- Автор, Джейсон Фаранго
- Роль, Би-би-си Культура *
Она смотрит вправо, на среднее расстояние, с закрытым ртом и тонким носом, слегка направленным вниз..
Ее правая рука покоится на деревянном столе, а левая рука, украшенная обручальным кольцом, держит сложенный веер.
Волосы ее собраны в узел и распущены по плечам, которые обнажены, если не считать двух бретелей, которые несколько неубедительно удерживают ее узкое классическое черное платье.
На голове у нее маленькая бриллиантовая тиара, но, кроме нее и кольца, она не носит никаких украшений.
Между ее длинной шеей и глубоким вырезом платья в форме сердца лежат несколько дюймов плоти, холодной и бледной, как замороженное молоко.
Это портрет так называемой «Мадам» работы Джона Сингера Сарджента.
Суровое лицо женщины и псевдоним «Мадам Икс» превратили ее в загадочную фигуру, американскую Мону Лизу с непостижимым характером.
Но его тайна, его анонимность не являются результатом утраты исторических документов или сокрытия художественных следов.
Мадам в Париасе, городе, который был эпицентром Бель Эпокта «прекрасная эпоха», в которой родились импрессионисты, модернисты, символисты и многие другие движения.
Хотя потом все рухнуло.
Кем была мадам Икс?
Главная героиня портрета родилась как Виржини Амели Авеньо в Новом Орлеане, на юге США, в семье белых креолов.
Его отец погиб, сражаясь на стороне Конфедерации в битве при Шайло в 1862 году. В 1866 году его младший брат также умер от застойной лихорадки.
Его мать, сытая по горло всемВзяв кредиты на семейную плантацию, он в 1867 году отправился с дочерью в Париж.
Город Света, должно быть, казался мечтой после разрушительной Гражданской войны в США и головной боли только что начавшейся Реконструкции.
Но Амели привезли в Париж не только для этого.
Он был там, чтобы жениться стильно.что он и сделал быстро, с банкиром Пьером Готро, вдвое старше его.
Она была соблазнительной. Она не была традиционной красавицей, но у нее была поразительная фигура с тонкими губами и чрезвычайной бледностью.
По словам биографа Сарджента, он не только посыпался порошком, но и употреблял мышьяк, чтобы убрать цвет с кожи (на самом деле он принимал менее токсичное вещество).
«Я помню, как видел мадам де Готро. [sic]знаменитая красавица того времени, и я не мог не преследовать ее, как оленя— написал американский художник-эмигрант Эдвард Симмонс.
«Его голова и шея покачивались, как у молодого оленя… Все художники хотели сделать это мрамором или краской.».
Но, несмотря на наличие публичных поклонников и денег, ему пришлось бороться, чтобы подняться на вершину парижского общества; страницы светской хроники ее почти не заметили, а поскольку она была креолкой, ее исключили из самых высоких слоев общества. красивый мир Французский.
Она и ее амбициозная мать стремились достичь вершины. И молодой художник Джон Сингер Сарджент, который получал заказы от других экспатриантов, но жаждал признания Франции, также был полон решимости подняться на вершину.
Итак, вот они, американка и художник, обоим по двадцать с небольшим, оба жаждут большого прорыва.
Портрет потребовал 30 сеансов, и, как и на протяжении всей своей карьеры, Сарджент выбрал платье: черное, и, возможно, не цельное, а состоящее из двух частей, с грубо присборенным на талии лифом и строгим вырезом.
И, как показывает предварительный эскиз, найденный в коллекции галереи Тейт в Лондоне, мадам Икс первоначально появилась без одной из бретелей платья.
Обнаженное плечо и обручальное кольцо на левой руке составляли скандальную комбинацию..
Это означало, не очень тонко, что эта замужняя женщина будет рада, если ее представят другим мужчинам.
Сенсация и скандал
Парижский Салон, официальная художественная выставка Академии изящных искусств во французской столице, был тогда самым важным художественным событием в мире.
В 1884 году Сарджент участвовал в нем в шестой раз.
Я знал, что портрет госпожи Готро был рискованным. Но таких плохих отзывов у меня никогда не было.
Критики сравнили его цвет кожи с цветом трупа. Газеты публиковали карикатуры и сатирические стихи, высмеивающие как художника, так и модель.
«Когда находишься в 20 метрах от картины, кажется, что это может быть что-то— написал один критик в L’Événement. “Но когда подходишь ближе… понимаешь, что это просто ужас“.
Критик New York Times сообщил об успехе ныне забытых художников, таких как Жан Беро и Эдуард Детайль. и добавил: «Сарджент в этом году находится ниже своего обычного уровня. Его портрет так называемой прекрасной мадам Готро. [sic]… это мультфильм. Поза фигуры абсурдна, а синеватый цвет ужасен.».
«¡Моя дочь потерялась!(по-испански: моя дочь потерялась), — оплакивала мать Амели перед Сарджентом.
Он попытался вынести картину из зала, но безуспешно.
Однако все это необходимо рассматривать в контексте..
Это был 1884 год: два полных десятилетия после того, как Эдуард Мане шокировал Париж своей «Обед на траве(которую Зал показать отказался) и «Олимпия».
Хотя в Салоне повсюду были обнаженные тела, Сарджент, с одобрения Амели, посмел показать уверенную и даже хищническую сексуальную привлекательность великосветской женщины, причём замужней..
Маленькое черное платье только ухудшило ситуацию, а не улучшило ее.
И была еще одна проблема: благодаря публичному скандалу Сарджент вдруг понял, что семья Амели не в настроении покупать портрет. Ведь это была не комиссия.
Он нарисовал ее, полагая, что известность выставки в Парижском салоне принесет ему высокую цену и дополнительные комиссионные.
Но он проиграл эту ставку.
Конец смелости
Сарджент уехал в Лондон и больше никогда не писал ничего столь смелого.но вошел в историю своими «жидкими и скользящими мазками», которые «являются одной из славы мирового искусства», Как говорится в статье в Washington Post о выставке»Создано Сарджентом», которую в наши дни можно увидеть в Музее изящных искусств в Бостоне.
Готро остался во Франции и попытался реинтегрироваться в общество.
Но если раньше она могла рассчитывать на то, что в оперу ее будут сопровождать высокопоставленные политики или финансовые титаны, то теперь ей приходилось сопровождать посредственных чиновников.
Он заказал еще два портрета, оба из которых оказались в Салоне и ни один из них не оказал никакого влияния.
Шли годы, и она уже жила отдельно от мужа, ее существование стало загадкой, а детали стали неопределенными.
Один биограф отметил, несколько романтично, что в последние годы жизни он убрал все зеркала со стен своего дома и выходил на улицу только по ночам.
Сарджент хранил портрет в частном порядке до 1916 года, через год после смерти Амели, когда он продал его Метрополитен-музею в Нью-Йорке.
Он написал одному из кураторов музея: «Из-за ссоры с этой женщиной много лет назад я бы предпочел, чтобы на картине не было ее имени.».
Отсюда и мадам X: неизвестная, возможно, непознаваемая женщина..
Его имя было стерто, его жизнь мы можем знать лишь частично.
* Если вы хотите прочитать статью на английском языке на BBC Culture, кликните сюда.
Помните, что вы можете получать уведомления от BBC Mundo. Загрузите новую версию нашего приложения и активируйте ее, чтобы не пропустить наш лучший контент..
2023-12-09 12:39:34
1702128640
#Мадам