яухо пап и глав государств. Основатель сообщества Сант-Эджидио*, католической неправительственной организации, которая на протяжении десятилетий выступала посредником в мировых конфликтах, и бывший министр в правительстве Монти, Андреа Риккарди близок к Папа Францисккак это было с Иоанном Павлом II.
Капеллан Сант-Эджидио кардинал Маттео Зуппи является президентом Итальянской епископальной конференции. что Папа Франциск отправлен в качестве эмиссара в войне между Россией и Украиной. Убежденный католик, историк и политик, Андреа Риккарди расшифровать для Точка карта мира по Франциску.
Точка : Как мы можем резюмировать мировоззрение Папы Франциска?
Андреа Риккарди: Подвести итог Франсуа невозможно. Потому что он лидер, который живет в реальности и всегда в движении. Если бы мне пришлось его охарактеризовать, я бы не сказал, что он богослов, философ, а, скорее, знаток человечества. До своего избрания Папой 13 марта 2013 года он был человеком, имеющим корни в Латинской Америке и особенно в мегаполисе Буэнос-Айресе.
В 2006 году впервые в мире численность жителей городов превысила численность жителей сельской местности. Папа Франциск родом из великого глобализированного города, и это сформировало его взгляды на планету. Это продукт городской цивилизации. Его опыт пребывания в таком мировом городе, как Буэнос-Айрес, был очень важен для его концепции христианства и роли Церкви. Он является главой плюралистической церкви, а глобальный мир, в котором мы живем, имеет единый образ жизни, но порождает конфликты. Метод Бергольо — это диалог для управления сложностью.
Как разделен мир в сознании Папы Бергольо?
Во-первых, не следует упрощенно думать, что у него рефлексы латиноамериканца с отвращением к Соединенным Штатам, к «янки». Он знает важность Соединенных Штатов в Церкви и в мире. Папа — аргентинец, но своей личной историей связан с Италией. Он олицетворяет юг мира, и теперь мы можем назвать его человеком из БРИКС, объединяющим страны «глобального Юга» .
Но я думаю, что это упрощенные утверждения. Папа одновременно и проще, и сложнее, чем кажется. Мы должны помнить его поездку в Соединенные Штаты, одну из самых важных в его понтификате, и его речь в Капитолии, его встречи с американским президентом, а также Трампом. Его присутствие в Европе было значительным, особенно что он стремился разбудить Европукоторую он считает – вспомним его выступление перед страсбургским парламентом – «слегка уставшей бабушкой».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Когда Папа осуждает «Ватикан, последнюю абсолютную монархию в Европе» Это речь 2014 года. Папа Франциск несколько пренебрег старыми европейскими народами…
Действительно. До Марселя недавно, он никогда не был во Франции. Ни в Германии, ни в Испании. Три страны, имеющие значение в католицизме. Но он много путешествовал по Италии. И он посетил многие периферийные страны Европы. Этот выбор кажется трудным для понимания, поскольку Германия, Испания и Франция были обязательными проходами для его предшественников.
Для Франциска французская церковь не является колыбелью Ватикан II, как думал Иоанн Павел II или Павел VI. Франсуа знаком с французскими богословами, такими как отец де Любак. [jésuite, résistant, condamné par Pie XII, puis nommé expert à Vatican II par Jean XXIII et créé cardinal par Jean-Paul II, NDLR]. Но его история другая. Он очень ценил малую Европу, Македонию, Албанию, Кипр, Болгарию, Румынию… Он совершил впечатляющее количество поездок по небольшим странам.
Церковь, как матери, товарищи и дочери, сталкивающиеся с мужчинами, убивающими друг друга, охраняет потерянные жизни: это не Международный Суд.
Но, в отличие от Иоанна Павла II, он произносит речь не перед всеми. Иоанн Павел II защищал своего рода геотеологию и в каждом своем путешествии стремился дать призвание различным народам. Вспомните речь Ле Бурже 1980 года: «Франция, помните обещания вашего крещения! » Нынешний Папа, если он поедет в Камерун, не будет стремиться дать видение Камеруна. Он ведет церковную речь, не ограничиваясь историческим и христианским призванием нации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Жан-Франсуа Колозимо: «Новые деспотии называют нас врагами человечества» В новостях сложно понять его позицию по Украине, этот яркий образ «белого флага». Вы, хорошо его знающие, как можете объяснить это стремление к миру любой ценой, рискуя иметь народы раздавленными, угнетенными?
Должен напомнить, что одним из первых актов понтификата была молитва о мире в Сирии в то время, когда Обама руководил военными действиями против режима Асада. Папа своей великой молитвой обезоружил американскую реакцию; Обама был большим сторонником Фрэнсиса. Но давайте перейдем к войне на Украине. Если Франциск не боится отколоться, изменить ситуацию, его позиция в отношении войны находится в глубокой преемственности с позицией его предшественников, от Бенедикта XV до Иоанна Павла II и Пия XII, которые все определяли войну как «бесполезную резню». ».
Позиция католической церкви сильно отличается от позиции православных, национально-идентифицированных или протестантских церквей. Католическая церковь интернациональна, она живет среди разных народов. Церковь не любит войны. Но есть еще один момент, связанный с этой структурной позицией. Как сказал Папа Иоанн XXIII, Церковь, подобно матерям, спутницам и дочерям, противостоящим мужчинам, убивающим друг друга, охраняет потерянные жизни: это не международный Суд.
Эта концепция всегда разочаровывает комбатантов и общественное мнение. Но Франциск по-своему, со своими пророческими преувеличениями, с отсутствием дипломатического языка, видит в войне зло и настаивает на скорейшем заключении мира. Он увидел, что существует несколько пожаров войны, и стал одержим идеей, чтобы эти пожары объединялись и поджигали мир. Это то, что Фрэнсис определяет как Третью мировую войну «по кусочкам».
