Home » последние мгновения великого художника, исключительная выставка в Музее Орсе

последние мгновения великого художника, исключительная выставка в Музее Орсе

Если бы этой осенью можно было увидеть только одну выставку, то это была бы эта: Музей Орсе и посвященный ему музей в Амстердаме собрали большую часть картин Ван Гога, написанных в последние недели его жизнь в Овер-сюр-Уаз. Это великолепно (до 4 февраля 2024 г.)

27 июля 1890 года Винсент Ван Гог выстрелил себе в грудь в поле в Овер-сюр-Уаз, где он жил с 20 мая. Через два дня голландский художник скончался. ТО Музей Орсе посвящает беспрецедентную выставку этим последним двум месяцам своей жизни, интенсивному периоду творчества, вопросов и обновления своего искусства. Выставка организована совместно с Музеем Ван Гога в Амстердаме.

Кристоф Лерибо, президент Музея Орсе, без колебаний говорит о «совершенно исключительная выставка». В музее хранится семь-восемь картин этого периода, благодаря завещанию сына доктора Гаше, врача, который лечил Ван Гога в Овер-сюр-Уаз, и ставшего его другом. Условием было то, что картины никогда не будут переданы в аренду, если только семья Ван Гога не создаст музей. “Картины, столь же известные, как Церковь Овера где Портрет доктора Гаше не путешествуй “, – указывает Кристоф Лерибо.

Картины, которых никогда не видели в Париже

А ведь эти картины могли бы отправиться в музей Ван Гога в Амстердаме, основанный именно наследниками Тео Ван Гога, брата художника. Совместный проект голландского музея, который в этом году отмечает свое 50-летие и также имеет семь-восемь картин из Овер-сюр-Уаз, и Музея Орсе, позволил организовать эту выставку (уже представленную в Амстердаме с 12 с мая по сентябрь 3). Благодаря жестко согласованным кредитам с музеями по всему миру и частными коллекционерами, которые завершили работу над пятнадцатью картинами в своих коллекциях, двум музеям удалось собрать вместе около сорока из 74 картин, написанных Ван Гогом за последние два месяца его жизни. , некоторых из которых мы никогда не видели в Париже. Выставка также является результатом четырехлетнего длительного исследования. «О хронологии произведений и их местонахождении»— говорит Эммануэль Кокери, куратор выставки.

В течение последних двух месяцев Ван Гог писал по картине в день. Он остановился в гостинице «Раву» в центре Овер-сюр-Уаз, где возобновил начатые по мотиву полотна в окружающей природе, на берегу Уазы или в деревне, которую он нашел. «серьезно красивый». Первый большой зал выставки поражает воображение. Мы могли бы часами оставаться перед яркими цветами Дома Бостонского музея или Фермы из Хельсинки в странное небо. Он нанес синий цвет на белый фон. «Он переживает очень запутанные вещи, отмечает Эммануэль Кокери. Это небо, нарисованное на облаках, противоположно тому, что все делали до него».

Винсент Ван Гог (1853-1890), Сад в Овер-сюр-Уаз, со среды 18 июня по пятницу 20 июня 1890 г. (Частная коллекция)

«Картины предстают моему видению»

Ван Гог много говорил о своем искусстве в многочисленных письмах, которые он писал, особенно своему брату Тео. Выставка наполнена цитатами, и этой богатой переписке посвящен небольшой зал. «В этот период его слово приобретает тем больший вес, поскольку это период, в конце которого он покончит с собой», – подчеркивает комиссар. Важно, пытаясь «понять смысл этого последнего шага», даже если мы никогда точно не узнаем, почему он совершил свой последний жест. Поэтому речь идет главным образом о «подвергайте сомнению свое видение». Видение, которое сам художник вызывает в письме Тео: «Моему видению предстают смутные картины, для прояснения которых потребуется время, но оно придет постепенно».

«Ван Гог — художник мотивов, он ставит мольберт, ему нужна реальность вещей, мы чувствуем что-то запутанное, что мало-помалу кристаллизуется и принимает художественную форму», говорит Эммануэль Кокери, который хочет увидеть «как он улавливает видимую реальность, превращая ее в пластический мотив».

Одна из величайших тем этого периода — поле, пустое от человеческого присутствия, как бы выражающее одиночество. Под мирным небом тюки сена кажутся танцующими, трава движется размашистыми движениями, усеянная васильками. И наоборот, под более ярким небом точечные маки образуют плотную красную ковровую дорожку.

