Home » Как бирюза стала синонимом Нью-Мексико

Как бирюза стала синонимом Нью-Мексико

В Нью-Мексико бирюза, кажется, повсюду.

Ярко-синяя краска покрывает городские автобусы, фонарные столбы и деревянные двери глинобитных домов в Альбукерке, крупнейшем городе в так называемой «Стране волшебства». В часе езды на северо-восток, в столице штата Санта-Фе, мастера навахо и зуни продают украшения из бирюзы ручной работы под навесами Губернаторского дворца 16-го века. По всему штату серебряные браслеты, усыпанные камнями цвета морской волны, сочетаются со всем: от рубашек на пуговицах до бальных платьев и церемониальной одежды хопи в праздничные дни.

«Но для коренного населения бирюза — это не просто камень, это священное существо», — говорит Портер Свенцелл, профессор гуманитарных исследований коренных народов в Институте искусств американских индейцев в Санта-Фе. «Извлечение и работа с ним приобретают более глубокий смысл».

Художники из числа коренных народов, такие как ювелирный мастер из племени Зуни Честер Махути (на фото 2008 года), каждый день продают свои изделия возле Культурного центра индейцев-пуэбло в Альбукерке, штат Нью-Мексико.

Дэйв Дж. Хаузер, Alamy Stock Photo

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Бирюза в Нью-Мексико уже давно танцует между культурой и торговлей, между коренными общинами, которые носят этот камень и делятся им. «Для ремесленников, работающих с бирюзой и продающих ее, этот штат является центром притяжения», — говорит Марк Бахти, автор нескольких книг о ювелирах из числа коренных народов и владелец Галереи индийского искусства Бахти в Санта-Фе. «Санта-Фе всегда был перекрестком для торговцев, и это помогло сделать камень повсеместным в этом регионе».

Вот почему один камень стал синонимом целого штата, а также как изучить его роль в культуре и ремеслах коренных народов Нью-Мексико.

Откуда берется бирюза?

Бирюза встречается в местах, где кислая вода контактирует с медью, образуя прожилки или самородки камня. Этот затвердевший гидрат фосфата меди и алюминия был обнаружен в России, Китае и Иране, а также на юго-западе США в Аризоне, Колорадо, Неваде, южной Калифорнии и Нью-Мексико. (Он получил свое название от французского turqueise или «турецкого камня», хотя сегодня в этой стране мало минерала.)

Увеличьте масштаб для получения дополнительной информации.

Цвет полученной бирюзы варьируется от мелово-белого до однородного синего цвета яйца малиновки (обычного на шахте «Спящая красавица» в Аризоне) до сине-зеленого цвета с паутиной паутины (найденного на шахте Лос-Серрильос в Нью-Мексико). Камень имеет рейтинг от 5 до 6 по шкале твердости Мооса Американского института драгоценных камней (GIA), что означает, что бирюзу можно легко вырезать, но она не такая твердая, как, скажем, алмаз (10 по шкале Мооса).

Чтобы получить ускоренный курс о том, как и где формируется минерал, посетите исчерпывающий, причудливый музей бирюзы в Альбукерке с его проходной «шахтой», практическими образовательными мероприятиями и кучами голубых камней.

Read more:  Вот как выбрать лучший тип сервера для нужд вашей инфраструктуры

Как добывают бирюзу?

Еще в шестом веке нашей эры древние народы пуэбло, жившие на территории нынешней юго-западной части США, добывали этот минерал, добывая бирюзу с помощью простых инструментов и вырезая из нее бусы, подвески и пробки для носа. С 1896 года археологи обнаружили более 200 000 кусочков такой бирюзы в каньоне Чако на севере Нью-Мексико, в том числе бусы и небольшие скульптуры из загадочной «Комнаты 33», крошечной, наполненной сокровищами гробницы для 12 дюжины человек, спрятанной в одной из каменные пуэбло.

(Эти древние города в Америке предлагают увлекательные подсказки об ушедших империях.)

Путешественники не увидят эту бирюзу среди сооружений Национального исторического парка культуры Чако, внесенного в список ЮНЕСКО; артефакты хранятся в коллекциях, в том числе в Музее антропологии Максвелла в Альбукерке и Американском музее естественной истории в Нью-Йорке.

