Когда в ночь на 21 февраля 1934 года он отправился в президентский дворец Ла Лома в Манагуа на ужин, Аугусто К. Сандино не предполагал, что это будет последний раз в его жизни.
В эту среду Прошло 90 лет со дня его смерти в коварной засаде, событие, которое способствовало распространению мифа о лидере никарагуанских партизан и стало поворотным моментом в истории этой центральноамериканской страны.
Фигура Сандино продолжает вызывать споры среди никарагуанцев: для некоторых он является символом сопротивления и национального суверенитета; Для других — безжалостный боец, у которого больше жажды власти, чем идей.
Правда в том Его бой стал поворотным моментом в истории Никарагуа, последствия которого ощущаются до сих пор.
убийца
21 февраля 1934 года Сандино присутствовал на ужине в президентском дворце Ла-Лома по приглашению президента Хуана Баутисты Сакасы.
Сакаса пришел к власти в прошлом году, когда американские войска были выведены из Никарагуа, и начался, казалось бы, этап примирения между различными и антагонистическими политическими силами страны.
Одним из них был партизан под командованием Сандино. который сыграл ключевую роль в борьбе против интервенции США. до окончательного вывода его морской пехоты.
Сторона Сандино, имевшая сильную поддержку среди крестьянских общин, подписала мир с правительством Сакасы и консолидировалась как своего рода автономная власть с политическим и военным влиянием в стране.
Покинув ужин, Сандино и четверо его товарищей были задержаны членами Национальной гвардии, которую в то время возглавлял Анастасио Сомоса Гарсия, который три года спустя пришел к власти и положил начало режиму, который более четырех десятилетий контролировался его семьей.
Сандино этого не ожидал: «Я думаю, он был виновен в определенной наивностипотому что они заставили его поверить, что путь переговоров возможен после вывода ВМС Северной Америки из Никарагуа», — объясняет историк Оскар Рене Варгас, автор биографической книги о партизанах «Сандино: Флоресио аль фило» BBC Mundo. Меча.
Двое его товарищей (его отец и писатель Софониас Сальватьерра, министр сельского хозяйства Сакасы) были заключены в тюрьму, а Сандино вместе с двумя своими помощниками вывезли в открытое поле на окраине Манагуа, где они были расстреляны.
бой Сандино
Чтобы понять, что произошло той ночью, нам придется вернуться в середину 20-х годов прошлого века, когда за власть боролись два непримиримых врага: консерваторы и либералы, к которым какое-то время принадлежал Сандино.
Соединенные Штаты, имевшие экономические интересы в стране, постоянно вмешивались в политику Никарагуа – в основном в пользу консерваторов – и размещали там морскую пехоту.
Чтобы положить конец войне между консерваторами и либералами, в 1927 г. Пакт Блэкторначто подразумевало постоянство консервативного правительства до тех пор, пока не будут проведены выборы при посредничестве и надзоре США.
Сандино отказался подписать его и начал вербовать больше крестьян в свою партизанскую организацию: Армию защиты национального суверенитета Никарагуа (EDSN), которая сражалась против морской пехоты и Национальной гвардии Никарагуа.
Партизаны быстро росли и в начале следующего десятилетия одержали важные победы над войсками США, которые В конце 1932 года они покинули Никарагуа.что совпало с избранием либерала Сакасы президентом.
Сандино и Сакаса заключили мирное соглашение, а За безопасность отвечала Национальная гвардия во главе с Сомосой. страны, хотя сандинистские партизаны продолжали частично вооружены и действовали.
Тогда-то и было решено убить Сандино. Но кто это был и почему?
Кто и почему убил его?
Официальная версия состоит в том, что Анастасио Сомоса спланировал убийство вместе с 14 членами Национальной гвардии – соперника сандинистского партизана – за спиной президента Сакасы.
Сам Сомоса два года спустя заявил, что убил Сандино. по приказу тогдашнего американского послаАртур Блисс Лейн.
«Сомоса был в сговоре с американским посольством, это уже известно, это исторически доказано», — говорит историк Оскар Рене Варгас.
Однако Умберто Белли в этом сомневается.
«Сомоса хотел немного умыться и позже обвинил американского посла, но У США не было серьезного интереса в смерти Сандино, потому что он уже покинул страну. К тому времени Сандино стал местной проблемой», — утверждает он.
И почему его убили?
«Для Национальной гвардии положить конец Сандино стало почти политическим императивом», — говорит Умберто Белли.
Писатель связывает убийство с тем, что лидер партизан «обладал более сильной военной силой, чем считалось».
«Генеральный штаб Национальной гвардии пришел к выводу, что не мог вооруженное феодальное государство на своей национальной территории и что единственным решением было убить Сандино».
Оскар Рене Варгас, со своей стороны, утверждает, что «сандинистское движение контролировало около 6 департаментов, поэтому установил альтернативную власть в Никарагуа. это не могло быть принято ни Соединенными Штатами, ни экономическим классом страны».
