Home » Такое явление, как Фестиваль песни, нужно регулярно изучать / LR3 / / Latvijas Radio

Такое явление, как Фестиваль песни, нужно регулярно изучать / LR3 / / Latvijas Radio

27 июля в Латвийской национальной библиотеке состоялось прекрасное событие – открытие монографии «Dziesmu svetkiem – 150. Vēsture. Versijas», которую учредил Институт литературы, фольклора и искусства Латвийского университета в в честь великой годовщины Праздника песни и танца.

В “Классике” мы встречаем ее составителя – музыковеда. Илзи Шарковску-Лиепиню.

Илзе Медне: На мероприятии прозвучала фраза, которую мы сами много раз говорили, читали, слышали: «Есть ли жизнь после Праздника песни»? Хочется перефразировать: Илзе, есть ли жизнь после книги «Праздник песни – 150»? Потому что работа монументальная.

Илзе Шарковска-Лиепиня: Жизнь действительно ЕСТЬ, хотя скорость снизилась и все стало немного спокойнее, но новые идеи уже витают в воздухе и через некоторое время вы обязательно сможете к ним добраться, потому что

при составлении сборника «Певческий праздник» за кадром осталось много неиспользованного ценного материала, который не совсем соответствовал замыслу сборника, но очень ценен сам по себе.

Но вернемся к первоначальной идее: то, что изначально задумала вся команда сценаристов, и то, что получилось в результате, — это две разные вещи или одно и то же?

Нет, нет, точно не то же самое! Хотя нельзя сказать, что это были кардинально разные вещи, в процессе многое менялось – и подход, и отчасти и канва содержания.

С самого начала мы думали, что в основу книги будет положена песня, то есть музыка, потому что Праздник Песни уже можно рассматривать с самых разных точек зрения – как с точки зрения социологии, так и произошло. в новейших исследованиях, так и с точки зрения исторических исследований и многие другие. Но в поле нашего зрения была и осталась песня, вернее, музыка, составляющая содержательное ядро ​​Певческого праздника.

Чтобы открыть это ядро, [autoriem] пожалуйста, посмотрите на разные периоды в историческом разделе. Мы не рассматривали все периоды одинаково или одинаково, потому что и круг авторов разнообразен: хотя мы и не все музыковеды или инструменталисты, но у каждого из нас есть какие-то особые интересы в области музыки, и они, конечно, выражались и в написание книги.

Сколько лет идее создания книги?

Это будет три с половиной года. И это пустяки для такого тщательного изучения! Потому что такое явление, как Праздник песни, нужно регулярно изучать. На мой взгляд, должна быть серия фундаментальных исследований и с точки зрения музыки, чего не было уже некоторое время. Последние фундаментальные исследования, в частности, музыковедческие исследования, относятся к прошлому веку и вкладу Валентина Берзкалнса, а недавние времена не учитывались. Надо сказать, что самый последний период Праздника песен мы обозначили лишь фрагментарно, но нужна и дистанция времени, чтобы всесторонне рассмотреть и изучить соответствующий период времени. С другой стороны, достаточно подробно рассмотрен период Певческого праздника Советской Латвии – надо признать, что это крайне противоречивый период в истории фестиваля. Но – как учили, так и отражается.

Read more:  Как смотреть любую игру женского чемпионата мира из любой точки мира

Что было сначала: постановка, круг тем, и только потом начался поиск авторов, или пошли другим путем?

Да, во многом отправная точка была тематической – но не точной формулировкой тем. Хотя в некоторых случаях тема была понятна сразу, многое также определялось собственным выбором и пожеланиями авторов.

Книга создана по инициативе и по инициативе Латвийского национального культурного центра, и мы, как авторский коллектив, в большом долгу перед ней за то, что смогли быть достаточно свободны в своем выборе и исследовательских интересах: нам было предоставлено довольно много свободы для реализации таких вещей, которые мы считали актуальными и интересными.

Большую часть мозговой работы проделала и редакция Латвийского национального культурного центра, которая вместе с авторами генерировала идеи. Но, конечно же, надо поблагодарить и Государственный фонд культурного капитала, при финансовой поддержке которого вышла книга, а также компанию «Арктик Пейпер».

Назовете ли вы авторов и темы их исследований?

С удовольствием! Начну с моего старшего коллеги, замечательного Арнольдаса Клотинаса, написавшего главу для книги о латышской народной песне Dziesmu svetkos. С другой стороны, наш любимый дирижер Янис Эренштрейтс попытался рассмотреть перспективу Праздника песни и традиции исполнения хоровой музыки в целом – то есть, как дирижеры того времени относились к хору, каково возможное звучание хора. каковы были требования и настройки проводников. С другой стороны, Илзе Думиня-Кроя писала о советских временах, о которых я уже упоминал, Иева Эзериете, известная как замечательный соловей Хора Латвийского радио, писала о том, как разные политические режимы влияли на выбор репертуара. – музыка, музыкальная материя. С другой стороны, Армандс Знотиньш и я вместе писали о симфонической и вокально-симфонической музыке на Празднике песни, касаясь также движения духовых оркестров, то есть об оркестровой музыке и вокально-инструментальной музыке на Празднике песни, обрисовывая в общих чертах основные разработки, контуры, процессы.

Орест Силабридис затронул Праздник песни в изгнании, что также является очень сложной темой, потому что Праздник песни и Дни песни очень часто устраивались в изгнании, а границы между Днями песни и Праздником песни провести очень трудно, потому что в Австралии для Например, были Дни культуры, а не праздник Дни песни. Но Орест отлично справился с этой темой, и в результате получилась хорошо структурированная и ясная сцена Праздника песни в изгнании.

