Home » Прощание с Джанфранко Поджи, блестящим и рассеянным социологом

Прощание с Джанфранко Поджи, блестящим и рассеянным социологом

Джанфранко Поджи, скончавшийся в четверг, был образцом рассеянного ученого. Ему довелось встретить его довольно частично выбритым. Или с неуместной рубашкой, с плохо застегнутым пиджаком. Но он мог цитировать наизусть целые отрывки из полного собрания сочинений Макса Вебера. Чтобы отослать вас к статье, которая только что появилась в корейском журнале. Ему довелось видеть, как он сверяется со статутами на языке оригинала какого-то забытого ганзейского города, как если бы это было самой обычной вещью в мире.
Прежде всего он был настоящей редкостью, скромным академиком. Ничто в его повседневном поведении не выдавало его выдающейся интеллектуальной и академической карьеры, почти абсурдного количества призов, наград и выездных стипендий по всему миру. Если многие ученые делают обычные вещи, думая, что они экстраординарны, то Джанфранко прожил необыкновенную жизнь, думая, что это нормально.
Родившись в большой католической семье, которая произвела на свет впечатляющее количество интеллектуалов, он в молодости оказался вовлеченным в трудное возрождение итальянских социальных наук. Он участвовал в некоторых из первых социальных исследований, проведенных в Италии, и, прежде всего, он сыграл фундаментальную роль во внедрении социологии и, прежде всего, социальной теории в Италии. Его имя носят ранние опубликованные очерки многих авторов, которые сейчас (но не тогда) считаются классиками. Профессор в Эдинбурге, а затем в Сиднее, а затем в Вирджинии, а затем в Европейском университетском институте, Поджи вернулся в Италию, в Тренто, только в конце своей карьеры.
Его книги, переведенные на разные языки, вращаются вокруг двух основных тем, для которых Поджи до сих пор является автором ссылок.
Во-первых, это политическая социология государства. Вопреки часто встречающейся тенденции разлагать организованный, корпоративный аспект власти на множество более или менее неосязаемых механизмов, Поджи продемонстрировал, что невозможно понять современное общество, если игнорировать центральное место (и оригинальность) развития современного западного общества. состояние. Тема, которой он сопровождал свою постоянную заботу о верховенстве права, рассматривается не как данность, а как хрупкий продукт ряда, возможно, неповторимых исторических обстоятельств. Если бы к этому отнеслись серьезно, можно было бы избежать большей части болтовни о глобализации.
Во-вторых, и, возможно, более важное, это его постоянное утверждение о необходимости для любого серьезного ученого противостоять «классикам» социальной мысли, той экстраординарной группе умов (прежде всего Дюркгейму, Марксу, Зиммелю и Веберу), которые определили горизонт социальные науки. Согласно Поджи, социальные науки, безусловно, имеют кумулятивное измерение, в котором сегодняшнее знание превосходит и заменяет предыдущее. Но у них также есть основополагающий набор проблем и идей (и неясностей, и ограничений…), которые эти авторы сформулировали непревзойденным образом. Многим, кто утверждает, что чтение классики – бесполезное, если не неправильное занятие, Поджи ответил в одном из своих эссе, по праву более известному, чем он, «Lego quia бесполезно». Лишь бы Поджи читал у Анвура.
Чтобы узнать, кем был Джанфранко Поджи, достаточно одной серии. Не так много лет назад, чтобы стать университетским профессором в Италии, нужно было дать урок перед комиссией. Один кандидат, скорее по невежеству, чем по опрометчивости, посвятил часть лекции оспариванию интерпретации, которая много лет назад была прославлена ​​самым авторитетным членом этой комиссии. Как и ожидалось, последовала довольно острая дискуссия, в которой пленных не брали. Время истекло, негодяй вышел из комнаты, погруженный в мрачные предсказания. Прежде чем вы узнаете, что прошли тест. Самое теплое решение было написано комиссаром, который (неосознанно) бросил вызов. Несколько дней спустя тот же (бывший) комиссар позвонил (бывшему) негодяю и предложил написать книгу вместе, что является более уникальным, чем редким событием в его библиографии. Похоже на неуклюжую академическую адаптацию «Касабланки». И вместо этого это правдивая история, как я могу подтвердить, учитывая, что этим комиссаром был Джанфранко Поджи, а (теперь уже бывший) негодяй — тот, кто помнит ее здесь.

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.