Сандино, как отмечает историк, «выступал за аграрную реформу, которая поставила под угрозу модель накопления, основанную на больших расширениях земель. Это была проблема правящего класса. и именно поэтому они решили его убить», — объясняет он.
Идеи Сандино
Аугусто Сезар Сандино не оставил письменного наследия, за исключением писем, в которых он общался с властями того времени, и он не придерживался определенной идеологии и не формулировал новую.
Для Оскара Рене Варгаса идеология Сандино представляет собой смесь «антиимпериализм, национализм и аграрное видениеНе обязательно левый, хотя он сотрудничал с левыми лидерами, такими как сальвадорский коммунист Агустин Фарабундо Марти, который был его секретарем, а затем полковником.
Он указывает, что, хотя Сандино и выступал за социальные реформы, его движение основывалось на принципах суверенитета и самоопределения.
На него значительное влияние оказала Мексиканская революция, которая побудила его предложить «аграрная реформа Никарагуа«Это было революционное предложение в рамках существовавших в то время канонов», — заявил Варгас.
Со своей стороны, писатель Умберто Белли предлагает критическую точку зрения, которая контрастирует с более традиционными и героическими взглядами Сандино.
«Он никогда не переставал думать о приходе к власти, он хотел быть президентом, и есть множество цитат и исторических свидетельств, подтверждающих это. Если ты этого достиг, он был бы кровожадным и тоталитарным лидером или диктатор”, – говорит он.
Белли описывает идеологическую ориентацию Сандино как «очень странную смесь», на которую повлияло время, проведенное им в Мексике, и его принадлежность к духовной магнетической школе Всемирной Коммуны, течению, которое смешивает теософию, спиритуализм и веру в энергию и реинкарнацию.
Что касается своего аграрного видения, Белли признает, что Сандино говорил о распределении земли и создании крестьянских кооперативов, но утверждает, что его предложения были ограниченными.
«Он был довольно неграмотным человеком. Он умел читать и писать, но дальше этого не пошел., и у меня не было очень внятного представления о том, что я собираюсь сделать для Никарагуа. Да, он говорил о раздаче земли, но это все, что нужно», — говорит он.
Наследие
Что касается наследия Сандино, Оскар Рене Варгас подчеркивает, что он стал поворотным моментом, будучи «впервые в истории крестьянскому партизану удалось победить интервенцию США».
Второй исторический урок, продолжает он, «заключается в том, что сандинизм ознаменовал эпоху в Латинской Америке, когда впервые развилось движение солидарности», которое кристаллизовалось, например, в социальном восстании в Сальвадоре 1932 года.
В-третьих, «это стало водоразделом в политической истории Никарагуа» с тех пор, как «националистический антиимпериалистический эффект — это элемент, который сохраняется“, – уверяет он, несмотря на то, что “к сожалению, это было использовано режимом Ортеги-Мурильо”.
Под знаменем сандинизма Даниэль Ортега, его жена и вице-президент Росарио Мурильо сегодня управляют Никарагуа, где нет свободных выборов, а сотни политических диссидентов, включая исторических сандинистов и самого Оскара Рене Варгаса, были заключены в тюрьму, а затем изгнаны.
Варгас обвиняет Ортегу и Мурильо в том, что они запятнали фигуру Сандино: «До диктатуры у Сандино был национальный консенсус, но теперь часть никарагуанского общества считает, что сандинизм — это плохо, как будто Ортега-Мурильо был продолжением Сандино».
«Я сравниваю движение Сандино с движениями Эмилиано Сапаты и Панчо Вильи в Мексике, которые были оклеветаны мексиканской элитой и спустя годы считались национальными героями. Я думаю, то же самое произойдет и с Сандино», — говорит он.
У Умберто Белли, однако, совершенно другое мнение о вкладе Сандино в Никарагуа и Латинскую Америку.
Белли подвергает сомнению героическую историю, построенную вокруг никарагуанского партизана, которого он считает миф, созданный постфактум сандинистским движением, которое боролось против диктатуры семьи Сомоса, пока окончательно не завоевало власть в 1979 году.
«Со стороны кажется, что он был героическим партизаном, сражавшимся против североамериканской интервенции, но люди не понимают нюансов».
Писатель определяет Сандино как «весьма жестокого человека», борьба которого была отмечена жестокостью, с военная тактика, такая как «разрез жилета» с помощью которого его бойцы отрезали головы и руки своим врагам.
И он считает, что решение не подписывать Боярышник и взять в руки оружие, положившее начало его партизанской борьбе и мифу вокруг его фигуры, лишь послужило причиной ненужной войны.
«Наследие Сандино было наследием бесполезной крови», — говорит он.
Помните, что вы можете получать уведомления от BBC Mundo. Загрузите новую версию нашего приложения и активируйте ее, чтобы не пропустить наш лучший контент.
2024-02-18 12:34:48
1708274330
#Сандино #предательство #положившее #конец #жизни #никарагуанского #партизана #который #поставил #под #контроль #армию #США