С другой стороны, я сам начал эту книгу с обзора предыстории Праздника песни, и у меня были две основные идеи, которые я хотел раскрыть и которые казались мне очень важными и которые на самом деле вытекают из хода и процессов проведения Праздника песни. История латвийской музыки, а именно то, что Праздник песни, музыка Праздника песни и хоровая культура очень тесно связаны с профессиональной музыкой и ее различными настройками, начиная с того, как она поется, с различными техниками вокализации, которые больше не относятся к традиционной музыки, а развивалась непосредственно в духе западноевропейской музыкальной традиции. Именно эта линия привела сегодня к интересному звуковому феномену – северному звучанию, столь характерному не только для латышских хоров, но и для музыкальных коллективов Эстонии и Балтийского региона. И второе, что показалось мне очень важным и

то, что мы, кажется, забыли, исполняя песню «Солнце. Гром. Даугава» и народные песни, — то есть то, что Праздник песни, а также хоровое движение неразрывно связаны с христианской церковью, и, по сути, одна из идентичностей Праздник песни принадлежит христианской цивилизации.

Недаром концерты духовной музыки и духовные произведения всегда были в репертуаре Праздника песни, за исключением, конечно, советского периода, когда это было просто невозможно. Эти две вещи проходят через мое исследование.

Read more:  Энтони Дэвис, как сообщается, сказал Лейкерс, что хочет в этом сезоне меньше играть в центре.

Когда перечисляешь все темы, кажется, что каждая из них достойна отдельной книги…

Полностью согласен! Потому что еще до войны в Латвии – уже во время Второй мировой войны – было принято решение создать исследование о Фестивале песни: уже были созданы рукописи, собран иллюстративный материал, но этих материалов, к сожалению, сейчас нет. Но прошло время, был и советский период, и период после восстановления независимости Латвии, и межвоенный период тоже надо переосмыслить. Следовательно, работы будет огромное количество, да и круг проблем тоже огромен и несказанно интересен.

Подробнее в аудиозаписи.

О книге

Коллективная монография «Dziesmu svetkiem – 150. Vēsture. Versijas» делает еще один шаг в исследовании традиции праздника песни. Рассматривая праздник с нескольких точек зрения, авторы книги в центр внимания поставили ПЕСНЮ, то есть репертуар и музыкальную часть праздника, исторические развития и коллизии музыки, но события в музыка рассматривается в контексте культуры и идей.

Основой структуры книги является общепринятая периодизация праздников песни (предыстория, 1873–1918; 1918–1940; 1945–1990; с 1990 по настоящее время). На этой временной шкале размещаются знания о различных источниках создания и происхождения праздника песни (Илзе Шарковска-Лиепиня), отмечается этническая ось праздника песни, которая содержит основы фестивального репертуара в виде народная песня (Арнольд Клотиньш).

Прослеживаются тенденции хорового дирижирования, развитие методики вокального сочинения вплоть до явления так называемого северного звука (Янис Эренштрейтс) и очерчивается связь между музыкой и властью, пытаясь выявить, как разные политические режимы повлияли на выбор музыки, стилистики, жанра (Иева Эзериете, Илзе Думиня-Кроя). Заблудиться, чтобы узнать о песенных фестивалях за границей (Орест Силабридис), а также погрузиться в просторы симфонической, вокально-симфонической и духовой музыки (Армандс Знотиньш и Илзе Шарковска-Лиепиня). Авторы исследования – музыковеды, профессиональные музыканты, музыкальные журналисты, поэтому

стиль книги далеко не однороден – у каждого из авторов есть видение со своей профессиональной точки зрения, свой литературный стиль и свое мироощущение. Ваша собственная версия. Книга предназначена латвийским деятелям культуры, участникам хорового движения и просто тем, кто на ее страницах хочет узнать перипетии музыкальной истории песенных фестивалей.

Художественное оформление издания было создано «Agentūra Raugs», взяв за основу визуальную концепцию таких понятий, как опыт, традиция, кровообращение, сила и вдохновение – глубоко, как море, старо, как годы и линии опыта дубовый ствол, такой же личный, как отпечатки пальцев.

Read more:  Рыболовы признали себя виновными после того, как заявили, что использовали рыбное филе, чтобы выиграть главный конкурс | Ловит рыбу

Дизайн книги был вдохновлен уникальным написанием этих строк с учетом того, что каждая глава книги — это только видение одного автора, просто снимок из истории. Визуальные коды книги цитируют язык визуальной коммуникации песенных фестивалей на протяжении многих лет, но формат выбран так, чтобы вызывать глубину на сенсорном уровне.

Книга создана по инициативе и заказу Латвийского национального культурного центра. Издательство: Институт литературы, фольклора и искусства Латвийского университета в сотрудничестве с Латвийским национальным культурным центром и Музеем литературы и музыки. Издание книги осуществлено при финансовой поддержке Государственного фонда культурного капитала и компании «Арктик Пейпер».

Latvijas Radio приглашает вас высказать свое мнение об услышанном в программе и поддерживает дискуссии среди слушателей, однако оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие границы уважительного отношения и этического поведения.


2023-07-30 17:02:25


1690739064
#Такое #явление #как #Фестиваль #песни #нужно #регулярно #изучать #LR3 #Latvijas #Radio

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.