Месторождения бирюзы встречаются во вмещающих породах по всему юго-западу Америки.

Фотография Линн Харрисбергер

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Исследователи использовали изотопное отслеживание, чтобы доказать, что некоторые из этих древних камней Чако вышли из-под земли в Лос-Серрильос, крошечной живописной шахтерской деревне, расположенной примерно на полпути между Альбукерке и Санта-Фе на так называемой Бирюзовой тропе. «Но это скорее современная живописная дорога, которая напоминает древний торговый путь с севера на юг», — говорит Свентцелл. «Вы больше не обязательно найдете много бирюзы».

Сегодня большая часть бирюзы в Нью-Мексико, включая большинство месторождений в Лос-Серрильосе, добыта. Некоторые предприятия закрылись в начале 20 века, когда запасы драгоценных камней были исчерпаны, другие просто перешли на более прибыльную добычу меди. (В Музее бирюзы Серрильос представлены старинные фотографии и горнодобывающее оборудование времен бума охоты за драгоценными камнями, а также торговый пост и контактный зоопарк.)

Местные мастера, такие как покойный ювелир хопи Чарльз Лолома, создавший этот браслет, используют бирюзу, серебро и другие натуральные материалы в изделиях, сочетающих в себе традиции и тенденции.

ФОТОГРАФИЯ МАРТЫ ХОПКИНС СТРЮВЕР, ШИПРОК САНТА-ФЕ.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Ювелиры и розничные продавцы теперь торгуют бирюзой, добытой десятилетия назад, а художники из числа коренных народов Нью-Мексико с такой же вероятностью работают с местным камнем, как и с камнями из Аризоны, Невады или России. «Сегодня из Мексики и Китая добывается больше бирюзы, чем из Нью-Мексико», — говорит Джо Дон Лоури, основатель и куратор Музея бирюзы в Альбукерке. «Ремесло всегда было сосредоточено здесь гораздо больше, чем добыча полезных ископаемых».

Что бирюза значит для коренных жителей Нью-Мексико

В Нью-Мексико проживают 23 коренных племени, в том числе представители 19 пуэбло, трех племен апачей и народа навахо. Их мастера уже сотни лет используют бирюзу в ювелирных изделиях и предметах. Применений было множество: Кевас вырезал из камня дискообразные бусины хейси, Зунис инкрустировал его в ракушки.

Украшения и предметы создавались для ношения в праздничные дни, использования в церемониях или для торговли с другими. «Если вы коренной житель, бирюза — часть вашего наследия, это предопределено», — говорит Моррис Маскетт, ювелир и ткач из племени навахо из Гэллапа, штат Нью-Мексико. «По-навахо, это для духовной защиты и благословения».

Read more:  Большой запуск Nexus от Hexagon

В Музее американских индейцев Уилрайта, расположенном на холме над Санта-Фе, находится постоянная выставка юго-западных украшений с бирюзой. На нижнем уровне точная копия исторического торгового поста предлагает на продажу ремесленные изделия коренных народов.

Фотография Лероя Графа.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Испанские колонисты привезли серебряное дело на Юго-Запад в 16 веке. Это означало, что коренные народы объединили новые методы и материалы с традиционными. Результаты были ошеломляющими: серебряные браслеты навахо, отлитые из песка, в форме виноградной лозы, украшенные синими самородками, бирюзовая мозаика зуни на серебряных серьгах.

Когда в середине 19 века железная дорога Атчисон, Топика и Санта-Фе соединила Средний Запад с Нью-Мексико, новая аудитория туристов и искателей удачи познакомилась с бирюзой и ремеслами коренных народов, что привело к оживленному сувенирному бизнесу.

«Люди начали путешествовать на Запад и стали замечать таких людей, как навахо, носящих серебряные и бирюзовые браслеты или пояса», — говорит Свенцелл. «Это переросло в торговлю антиквариатом, которая помогла ювелирам продолжить свои традиции».

(Познакомьтесь с женщинами из числа коренного населения, меняющими туризм в Канаде.)

