Home » Прощай, Карла Блей, великий композитор современного джаза | Культура

Прощай, Карла Блей, великий композитор современного джаза | Культура

Карла Блей, пианистка и композитор.Клаус Мюмфер

Опубликованная в этой газете рецензия на последний альбом группы Карла Блей отредактировано в жизни, Жизнь продолжается, сказал, что в этом есть «аромат конца цикла, возможно, даже прощания». Записанная в 2019 году, после того как в прошлом году у Блея обнаружили опухоль головного мозга, и опубликованная незадолго до пандемии, пианист и композитор завершил ею трилогию и, вероятно, более чем сознательно, дискографию, которая является точным отражением творчество гениальной женщины, одного из самых значительных композиторов в истории джаза, без различия жанров. Потому что, помимо основных занятий, которые она развивала, задолго до того, как стать пианисткой, аранжировщиком, идеологом, пионером независимости звукозаписи и лидером группы, Карла Блей была выдающимся композитором, который без колебаний может сидеть на Олимпе жанра рядом со своими коллегами-мужчинами.

В последние годы его кажущаяся хрупкость, вызванная характерной для него худобой, не отражала того великолепного состояния музыкальной формы, которое он сохранял до конца прошлого десятилетия, после более чем 60-летней карьеры, в течение которой он построил целую музыкальную экосистему. вокруг нее, преодолевая всевозможные барьеры как женщина, как творец и как джазовая исполнительница. 17 октября Блей умерла в возрасте 87 лет в своем доме в Уиллоу, штат Нью-Йорк, из-за осложнений, вызванных опухолью головного мозга.

Она родилась в Окленде (Калифорния) в 1936 году. Она начала петь и учиться игре на фортепиано вместе со своим отцом Эмилем Боргом, шведом по происхождению, учителем игры на фортепиано и руководителем церковного хора, а когда она была еще подростком, она поехала в Нью-Йорк. потому что, по его словам, тогда там была музыка. Так, работая продавцом сигарет в легендарном клубе Birdland, она имела возможность слушать всех проходящих там музыкантов — вроде того, который, по ее словам, всегда был ее любимым. Граф Бэйси— и впитывал все, что происходило на сцене. Также в Бердленде она познакомилась с пианистом Полом Блеем, который вдохновил ее сочинять и выступать с ним. В то время она сменила имя при рождении, Ловелла Мэй Борг, сначала на Карен Борг, а вскоре после этого на Карлу Борг, прежде чем выйти замуж за Блея и принять ее фамилию, став Карлой Блей.

Read more:  Смерть южнокорейского актера Ли Сон Гюна, известного по роли в фильме «Паразиты»

В начале шестидесятых годов его композиции начали записывать некоторые из самых важных имен в современном джазе, такие как Джордж Рассел, Джимми Джуффр, Дон Эллис и сам Пол Блей, среди прочих, сразу же заслужив уважение и восхищение многих. из самых важных джазовых исполнителей современности. В середине 1960-х годов Пол и Карла развелись, хотя фамилия пианиста она сохранила даже после того, как вскоре после этого вышла замуж за австрийского трубача Михаэля Мантлера.

Его связь с Мантлером выходила далеко за рамки их отношений и дочери (также художницы Карен Мантлер): вместе они создали много музыки, сформировали группу Jazz Realities. вместе со Стивом Лейси и, вскоре после этого, с легендарным Оркестром джазовых композиторов (который создал несколько шедевров свободный джаз шестидесятых-семидесятых годов) и одноименное объединение музыкантов. Следуя по стопам своих выдающихся предшественников, таких как Чарльз Мингус и Макс Роуч, Мантлер и Блей также основали собственный лейбл для публикации музыки оркестра и их соавторов (JCOA) и даже в начале семидесятых годов основали New Music Distribution Service. (NDMS), некоммерческого дистрибьютора, способствующего распространению различных независимых лейблов, в основном посвященных экспериментальной музыке и современному джазу. Хотя эти проекты просуществовали недолго, в 1974 году Мантлер и Блей также основали свою компанию. ВАТТкоторая была одновременно звукозаписывающей компанией, издательством и студией звукозаписи, и под этим брендом они выпускали все свои альбомы в течение следующих 35 лет.

