Предварительное примечание: мы здесь не искусствоведы, не говоря уже о критиках, поэтому извините, если вы достаточно часто читали размышления ниже в другом месте.
Когда вы спрашиваете страны, чем они действительно гордятся, на что они в конечном итоге указывают? Какие самые устойчивые символы создали их культуры?
Для России это космическая программа «Спутник» и «Царь-бомба» или Достоевский и Чайковский? Для Америки это высадка на Луну и транзистор или Хемингуэй и Майлз Дэвис? Для Нидерландов это Остершельдекеринг и фондовая биржа или Вермеер и Беренд Зоммер?
Мы думаем, что, несмотря на аполлоническое величие всего первого, в конечном итоге следует второе. Не движения страны вверх, а движения, направление которых неизвестно.
Технология хороша, если она является объективным улучшением по сравнению с предшественниками, КПИизмеримы. В искусстве это на самом деле не так — за исключением гиперреализма, о котором мало говорят со времен фотографии.
Технология движется вверх, иначе это не технология. Искусство тоже движется, но оно движется, как ветер; это причинная случайность.
И именно потому, что оно не существует в естественном насилии линейного времени, оно невосприимчиво именно к этому естественному насилию. Технологии с течением времени резко обесцениваются, за исключением нескольких старинных коллекционных автомобилей.
Настоящее искусство, каким бы оно ни было, возрастает в цене. Почему саудовский (!) принц заплатил более 450 миллионов долларов за Христа да Винчи Спаситель мира. Почему мы с радостью заплатили бы 170 000 000 долларов за Климта? Водяные Змеи II если бы оно у нас валялось?
Тогда на карту поставлено гораздо больше, чем простота и мастерство. Но никто и никогда не сможет вам точно сказать, что именно.
И это напоминает финальную сцену ниже. Царство Небесное. После того, как Барисан из Ибелина (вики) сдает Иерусалим в очень пространственных условиях достопочтенному Салах ад-Дину (вики), Барисан спрашивает его:
“Сколько стоит Иерусалим?“
Салах ад-Дин отвечает: «Ничего… — …Все.“
2024-04-20 16:00:47
1713673419
#Обзор #прессоткрытия #Биеннале #Но #важно #ли #искусство