Винсент Ван Гог (1853-1890), доктор Поль Гаше, пятница, 6 июня и суббота, 7 июня 1890 года, Париж, Музей Орсе, подарок Поля и Маргариты Гаше, детей модели, 1949 год (© Musée d'Orsay, Район RMN-Гран-Пале / Патрис Шмидт)

Практически все панорамные форматы

В мае 1890 года Ван Гог вышел из приюта в Сен-Реми-де-Прованс, где провел год после приступа слабоумия. Если он решил поселиться в Овер-сюр-Уаз, то это благодаря обнадеживающему присутствию Поля Гаше, оригинального врача, последователя гомеопатии, художника и гравера-любителя, который часто посещает проходящих мимо художников, но, прежде всего, специалиста по меланхолии. Он становится другом и каждое воскресенье принимает Ван Гога на обед. Он пишет блестящий портрет самого себя, рисует свою дочь за роялем, а также Аделину, дочь своего трактирщика. «Портрет — это то, что волнует меня больше всего в живописи и заставляет чувствовать бесконечность больше, чем что-либо другое», написал Ван Гог, который продолжил там свои эксперименты с форматами и цветами.

Выставка завершается апофеозом почти всех (11 из 12) пейзажей панорамного формата (двойной квадрат, 50 см на 1 м), созданных Ван Гогом в период с 20 июня до конца его жизни. «Эта встреча проводится впервые и больше никогда не повторится, это уникальное, исключительное зрелище», – радуется Эммануэль Кокери. «Это своего рода упражнение на формальные ограничения, которые он наложил на себя, и которые показывают, что Ван Гог был на пороге новой картины», за пределами темы или мотива. Что показывает «Живопись, материал и формат сами по себе являются элементами языка, и предмет нам на самом деле не нужен».

Темы разнообразные, поля под тонкой полоской неба или наоборот большое грозовое небо, стога сена крупным планом, фермы. Известный Кукурузное поле с воронамиособенно интенсивный, не приезжал в Париж с 1953 года. По словам самого художника, картина выражает «печаль, крайнее одиночество». И Пейзаж в сумерках излучает мощный золотой мерцающий свет. В удивительном Подлесок с двумя фигурами пара теряется за идеальным рядом тополей.

Винсент Ван Гог (1853-1890), «Корни деревьев», воскресенье, 27 июля 1890 года, Амстердам, Музей Ван Гога (Фонд Винсента Ван Гога) (Фото: © Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога))

«Корни деревьев», последняя картина

Последняя картина, написанная Ван Гогом утром в день его самоубийства, особенно трогательна. Его никогда не показывали в Париже. Он почти абстрактно изображает переплетенные синие корни деревьев крупным планом. Это выражение «человека в поисках эмоциональных корней», комментирует Эммануэль Кокери, который, тем не менее, хочет «убить миф о безумном, проклятом, непризнанном художнике».

«Художник не писал в состоянии кризиса, в его живописи нет и следа безумия», даже если есть «страх возникновения новых кризисов, вызывающий состояние нестабильности, хрупкости, тревоги, что явно влияет на его живопись», объясняет комиссар.

А затем, в момент смерти, художник испытал сильное признание со стороны своих сверстников, о чем свидетельствуют соболезнования Тулуз-Лотрека, Бернара, Гогена, Эжена Карьера. Его одобрили некоторые критики, он несколько раз выставлялся и начал продаваться.

Винсент Ван Гог (1853-1890), Пшеничное поле с воронами, вторник, 8 июля 1890 года, Амстердам, Музей Ван Гога (Фонд Винсента Ван Гога) (Фото: © Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога))

Искусственный интеллект и виртуальная реальность

Выставка призвана охватить всю аудиторию. Потому что, говорит Эммануэль Кокери, Ван Гог «популярный художник» который сам хотел «говорить с самой широкой аудиторией» и мечтал сделать выставку в кафе. Небольшие залы документальных фильмов, рассказывающие историю доктора Гаше, описывающие Овер-сюр-Уаз или напоминающие Ван Гога, а кино акцентируют выставку. Терминал искусственного интеллекта позволяет нам задавать вопросы художнику на основе его писем, а опыт виртуальной реальности переносит нас в мир художника и его палитру.

Ван Гог в Овер-сюр-Уаз, последние месяцы
Музей Орсе
Эспланада Валери Жискар д’Эстен, 75007 Париж
Каждый день, кроме понедельника, 1является Май и 25 декабря: с 9:30 до 18:00, в четверг поздно вечером до 21:45.
16 € / 13 €
С 3 октября 2023 г. по 4 февраля 2024 г.

Read more:  Бланка Лакаса, автор книги «Ужасные дочери»: «Мужчины могут сказать, что их мать самая лучшая, потому что они могут избежать этого удушающего присутствия»

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.