Home » Праздники хоккея и песни • IR.lv

Праздники хоккея и песни • IR.lv

Встреча латвийской хоккейной команды у памятника Свободы. В центре – тренер сборной Харийс Витолиньш. Фото – Эдди Пален, LETA

Чему мы можем научиться у хоккея, а чему — у Рождества? Можно ли сравнивать эти два явления? Что они значат для нашей нации? Как они связаны с политикой?

Эмоции в обоих случаях непередаваемые. Общее количество участников составляет большую часть латвийского народа. Во время Рождества терпеливая работа многих тысяч любителей в течение нескольких лет поет и танцует в свободное от работы время. В хоккее интенсивные, возможно, даже сверхчеловеческие тренировки одной профессиональной команды и «подключение» тысяч болельщиков в решающие моменты игры: либо сидя перед экранами телевизоров, либо на трибунах. Бронзовая награда и победа над сборной США поставили Латвию в центр внимания мировых СМИ и любителей хоккея. Правда, временно – на несколько дней. Ziesmusvētki – ключ к культурной самобытности Латвии – привлекает любителей любительского искусства из других стран – в относительно небольшом количестве, но на годы.

Сплоченность общества в обоих случаях уникальна. Дземмусветки – четырехлетний цикл (местные концерты, совместное пение, совместные репетиции) с кульминацией на сцене Межапарка. Настоящие фанаты хоккея тоже годами следят за успехами своих близких, жертвуют временем и деньгами, чтобы везде присутствовать и поддерживать наших. Кроме того, фанаты тоже поют! Однако интерес у значительной части людей пробуждается только во время чемпионата и, в основном, когда наша команда побеждает.


Но победа приходит с большими усилиями. Требуется искусство действовать слаженно и управлять процессом подготовки. Всем рекомендую посмотреть интервью с тренером сборной Латвии Харией Витолиней. Трудно представить лучшего лидера. Показательно, что в разговоре он почти не употребляет слово «я», которое так любят современные политики. Витолинш использует форму «мы». «Наша команда, мы, тренеры, совместная работа, ребята, наша стратегия, наши болельщики, спасибо нации». Он проявляет не только сочувственную скромность, но и благородство: работать так, чтобы поджигать других, сжигая себя. Возглавив букет личностей с такими разными темпераментами, характерами и амбициями, удалось раскрыть талант каждого игрока, вдохновить и объединить их. Навыки, полученные при подготовке команд такого уровня, можно применять и в других областях. Думается, даже на должность президента толковый тренер с мировым опытом подойдет больше, чем любой матерый политик.

Read more:  Туризм между могилами: когда кладбища станут новыми музеями

Яростный критик общества сказал бы, что хоккей — это дешевое явление массовой культуры. С его помощью можно отвлечь внимание общественности от многолетних провалов премьеров в экономике. “Хлеба и зрелищ!” Древние римляне уже умели управлять массами. Нужно позволить толпе взбеситься: она взволнована тем, что на несколько часов ощутит свое равенство с великими народами мира. Как минимум в одном виде спорта мы на тот момент были не на последнем месте среди благополучных стран, а как минимум на третьем месте. Дальше – снова скучная рутина жизни, заботы об оплате растущих счетов и бесконечные партийные баталии, чтобы попасть «у корыта» или очередной олигарх, чтобы уйти от приговора суда…

Разве это не похоже на Рождество? Кроме того, людям предоставляется возможность грести вместе не несколько часов или дней, а целую неделю, в течение всего цикла подготовки – даже лет.

При более глубоком анализе с точки зрения управления обществом необходимо установить, что любой общине нужны объединяющие ритуалы, символические действия, восстанавливающие чувство общности. Ведь зачем мы живем? Почему существует государство и общество? Разве не наше дело объединиться ради благородных целей, дать людям возможность ощутить прикосновение прекрасного, чтобы мы испытали нечто большее, чем просто есть, спать, работать и умирать?

Хоккей и особенно Рождество дают опыт, который прославляет повседневную жизнь и помогает вам подняться над ней. В них люди демонстрируют свою принадлежность к родине, нации и культуре.

Что нас связывает в Латвии? Что отличает Латвию от других, более благополучных стран? Это ли не наша культура, традиции, праздники? В таком случае, разве Dziesmusvētki не заслуживают более серьезной поддержки, более справедливого отношения к участникам (например, в процессе получения билетов) и права на более объективную оценку выступлений хоров и танцевальных коллективов? Не стоит ли организаторам фестиваля и жюри шоу поучиться в этом отношении у хоккея? Насколько точно там соблюдаются правила, гарантируется беспристрастность международным составом судей и техническими возможностями убедиться, что гол действительно забит! В хоровых шоу это может быть достигнуто за счет централизованной аудиозаписи. Но ничего подобного в этом году не произошло. Это бросает тень на объективную оценку работы хора и может снизить энтузиазм и чувство сплоченности участников в долгосрочной перспективе.

