Home » Сладкое настоящее и вымышленное. Рецензия на фильм Аки Каурисмяки «Опавшие листья» / Статья

Сладкое настоящее и вымышленное. Рецензия на фильм Аки Каурисмяки «Опавшие листья» / Статья

Поговорка «Для каждой вещи есть свое место» не только побуждает нас украшать комнату, но и заставляет принять судьбу судьбы. У каждого своя полка, свое время, и у кино тоже. Встреча с определенными фильмами в особые моменты жизни может стать значимой, решающей, утешительной или просто усилить уже существующее настроение. Если это произойдет, то фильм станет визуальным подтверждением внутренних переживаний зрителя на экране. Планируемая или незапланированная, такая встреча режиссера и зрителя создает своеобразный, затянутый во времени диалог, состоящий, вероятно, всего из двух абзацев разговора – первого, который произнес режиссер, строя свою кинематографическую историю, и ответа что звучит в голове зрителя, услышавшего эту фразу. Чаще всего это происходит после кинопросмотра, когда ты медленно и вдумчиво идешь домой, перебирая в уме одно за другим увиденное и тут же находя соответствующие события, образы и символы в собственном опыте. В идеале, когда ситуации, разыгрываемые/пережитые вами обоими (режиссером и наблюдателем), резонируют и перекликаются, наступает успокаивающее чувство.

Дескать, ты не один такой в ​​мире, и, может быть, поэтому в какой-то момент ты оказался прав.

Согласно вышеописанному предположению о субъективной и временной интерпретации кино, фильм канонического финского режиссера Аки Каурисмяки «Опавшие листья» идеален для тех, кто находится во власти легкой, романтической осенней меланхолии – эта группа зрителей получит достаточную долю боли повседневной жизни, которая позволит без излишних потрясений вернуться к реальности. В то же время «Опавшие листья» могли бы стать спасательным кругом для тех, кого настигла тьма ноября, непрекращающийся дождь, нереализованная романтическая тоска, вырванная из души (здесь я вспоминаю свою жалкую прогулку по мокрому на этот кинопоказ «Бизе».) Некоторое утешение этой публике могла бы дать надежда, текущая параллельно боли в фильме. Если даже простому народу, живущему в подвале капиталистического мира, дана возможность удовлетворить свою жажду любви, что слишком громкое слово в тональности этого кинематографического произведения, жажду теплого общества, то вам, которые в настоящее время несчастные и попавшие в ловушку судьбы, все еще имеют потенциал.

Read more:  Очки и выплаты: Джейсон Дэй и Лидия Ко зарабатывают по 500 000 долларов США на Grant Thornton Invitational.

Фильм «Опавшие листья».

Фото: кадр из фильма

С помощью условных интерьеров и ограниченных видов снаружи режиссёр выстроил схематическую среду, в которой два главных героя — Анса и Холап — действуют в одинаково лаконичных диалогах и мизансценах. Их превосходно и правдоподобно играют актеры Алма Пейсти и Юси Ватанен. Было бы несправедливо называть их пасынками жизни, ведь этим двоим дана воля и возможность делать выбор и реализовывать его. Однако они также представляют тот слой общества, который присутствует, законен, но невидим, поскольку выполняет свои повседневные задачи без чрезмерных амбиций и признает, что «всему свое место». Главное, чтобы была крыша над головой и что-нибудь поесть. Это работа на фабриках и «предметах» и минималистичная жизнь в рабочих вагонах, в фермах с хорошо подобранной мебелью (вот замечательная и фактурная работа кинохудожника), с маленькой зарплатой и отсутствием требований, которые бы заставляли вас больше двигаться. Однако сюда внезапно вмешивается бессовестная злодейка Мила, переворачивая все привычное и уютное с ног на голову. Каурисмяки решает эту проблему с помощью единственного выразительного взгляда, которым обмениваются Холапа и Анса, когда они случайно встречаются в баре. Их будущие отношения столь же прямые и без претензий. Вот показательный диалог между Холлапсом и его верным другом-баритоном:

Холап: Мы почти поженились. Но я не знаю ее имени.

Друг: Это, несомненно, тревожит.

Фильм "Опавшие листья"

Фильм «Опавшие листья».

Фото: кадр из фильма

Отношения между двумя главными героями конкретны, предельно честны и непосредственны. Они являются осью основной истории. Тот, кто вращается вокруг этой оси, уже не способен влиять на обоих. Остальные персонажи и ситуации — всего лишь фоновые иллюстрации прогресса Анса и Холлапса. Вполне вероятно, что эта весьма наглядная схема — вполне осознанный ход режиссера поиграть с рамкой банальной любовной истории и погрузить ее в кинематографические метауровни в рамках своего всемирно признанного авторства.