Чтобы узнать, как развивались ремесла и торговля бирюзой коренных народов, посетите Музей американских индейцев Уилрайт в Санта-Фе с его огромной галереей юго-западных ювелирных изделий. Среди ярких моментов — серебряные и бирюзовые ожерелья XIX века с «цветками тыквы», галстуки-боло XX века с самородками и современная брошь в форме цикады из голубого камня от художницы навахо/Уошу Лиз Уоллес.

В подвале музея Торговый пост Кейс воссоздает тип универсального магазина и редкостного магазина, с которым путешественники и торговцы столкнулись столетие назад, со скрипучими деревянными полами и ремеслами коренных народов, от бирюзовых бус до керамики Пуэбло.

Искусство коренных народов, современная коммерция

В старых городах Санта-Фе и Альбукерке, а также в небольших городах, таких как Гэллап и Таос, магазины и галереи функционируют как современные торговые посты. В них есть все: от недорогих бирюзовых безделушек до набора для игры в нарды за 7000 долларов, круглые игровые детали которого вырезаны из бирюзы.

Read more:  Как украденные чеки продаются и покупаются в Интернете

«Современные индийские украшения сегодня настолько привлекательны, потому что вы сначала увидите великолепное сочетание металла и камней, а затем поймете, что оно отсылает к старым мотивам — формам кукурузных зерен, бусам ручной огранки», — говорит Сьюзан Пуриан, которая покупает и продает ювелирные изделия Юго-запада. в качестве директора индийского ремесленного магазина при Министерстве внутренних дел США в Вашингтоне, округ Колумбия.

Покупатели ищут украшения из бирюзы на ежегодном индийском рынке в Санта-Фе. Сейчас, в свой 100-летний юбилей, выставка и распродажа приносят проверенное искусство коренных народов на историческую площадь столицы Нью-Мексико.

Фотография Шейлы Блатчфорд, Индийский рынок Санта-Фе.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Многие ремесленники и покупатели предпочитают «натуральную» бирюзу, то есть камни, которые не подвергались обработке для улучшения их твердости или цвета. Продажа натуральной бирюзы регулируется законом, но покупатели должны потребовать чек, подтверждающий это. Улучшенный камень не является подделкой, но натуральный камень считается более ценным и подлинным.

«Природный камень больше связан с матерью-землей, без посредников», — говорит Маскетт. «Мягкость камня может повлиять на то, как я его ограню, но даже если он сломается, я измельчаю бирюзу и использую ее в молитвах».

(Почему Оахака, Мексика, возрождает свою «керамику ночи».)

Путешественники, охотящиеся за сувенирами из бирюзы в Нью-Мексико и на юго-западе, обычно приезжают в поисках подлинности, как в материалах, так и в производителях. Хотя Закон об индийском искусстве и ремеслах 1990 года призван защищать от «подделок Санта-Клауса» артефактов коренных народов, он почти никогда не соблюдается.

Не существует центральной организации, проверяющей ремесла коренных народов, но покупатели могут искать галереи и магазины, которые размещают информацию о том, какие художники и группы коренных народов производят свои украшения. Серьезные коллекционеры приезжают каждый август на Индийский рынок Санта-Фе, где на исторической главной площади и вокруг нее представлены сотни избранных гончаров, ювелиров и ткачей из числа коренных народов.

Тем не менее, самый запоминающийся способ купить бирюзу из Нью-Мексико — это пойти прямо к продавцам, которые каждый день собираются возле Дворца губернаторов Санта-Фе или во дворе Культурного центра индейцев-пуэбло в Альбукерке. Все эти проверенные художники из числа коренных народов могут поделиться информацией о своих техниках и традициях.

«Люди приезжают в Нью-Мексико и видят, как естественные вещи вплетены в нашу культуру, и они хотят частичку этого», — говорит Маскетт. «Покупка этих кусочков земли для украшения может принести им мир и спокойствие».

Дженнифер Баргер — старший редактор National Geographic Travel, выросшая на юго-западе Америки. Следуйте за ней в Instagram.


1705538319


publish_date]
#Как #бирюза #стала #синонимом #НьюМексико

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.