Есть ли в такой позиции по Украине скрытые мотивы сближения с Россией через Патриарха Православной Церкви Кирилла, а также с Китаем, землей завоевания иезуитов, куда он хотел бы стать первым Папой Римским?
Желание сближения с Россией, безусловно, есть. Франциск был первым Папой, встретившимся с Патриархом Кириллом: это было в аэропорту Гаваны в 2016 году. Но сегодня, в данном случае, я уверен, что в видении Бергольо нет приоритетного русского языка. Украина находится в центре забот Папы. Он занял твердую позицию по этому вопросу, говоря о «стране-мученике». Но он не хочет быть рядом с Зеленским, а отношения с Греко-католической церковью, которая очень присутствует в Украине, сложны.
Понятно, что Ватикан сегодня очень заинтересован в сохранении хороших отношений с Китаем.
Он никогда не станет на сторону одной страны против другой. И он направлял кардиналов на места в гуманитарные поездки, что очень важно. Сердце Франциска болит за Украину, а его пацифизм мотивирован страданиями украинцев. Именно они платят самую высокую цену за войну. Вот почему Фрэнсис говорит, что нам нужно иметь смелость вести переговоры. Когда он говорит о «поднятии белого флага», это значит разрушить рамки, установленные военной пропагандой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Господин Матье Руже: «Мы ведем диалог глухих с политической властью» Должна ли Украина поднять белый флаг?
Нам нужно начать переговоры. Это его идея. Но он хорошо знает, что для переговоров нужно быть разделенным на две части. Дискуссия о Китае более сложна. Почему Ватикан не смог подписать соглашения с Китаем, когда это делают все государства? Ватикан проводит в Китае политику, как и в отношении авторитарных стран, чтобы Церковь сохраняла пространство богослужения, пространство жизни. В Китае 10 миллионов католиков, возможно, это меньшинство, но мы должны держать церкви открытыми, иметь минимум свободы.
Папу критикуют, слишком сильно критикуют. Я вижу епископов и апостольских нунциев, которые говорят о нем без уважения, даже против него. Это серьезная проблема в Церкви: утрата чувства единства.
Я знаю, что ситуация в Китае сложная. Но Ватикан изобрел механизм назначения епископов и последнее слово остается за Папой. И это очень интересно, потому что китайцы признали на своей территории иностранную власть, такую как папство. Когда великий лидер Итальянской коммунистической партии Пайетта во времена Второго Ватиканского собора посетил Китай Мао Цзэдуна, у него была миссия Ватикана: иметь возможность посылать епископов. И Мао ответил: «Но почему ты просишь меня об этой услуге? Наш суверенитет простирается от земли до неба…» Понятно, что Ватикан сегодня очень заинтересован в сохранении хороших отношений с Китаем. Но на Тайване еще есть нунциатура…
В настоящее время Сант-Эджидио подвергается критике mezza voce за ее отношения с Россией. Некоторые даже шепчутся, что ваша организация финансируется на российские деньги, чтобы влиять на политику Папы…
Прежде всего, абсурдно думать о влиянии на политику Папы. Финансируется россиянами? Кто это говорит? Если вы назовете мне имя, я немедленно подам жалобу на этого человека… Это абсурд! Это часть паранойи в условиях войны. У нас всегда были отношения с Русской Церковью, как у Папы Римского, как у архиепископов Парижских. Но мы сосредоточены на Украине.
Мы распределили 32 миллиона евро – это значительная цифра для такой НКО, как наша – на помощь украинцам, страдающим от голода и бедности, продуктами и лекарствами. Это помогает народному сопротивлению. У нас есть несколько центров поддержки и распространения в Украине, и мы получили благодарность от правительства Украины за наши действия. Мы делаем это не на российские деньги. Единственная государственная поддержка, которую мы получили, — это американская гуманитарная помощь. Самое печальное в России особенно, но и в Украине – это религиозный национализм, своего рода секуляризация веры и идолопоклонство нации.
Мы также слышим, что консерваторы готовят заговор против Папы Франциска с целью повлиять на выдвижение его преемника на следующем конклаве. Что вы думаете ?
Папу критикуют, слишком сильно критикуют. Я вижу епископов и апостольских нунциев, которые говорят о нем без уважения, даже против него. Это серьезная проблема в Церкви: утрата чувства единства. Этот мир «в кусках» требует Церкви «в кусках». Судя по тому, что я вижу, по тому, что я читаю, у некоторых групп давления может возникнуть идея навязать конклав. Мы составляем списки кардиналов, справа, слева, ведется пропаганда, особенно в США. Те, кто это делает, немного фанатичны и простодушны.
Но в конклаве существует особая химия, духовная и человеческая, многие кардиналы новички и очень умны, которые могут предсказать результат. Мы говорим о «бергольском» конклаве, поскольку кардиналы будут его подчиненными – он дал им имена. Но что значит быть «бергольцем» без Бергольо? В истории те, кому в начале конклава отдают предпочтение, никогда не побеждают. Как старый римлянин и как человек, посвятивший свою жизнь изучению папства, я по опыту знаю непреложное правило: кто вступает в конклав в качестве папы, выходит кардиналом.
* « Молитвы, бедные, мира. Азбука Сант-Эджидио »Жан-Доминик Дюран (Серф, февраль 2024 г., 315 стр., 24 евро).
2024-03-31 13:32:00
1711916792
#Папа #никогда #не #встанет #на #сторону #одной #страны #против #другой