Кинотеатр – место, где встречаются, теряются и воссоединяются двое влюбленных в эту историю.

Оба смотрят фильм Джармуша (Каурисмяки считают нашим северным Джармушем), у входа висят вырванные из контекста постеры европейских киноблокбастеров шестидесятых годов. Так и композиция больничных сцен словно выстроена по типу палаты, ранее виденной в различных сериалах, – абсолютная простота деталей и диалогов и в то же время узнаваемость странным образом заставляет меня проводить параллели с итальянской метафизической живописью. В нем также снова и снова используются одни и те же символы и символы, создавая странные комбинации. Однако это стремление к чистоте рамки и текста неоднородно. Кое-где он чередуется с визуально насыщенными, документальными пейзажами (работа Ансы на фабрике и неудачные успехи Холлапса в новом здании), поэтому фильму не хватает убедительного стилистического единства. Временами зрителя, осознающего элементы бытовой жизни (экономического выживания), переполняют чувства о существовании простых людей, но через мгновение ему приходится вникать в различные киноотсылки. Эта метания — слабое место фильма, но она в целом не смущает ни тех, кто изливает горечь во время показа, ни тех, кто отдыхает от абсурда своей реальной жизни в вымышленном абсурде.

Read more:  Ода Дэвида Швиммера Мэтью Перри заставляет нас плакать и смеяться одновременно
Фильм "Опавшие листья"

Фильм «Опавшие листья».

Фото: кадр из фильма

О времени-пространстве фильма следует поговорить отдельно. Хотя среда действия визуально создаётся в рамках неопределённых десятилетий — костюмы и интерьеры варьируются от семидесятых до девяностых, а рабочие места персонажей соответствуют реалиям момента, какой-то элемент постоянно подчёркивает кажущуюся беззаботность (романтические переживания). только для Ансы и Холапса), плавная атмосфера. По радио крутят новости о войне России в Украине. Это новости о конкретных, реальных событиях (взрыве в Мариупольском театре), резко врезающихся в спокойную повседневную жизнь. Жестокая, страшная агрессия России приводит в ярость и гнев даже вымышленных героев фильма, хотя через некоторое время они выключают радиоприемники и возвращаются в свой личный, вымышленный мир чувств. Такое вмешательство реальности не случайно. Прежде всего, это могло бы стать способом еще больше подчеркнуть метафизический характер данного произведения – вымышленная реальность кино сталкивается с реальностью, заставляя зрителя замечать элементы фантастики, хотя и вполне правдоподобной. Во-вторых, жест с выключением радио повторяется несколько раз. Это как бы подтверждение всеобщего проверенного опыта того, что опыт отдельного человека всегда будет важнее для самого человека, чем любая глобальная политическая, социальная ситуация.

И, в-третьих, эти новости могли бы стать заявлением Каурисмеки – узнайте, как долго мы будем терпеть это безумие!

Фильм "Опавшие листья"

Фильм «Опавшие листья».

Фото: кадр из фильма

С начала войны уже прошел такой большой срок, чтобы включить его в сценарий, экранизировать и показать зрителю в готовом фильме. На мой взгляд, это радиопослание – это еще и уникальный мост через Европу, который соединяет художественный фильм «Опавшие листья» с документальной жемчужиной «Украинские шерифы» (Роман Бондарчук, 2016). Также в этом искрометном кинематографическом произведении зафиксирована простая, сдержанная жизнь простых людей, в которую постепенно, как злая чума, вкрадывается агрессия Российской Федерации. Но на этом общность и заканчивается – насколько запечатленная реальность Бондарчука наполнена деталями и слоями, Каурисмеки стремится к пустому, самомнительному пространству.

В фильме меняются времена года, влюбленные встречаются, расстаются и вновь сходятся, но, к сожалению, реальную жизнь с ее проблемами и несчастьями невозможно начать и закончить менее чем за два часа.

Это подтверждает и сам Аки Каурисмеки, в финале фильма он через опавшие листья заставляет хромающего Холапса и неуступчивую Ансу вернуться в свои довольно трудные будни. Благодаря этому и режиссер, и я, представляющие мрачную часть депрессивной осенней публики, пришли к хорошему взаимопониманию, и именно поэтому этот разговор удался.

Read more:  Страшный момент: расплавляющие плоть бомбы «термитного дождя» обрушились на восточный украинский город

2023-12-10 13:35:25


1702218171
#Сладкое #настоящее #вымышленное #Рецензия #на #фильм #Аки #Каурисмяки #Опавшие #листья #Статья

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.