Home » Рецензия: Джон Фосс «Квитлейк» — Интенсивно о смерти

Рецензия: Джон Фосс «Квитлейк» — Интенсивно о смерти

Повествование

Издатель:

половой акт

Год выпуска:

2023


«Лихорадочный, мечтательный и инновационный!»

Посмотреть все отзывы

Как и в трехтомнике «Септология», и в книге этого года действие приводится в движение движением. Но в то время как главный герой романа колесил туда-сюда между своим родным городом и Бьёргвином, «Квитлейк» рассказывает о человеке, который садится в машину только для того, чтобы уехать. Он никуда не денется, просто хочет двигаться.

Он поочередно поворачивает направо и налево на каждом выходе. Наконец он застревает в конце лесной дороги. Вскоре темнеет и начинает идти снег, но вместо того, чтобы вернуться за помощью, он отправляется в лес. Там он теряется, и, когда он становится холодным и уставшим, у него появляется серия видений. Сначала о светящейся белой фигуре, напоминающей ангела, потом о его родителях, ищущих его, и о босоногом мужчине в черном костюме.

По мере того, как они становятся для него все более и более реальными, он не знает ни того, что происходит, ни того, кто он такой. Фосс описывает ситуацию в нескольких предложениях, когда его характерное использование вопросительных местоимений в предложениях без вопросительных знаков достигает своего абсолютного апогея:

«Я сижу на круглом камне и смотрю на человека в черном костюме. Что случилось. Где я на самом деле, да, я в лесу, но в лесу ведь не так? Что случилось.”

Что не вопрос

Когда я прочитал историю, я был удивлен, что человек I постоянно следует своим инстинктам, а не здравому смыслу. Когда он уходит в лес вместо того, чтобы вернуться за помощью, я подумал, что это удобная уловка, чтобы сбить человека с пути. Но со временем я понял, что Фосс написал мифический мир, в котором невозможно повернуться. То, что машина застревает, — это первый образ закона, применимого ко всей истории. Как и в некоторых снах, пути назад нет. Это делает «Квитлейк» не только увлекательным чтением, но и не отпускающим текстом.

Read more:  Кортни Кардашьян и Трэвис Баркер отправляются в снежную поездку на День святого Валентина

В моих лихорадочных фантазиях меня особенно преследовала фраза «Что происходит». Потому что во время чтения я невольно заменил точку Фосса знаком вопроса. Но что произойдет, если вы прочитаете предложение как утверждение, а не как вопрос? Мне нужно было найти новый ритм чтения, прочитать предложение вслух и поставить ударение на «что». Тогда «ква» уже не вопросительное местоимение, а обозначение какой-то бездны или чего-то неведомого — быть может, того, что мы называем смертью, — происходящего при встрече.

Медитация

Что делает «Квитлейк» сжатым и совершенно необычным чтением, так это именно такие направления мысли. Фоссе придал маленькому слову «ква» совершенно новый смысл, и мы должны научиться интерпретировать это слово по-новому.

В большом интервью для книги Яна Х. Ландро «Джон Фосс — просто и глубоко», вышедшем в прошлом году, Фосс впервые упоминает эту историю. Там он говорит, что это диалог с пьесой “I swarte skogen inne”, которая выйдет в конце этого года. Однако я не могу удержаться от прочтения «Квитлейка» в дополнении к последнему тому «Септологии».

Кульминацией этого является размышление о конце жизни. В «Квитлейке» Фосс написал более концентрированный рассказ о странных отношениях человека со смертью. Да, как будто влечение к смерти управляет действиями Я-человека от первого предложения до последнего.

“Квитлейк” – просто великолепная литература!

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.