Атмосфера новизны на территории Флоренции: Museo Novecento предлагает две выставки, которые нельзя пропустить как для любителей фотографии, так и для любителей современной живописи, прославляющие пороки и великолепие тосканского города.
«Мэпплторп — фон Глёден. «Красота и желание»
Выставка «Мэпплторп – фон Глёден. Красота и желание», куратор Серджио Рисалити, прославляет карьеру Роберта Мэпплторпа (Бостон, 1989), которого редко можно увидеть на итальянских выставках. Открытая до 14 февраля 2024 года выставка сравнивает работы фотографа с работами Вильгельма фон Глёдена (Таормина, 1931) — пионера постановочной фотографии — и братьев Алинари, распутывая общую нить выразительных намерений. Темы, перекликающиеся с концепцией калокагатии Древней Греции, в которой поиски совершенства формы и сущности напоминают мастерские снимки Мэпплторпа, мастера понимания скульптуры (особенно Микеланджело).
Шаг за шагом выставка представляет собой последовательность скульптурных тел, мускулистых и определенных, как у древних богов и героев, но имеющих единый общий знаменатель: поиск красоты (и ее обретение). Панацея для глаз и души, которая также доставляет удовольствие эротически нежным цветам Мэпплторпа.
Фон Глёден писал: «Искусство не имеет иной цели, кроме красоты, и не хочет чувствовать ничего морального». В этих поисках классицизма действительно есть свободное место не только для аполлонического духа, но прежде всего для чувственности дионисийского, которая никогда не приводит к вульгарным позам, но, безусловно, оторвана от ложной респектабельности и свободна нарушать границы. В эпоху, когда социальные сети подвергают цензуре даже легкомыслие, считающееся не очень «политкорректным», желание иметь мир с большей непредубежденностью — это глоток свежего воздуха.
«Сесили Браун. Искушения, муки, испытания и скорби»
Всегда со скрытым стремлением к желанию, но совершенно другого художественного жанра, в залах первого этажа Музея Новеченто проходит выставка современной художницы Сесили Браун (Лондон, 1969), также курируемая Ризалити. Ее художник в этот период также выставлен в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. «Искушения, муки, испытания и невзгоды» собирает более тридцати работ Брауна, подражательным вдохновением которых является фигуративное произведение фламандской школы «Искушения святого Антония», представленное в музейной часовне и созданное во второй половине 16 века. Любопытный диалог совершенно разных стилей, но схожих тем: невозможно не заворожиться беспорядочными мазками Брауна, иногда медленными и серьезными, иногда широкими, яростными и живыми. То, что на первый взгляд может показаться материальной массой бессмысленных форм и цветов, на второй взгляд выявляет скрытые детали животных, тел и растений, извилисто переплетающихся на холсте. Мультисенсорная абстрактная оргия форм и цветов, которой нечего позавидовать классической живописи. «В тот момент, когда появляется ясный образ, ум успокаивается. И я не хочу, чтобы ситуация стабилизировалась. Мне нравится беспокойство, открытость и двусмысленность, которые существуют, когда происходят постоянные изменения».