Ложь стара, как человечество. Трамп не изобретал информационные манипуляции. В Римской империи ложь, как огонь через соломинку, бежала в форме легенд, мистификаций, диффамации и пропаганды всех видов. Археология показывает, что сожжение Рима было случайностью и что Нерон находился за пределами города, когда распространилось пламя. Это была одна из первых фейковых новостей с древних времен. Разница лишь в том, что теперь «фейковые новости» распространяются со скоростью света. Не зря каждую секунду публикуется 6 000 твитов и 740 000 сообщений WhatsApp, многие из которых неопределенны.
Термин «поддельный новый» был выбран Оксфордским словарем как слово года в 2017 году. Если кто-то не исправит его, применение искусственного интеллекта может привести к экспоненциальному увеличению количества ошибок. Ввиду того, что мистификации являются одной из основных проблем, с которыми сегодня сталкивается представительная демократия, Fundación Espacio Telefónica решил посвятить выставку «Фейковые новости. Фабрика лжи», выставка, которую можно посетить до 19 ноября на Гран-Виа в Мадриде.
Еще Геббельс говорил, что «тысячекратно повторенная ложь становится правдой». Если эта аксиома верна, какое будущее нас ждет с разрушением Интернета и новостных каналов, рожденных в его тени? Нужен ли нам особый навык, чтобы различать лавину неопределенностей, которые нас захлестывают? Выставка призвана прояснить этот и другие вопросы и заставить задуматься о влиянии, которое в настоящее время оказывает на общество.
Выставка, курируемая журналистом Марио Тасконом, разделена на пять разделов и насчитывает около 120 экспонатов, в том числе работы коллективов Domestic Data Streamers, Tactical Tech или The Yes Men, а также Джоан Фонкуберта, Йонаса Бендиксена, Дэниела Хоу или Хао Ли.
крышки
Выставка углубляется в эти концепции с помощью некоторых обложек СМИ, таких как «The Guardian» или «>», а также известных фраз персонажей, которые на протяжении всей истории упоминали об этом явлении, таких как Макиавелли, Джордж Оруэлл или Платон. Кроме того, чтобы ввести нас в этот мир информативной антиутопии, большая инсталляция в форме лестницы определяет и различает понятия «дипфейки» (видео, изображение или аудио, созданные искусственным интеллектом, имитирующие внешний вид и звук человека), « фейковые новости», дезинформация, пропаганда и деконтекстуализация, которые очень часто приводят к путанице.
Идея о том, что у лжи очень короткие ноги, в эпоху цифровых технологий не работает. Скорость сети умножает лживость. Ложь на 70% более вероятна, чем правдивая информация. «Во что важно, будь то пандемия или выборы, всегда есть «фальшивые новости»», — утверждает Марио Таскон, куратор выборки.
На выставке представлено около двадцати фотографий, созданных в период с 19 века до наших дней и обработанных с помощью различных техник или просто вырванных из контекста. Среди них подделанное изображение Путина, разговаривающего с Трампом и Эрдоганом, или недавнее изображение Папы Франциска, набитого белыми перьями Balenciaga.
Обман на 70% более вероятно, чем правдивая информация
Раздел выставки под названием «Наш мозг нас обманывает» выдвигает на первый план когнитивные искажения, побуждающие нас верить ложным новостям и даже воспроизводить их без намерения. Среди них удовольствие от подтверждения наших убеждений, доверие, которое мы оказываем авторитетным источникам, и важность, которую мы придаем структуре, способу, которым информация представлена нам.
Одна из частей работает с искусственным интеллектом. Это «Big Dada / Public Faces» (2019) Дэниела Хоу и Билла Постера, аудиовизуальная инсталляция, в которой вы можете увидеть четыре аватара, созданных с использованием технологии «дипфейк», которые выдают себя за Дональда Трампа, Ким Кардашьян, Марка Цукерберга и Моргана Фримена.
В интерактивной инсталляции Real-Time Deepfake (2022) Хао Ли, самый известный в мире разработчик «дипфейков» благодаря своим знаменитым алгоритмам, представляет «дипфейк», способный распознавать лицо посетителя и заменять его на лицо человека. знаменитость в прямом эфире в реальном времени. Таким образом создатель предупреждает о большой опасности, которая скрывается за неправильным использованием видеоманипуляций.
«Цель «фейковых новостей» — контролировать и доминировать над обществом. Вчера и сегодня. Через них ищут способ поддержать убеждения, которые интересуют человека или группу, и подтвердить наиболее подходящие идеи, парадигмы и установки. Но цель всегда состоит в том, чтобы контролировать и доминировать», — говорит Марио Таскон.
Чтобы понять масштабы искусства лгать, используйте пример художественного предложения коллектива The Yes Men, который через неделю после выборов, приведших Обаму в Белый дом, объединил сотни писателей, художников и активистов для создания и распространения, в проекте, который длился шесть месяцев, 80 000 экземпляров фальшивого издания New York Times.
Вы также можете рассмотреть нашумевшую работу «Спутник» Джоан Фонткуберта, проект, который вызвал ажиотаж и который некоторые СМИ восприняли как настоящий. В нем рассказывается о деле предполагаемого полковника Ивана Источникникова, исчезновение которого посреди космической гонки между США и СССР в 1968 году привело к тому, что советские власти стерли его из истории.