Home » Можно ли запатентовать ритм? Внутри иска о реггетоне, который может потрясти мир поп-музыки | Музыка

Можно ли запатентовать ритм? Внутри иска о реггетоне, который может потрясти мир поп-музыки | Музыка

ВтВыпустив в 1989 году свою песню «Рыбный рынок», ямайский дуэт Кливленда «Кливи» Брауна и Уиклифа «Стили» Джонсона непреднамеренно изменил курс поп-музыки. Трек представляет собой первый известный пример того, что впоследствии стало известно как «дембоу» ритм — перкуссионный, слегка синкопированный ритм четыре в пол, который пришел из регги, чтобы стать фирменным битом реггетона, сегодня всемирно-известного. покоряющее звучание латиноамериканской поп-музыки.

Теперь, более чем через 30 лет после выхода «Рыбного рынка», Steely & Clevie Productions подает в суд на трех самых знаменитых исполнителей реггетона — Эль Чомбо, Луиса Фонси и Дэдди Янки — за то, что они характеризуют как незаконную интерполяцию ритма «Рыбного рынка» (или «риддим»). ), и ищут кредит — и гонорары — они говорят, что заслужили с самого начала.

Этикетка на 7-дюймовом сингле Fish Market группы Steely & Clevie.

В иске Steely & Clevie Productions упоминаются 56 песен, в том числе некоторые из самых больших хитов реггетона, такие как совместная работа Fonsi и Джастина Бибера Янки Despacito и Gasolina Янки, многие из которых собрали сотни миллионов или даже миллиарды прослушиваний. В качестве ответчиков по иску также назван ряд известных артистов и соавторов, включая Бибера, Стеффлона Дона и восходящего пуэрто-риканского певца Рау Алехандро, а также издательские компании и звукозаписывающие компании. (Представители Бибера и Стеффлона Дона отказались от комментариев; The Guardian связалась с представителями Алехандро.)

Победа Steely & Clevie может иметь серьезные последствия не только для реггетона, но и для поп-музыки в целом, которая в последнее десятилетие все чаще черпала вдохновение в латиноамериканской музыке. Тысячи других песен, в которых используется ритм дембоу, могут быть признаны нарушающими авторские права, и это действие также может создать прецедент для будущих исков об авторских правах, основанных на основополагающих поп-ритмах.

На Ямайке и в Латинской Америке повторное использование и сэмплирование инструментальных треков без страха перед судом является обычной практикой. «Подпольная сцена в Сан-Хуане [in Puerto Rico] который дал начало реггетону, был вдохновлен традицией звуковой системы Ямайки использовать популярные инструментальные партии для продвижения новых, живых, местных выступлений», — говорит Уэйн Маршалл, этномузыковед, специализирующийся на социальной танцевальной музыке в музыкальном колледже Беркли в Бостоне.

Read more:  Как управляемая ИИ «сеть интуиции» Maven может снова сделать социальные сети интересными

Когда реггетон только зарождался, он имел небольшую экономическую ценность, и немногие из его основоположников даже не подозревали, что однажды он станет одной из самых значительных сил мировой поп-музыки. Теперь реггетон — это многомиллиардная индустрия: Bad Bunny, в настоящее время крупнейшая звезда жанра (который также занялся другими стилями), уже три года подряд является самым популярным исполнителем в мире на Spotify.

«Как только реггетон становится одним из самых популярных жанров в мире, производящим одну из самых прибыльных музыкальных произведений 21-го века, возникает вопрос, следует ли применять ту же творческую лицензию к товарам стоимостью в миллионы долларов», — говорит Маршалл.

Действительно, Браун и Аника Джонсон (последняя представляет наследие Уиклифа Джонсона, умершего в 2009 году) утверждают, что Фонси, Чомбо и Янки «никогда не запрашивали и не получали лицензию, разрешение или согласие» на использование ритма, созданного на Рыбном рынке. , и что они «продолжают использовать и получать доход и прибыль от работ, нарушающих авторские права». Браун и Джонсон потребовали суда присяжных для их судебного иска.

Джастин Бибер — один из фигурантов дела о рыбном рынке.
Джастин Бибер — один из фигурантов дела о рыбном рынке. Фотография: Марио Анзуони/Reuters

Утверждение предполагает, что успех хита Shabba Ranks 1990 года Dem Bow, который включал законное использование ритма Fish Market, в соавторстве со Стили и Клеви, вдохновил других артистов на копирование ритма. Браун и Джонсон утверждают, что артисты, указанные в иске, имели бы доступ к Fish Market из-за его широкой доступности, а также к Bobo General и Sleepy Wonder’s Pounder, еще одной песне 1990 года, ритм которой, по словам Брауна и Джонсона, «существенно похож, если не практически идентичен» рыбному рынку.

Хотя ритмы обычно не защищены законом об авторском праве в США, ритм может быть защищен авторским правом, если можно доказать, что он в значительной степени уникален или оригинален. Юристы Fonsi, отвечая на иск Брауна и Джонсона, отрицали, что «все или какая-либо часть… Fish Market является оригинальной или защищенной», и заявили, что «никакого ответа не требуется». Представители El Chombo направили нас к видео на его канале YouTube, в котором он подробно рассказывает об истории реггетона и написании песен. Представители Daddy Yankee не ответили на запрос Guardian о комментариях.