Во второй половине шестидесятых Блей значительно вырос и вышел на передовые позиции благодаря трем колоссальным альбомам. С одной стороны, Настоящие похороны Тонга который, несмотря на то, что был издан под руководством Гэри Бертона в 1968 году, во многом является альбомом Блея: все композиции его, равно как и аранжировки и музыкальное направление, и в этом произведении видны первые признаки открытий мюзиклов, которые композитор продолжит исследования в ближайшие годы. Для другого, Музыкальный оркестр освобождениядебют одноименного оркестра в 1970 году, который, хотя и возглавлялся контрабасистом Чарли Хейденом, на самом деле был проектом обоих: на его культовой обложке Блей и Хейден держат баннер с названием оркестра, а внизу — этикетку. На фотографии написано «Аранжировки Карлы Блей» (это изображение будет воспроизведено в оркестровом альбоме, опубликованном Хейденом и Бли в 2005 году). Не от нашего имени, в противовес войне в Ираке). И, наконец, монументальный Эскалатор над холмом: своего рода джазовая опера – хотя Блей представляет произведение как «хронопреобразование», продолжающееся более полутора часов, с либретто поэта Пола Хейнса, адаптированным и положенным на музыку Блея и записанным между 1968 и 1971 годами с более 50 музыкантов, среди которых были такие имена, как Дон Черри, Гато Барбьери, Энрико Рава, Джон Маклафлин, Розуэлл Радд и Пол Мотиан, а также басист и вокалист Джек Брюс и совсем юная Линда Ронштадт. Эта оригинальная, требовательная и обширная работа стала дебютной записью Блей в качестве лидера и укрепила ее славу, раз и навсегда показав миру амбициозного и настоящего автора песен, способного развивать свое личное видение даже в таких сложных и сложных проектах, как этот. . Не случайно в 1972 году она получила стипендию Гуггенхайма в области композиции.

Read more:  Тина Горина, дань уважения женщинам Пуччини

С тех пор карьера Блей текла, проект за проектом, как она организовала, и практически всегда в качестве лидера своих собственных групп и проектов, оставаясь верной своей музыке, не обращая внимания на преобладающие тенденции. Как и любой индивидуалист, ее путь был выкован за счет всего, кроме ее музыкальных желаний, которые десятилетие за десятилетием кристаллизовались в таких альбомах, как Ужин Музыка, Социальные исследования, Жить!, Плотоядный цветок о Очень большая группа Карлы Блей, среди многих других, всегда с постоянными сотрудниками и в разных форматах. Блей и его композиции всегда были настоящей путеводной нитью его карьеры.

В середине восьмидесятых она начала отношения с потрясающим басистом Стивом Своллоу, установив тесную эмоциональную и музыкальную связь, которая сохранялась до его смерти. На самом деле Блей и Своллоу знали друг друга с конца 50-х, а басист был участником большинства групп Блея с конца 70-х. С девяностыми годами к композитору приходит своего рода зрелость: ее престиж нерушим, и, хотя пути джаза следуют по ее пути, Блей не перестает развивать собственную музыку с более твердым и осознанным духом. За плечами у нее уже очень многое накопилось, и каждый ее шаг солиден, благодаря чему ее дискография течет плавно: будь то с каким бы проектом она ни владела, от близости ее дуэтов с Ласточкой (Идите вместе) до камерного джаза (Необычная камерная музыка) или величину его больших полос (В поисках Америки), каждый издаваемый им альбом очень высокого уровня. Так было вплоть до 21 века, когда он записал на своей машине последний шедевр. Большая группа (Появляюсь каждую ночь), невероятной красоты альбом с итальянским трубачом Паоло Фрезу (Утраченные аккорды находят Паоло Фресу), восхитительно оригинальный альбом рождественских колядок (Рождественские гимны Карлы) и ту великолепную трилогию, о которой мы упоминали в начале, с его трио с Своллоу и британским саксофонистом Энди Шеппардом.

Read more:  The Rolling Stones выпускают концертную версию нового альбома Hackney Diamonds | Музыка

Музыка Карлы Блей всегда отражала ее неуловимую личность. Она может быть чрезвычайно серьезной и в то же время всегда демонстрирует огромное чувство юмора, сочетая в одном произведении эрудицию с обыденным и веселье с формальным. Любительница определенных традиционных форм, металлических секций и необычных инструментальных сочетаний, звучание ее произведений очень характерно, каким бы ни был их формат. Даже ее стиль пианистки, ограниченный, но очень умелый и красноречивый, имеет особое звучание, как для ее пульса, так и для ее всегда интересного выбора аккордов и гармонического построения.

Помимо всей его собственной работы, по мере того, как с годами он расширял свой творческий корпус, фигура Блея росла, пока он, без всякого сомнения, не стал одним из главных эталонов современной джазовой композиции. Бесчисленное количество музыкантов записали ее произведения, в том числе многочисленные альбомы, посвященные исключительно ее композициям, а его наследие является одним из самых богатых в этом жанре. Оригинальный, обширный и, как наверняка подтвердят потомки, вечный.

Вся культура, которая сопровождает вас, ждет вас здесь.

Подписаться

Бабелия

Литературные новости, анализируемые лучшими критиками в нашем еженедельном бюллетене.

ПОЛУЧИТЬ ЭТО

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.