Read more:  Айриш Гринстед, солист группы 702, умер в 43 года

Ведь и в хоккее, и в Рождество на мгновение забываются «склоки», нытье и критика, противоречия между правыми и левыми, прививками и антипрививочниками, «стамбулистами» и традиционалистами, видимо, также между латышами и русскими. Никакое другое публичное мероприятие не создает столько гармонии и единства (не говоря уже об обеих сторонах). Было бы неправильно недооценивать такие моменты консенсуса.

Благодаря празднику песни сформировались национальная воля и национальное самосознание латышского народа. И хоккей, и Рождество имеют объединяющую силу для людей. Однако есть и отличия.

Если мы согласны с Иоганном Хайзингом (Хейзинга), что первоисточником культуры является игра, то Дземмусветки и хоккей относятся к двум разным типам игр. Всего их четыре.

Первый тип: соревновательные игры (агоны), в которых происходит схватка между двумя противниками (или их группами). В эту категорию можно отнести все спортивные игры, начиная с шахмат и заканчивая хоккеем, но не только. Политику также часто называют игрой, особенно партийные сражения.

Второй тип – игры с переодеванием, в которых мы пытаемся символически перевоплотиться в другое существо, человека, героя. Действие происходит в театре. Хотя религиозные обряды тоже что-то в этом роде (начиная с ходулей, киосков, и заканчивая праздником Диониса, из которого выросла древнегреческая трагедия и комедия). Очевидно, человеку свойственна тяга к цитируемости, жажда духовного преображения, выхода за свои пределы («трансцендентность»). Даже брак — это что-то вроде игры в выбор новых ролей (от ребенка к родителю, от искателя любви к любовнику и надежному супругу). Если трансформация традиционным способом не удалась, приходится начинать менять свое тело (отсюда, пожалуй, – косметика, пирсинг, также самый модный и отчаянный вид преображения – смена пола).

Read more:  Артур Х., скульптор песни в «Жизни»

Третий тип – азартные игры (кости, домино, рулетка, лотерея). Здесь тоже идет борьба, но не с другим человеком, а с судьбой. Также с собой, своей реакцией и позицией в успехе и проигрыше. Азарт еще больший, чем в хоккее, ведь перед тобой не ограниченный человек (люди), а бесконечность времени и возможностей.

Четвертый вид игры – хоровая (шире – тоже музыкальная, танцевальная). Это значит слиться воедино, собраться вместе, ограничить себя, чтобы испытать единство. Мы включаем свой голос в аккорд, свое тело в общее движение танца, звук нашего инструмента в звучание оркестра. В этом типе игры мы, кажется, частично жертвуем своей индивидуальностью ради целого. Может быть, чтобы утолить жажду людей откусить вселенную?

Конечно, могут быть гибридные формы игровых типов. Так, например, объединяющая атмосфера Сочельника контрастирует с «хоровыми войнами» — своего рода спортивным (хоккейным?) элементом. Мало нужно? Если это необходимо, то только в том случае, если в нем сможет участвовать каждая команда, гарантированно получив справедливую оценку своего выступления в зале.

Таким образом, почти все явления культуры могут быть объяснены игрой. Однако надо знать, что необходимо для того, чтобы игра существовала. Необходимы три условия: свобода, привлекательность и правила.

Действительно, игра не является принудительной вещью (в отличие от сна, еды и работы). Мы занимаемся им свободно, потому что пленены его привлекательностью. Но в то же время в игре мы ограничиваем себя, свою свободу – принимая правила игры. В обществе мы руководствуемся законами, в общении – моральными принципами, в браке – обещанием доверия, на улице – правилами дорожного движения, в хоккее – правилами спорта. Именно правила не дают свободе превратиться в произвол, порядку в хаос или тиранию.

О соблюдении правил, норм, принципов морали и предотвращении конфликта интересов в представлениях «Рождественских гимнов» и действительно ли латыши являются сверхдержавой мировых хоров – об этом в следующей публикации.

Автор – педагог, музыкант и культуролог.





2023-06-23 03:33:05


1687492091
#Праздники #хоккея #песни #IR.lv

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.