Read more:  Клейтон Кершоу и Дэвид Перальта подпитывают «Доджерс» мимо «Красных»
Уиклиф «Стили» Джонсон (слева) и Кливленд «Кливи» Браун (справа).
Уиклиф «Стили» Джонсон (слева) и Кливленд «Кливи» Браун (справа). Фотография: Steely & Clevie Productions Ltd.

По мнению Кэтлин Экклстон, историка реггетона и создателя платформы Reggaeton Con La Gata, традиция повторного использования в риддим-культуре не должна лишать артистов права на написание песен. «Это было давно», — говорит она. «Не нужно быть ученым, чтобы понять, как [Fish Market] использовался, семплировался и менялся в реггетоне».

Экклстон считает, что дело коренится в давней расовой иерархии, которая простирается по всей Америке, где люди со светлой кожей — большинство крупнейших звезд реггетона — часто получают большие привилегии. По мнению Экклстона, это распространяется на Ямайку, где большая часть населения имеет более темный цвет лица, чем в соседних латиноамериканских странах. Ямайские жанры, такие как дэнсхолл и регги, говорит Экклстон, популярны во всем мире, но им не хватает экономического паритета с реггетоном.

«Люди, которые зарабатывают миллионы на этой музыке, живут на другом уровне, чем люди, которые написали музыку изначально», — говорит она. «Все хотят ямайской музыки и культуры, но они не хотят, чтобы ямайцы могли есть».

Юрист по авторскому праву из Нью-Йорка Пол Факлер, который не участвует в этом деле, говорит, что Браун и Джонсон проявили стратегический подход к своей просьбе о суде присяжных. «Одним из ключевых моментов в законе об авторском праве является то, что охраняются не идеи, а уникальные выражения идей», — говорит он. «Поэтому во многих случаях, когда дела об авторских правах передаются присяжным, вы можете получить дурацкие результаты».

Факлер отмечает, что, когда судья и присяжные сталкиваются с тонкостями музыкальной теории, вердикт часто становится не столько о музыке, сколько об истории, стоящей за ней. Он цитирует дело Blurred Lines 2015 года, в котором присяжные признали Робина Тика и Фаррелла Уильямса виновными в нарушении авторских прав на песню Марвина Гэя 1977 года, как переломный момент в исках об авторских правах на поп-музыку.

Read more:  Дротиками для Ларреты Патрисия Буллрич заключила соглашение с Хорхе Макри в Сити на 2023 год, и в Pro есть сильное напряжение.

«Результат был не обязательно о чем-то важном, а о непристойных элементах истории», — говорит Факлер. «Это может настроить присяжных против вас, когда им придется сидеть в ложе и решать, кто прав, а кто виноват, кто заслуживает доверия, а кто не заслуживает доверия».

Грегор Прайор, юрист, специализирующийся на развлечениях и средствах массовой информации, говорит, что Браун и Джонсон могут столкнуться с трудной борьбой — отчасти потому, что ответчики, вероятно, «будут иметь в своем распоряжении множество средств защиты от нарушения авторских прав, что сделает аргументы истцов более убедительными». труднее доказать… Истцы должны будут доказать, что ответчик когда-либо действительно слышал или мог разумно предположить, что слышал песню истцов, прежде чем создать песню, предположительно нарушающую авторские права», — говорит он.

Бейонсе упомянула Animal Collective в одной из своих песен, потому что она «воплощает части» их песни 2009 года My Girls.
Бейонсе упомянула Animal Collective в одной из своих песен, потому что она «воплощает части» их песни 2009 года My Girls. Фотография: Марио Анзуони/Reuters

Прайор говорит, что трудно доказать, что кто-то заранее знал о песне, а это означает, что судам придется учитывать популярность песни. «Использование таких выражений, как «основополагающий» и «культовый», используется [in the lawsuit] описание инструментальных композиций — это ранние попытки обозначить их популярность и показать, что доступ был бы вероятным», — говорит он. «Успешна ли эта точка зрения или нет, будет зависеть от способности истцов продемонстрировать, что работа была настолько популярной, как они предполагали, что может оказаться сложной задачей».

Крупные лейблы, пытаясь упреждающе избежать судебных исков о нарушении авторских прав, начали приписывать артистам, которые не участвовали в создании песни, когда новый трек имеет сходство со старой песней. Недавно Оливия Родриго задним числом предоставила участникам Paramore и Тейлор Свифт авторство двух песен для своего дебютного альбома; в 2016 году Бейонсе, как известно, упомянула Animal Collective в одной из своих песен из-за небольшого лирического сходства с их песней 2009 года My Girls .

Такая стратегия вряд ли пришла в голову Фонси, Чомбо и Янки, когда они только начинали чеканить хиты. Вскоре судья и присяжные должны решить, обязаны ли они выплатить то, что многие считают давно просроченным долгом. «Это был самый большой слон в комнате с момента создания музыки», — говорит Экклстон. «Как только деньги попали на стол, все изменилось».

Дополнительный отчет Шаада Д’Сузы

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.