оценит: пойдет ли он в художественное кино или в короткометражку. Те, кто ходит на короткометражки, предпочитают ходить и на художественные фильмы. Есть те, кто ходит на ретроспективы. Есть некоторые отличительные черты, но я думаю, у нас нет такого универсального зрителя, который готов интересоваться тем, чего он не знает, или готов позволить себя провоцировать или раздражать чем-то новым. Есть и такие, но если бы нужно было создать автопортрет латвийского зрителя, он был бы очень и очень разнообразным.
Потом, когда мы заходим в концертный зал, мы не можем назвать многих людей, но по лицам знаем, что этот человек часто приходит на концерты. Можно ли то же самое сказать о посетителях кинофестиваля?
Конечно, есть лица и люди, которые возвращаются. И — самое интересное — есть люди, которые очарованы Рижским международным кинофестивалем, причем уже десятый год! Они сами стараются познакомиться с нами, организаторами фестиваля, связаться с нами, написать нам и сказать спасибо.
Даже такое личное?
Да, это то, что я испытал на себе и своих коллегах, и в какой-то степени это создает хорошее сообщество: есть люди, которые возвращаются и просто любят находиться в напряженном режиме просмотра фильмов, который не всем понятен.
Подробнее в аудиозаписи.
Latvijas Radio предлагает вам высказать свое мнение по поводу услышанного в передаче и поддерживает дискуссии среди слушателей, однако оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие границы уважительного отношения и этического поведения.
2023-10-07 12:00:00
1696683913
#Имеет #прямое #отношение #фильму #Беседа #куратором #фестиваля #Рижский #МКФ #Дартой #Цериньей #LR3 #Latvijas #Radio