Home » Умер Джанни Ваттимо, философу было 87 лет – Corriere.it

Умер Джанни Ваттимо, философу было 87 лет – Corriere.it

Из Антонио Кариоти

Философ «слабой мысли», бросивший вызов метафизическим конструкциям, умер в возрасте 87 лет

Философ Джанни Ваттимо скончался во вторник вечером в больнице Риволи (Турин). Ему было 87 лет. Ученый последние несколько дней провел в больнице в нефрологическом отделении после ухудшения состояния здоровья. Новость о его смерти сообщила 38-летняя Симоне Каминада, его помощница и партнерша на протяжении 14 лет.

Он считал себя коммунистом и христианином одновременно (на самом деле: фактически католиком), но он был выдающийся антидогматический мыслитель, убежденный противник претензий на описание подлинного порядка реальности философскими или даже научными средствами. К Джанни Ваттимо, умер Вторник, 19 сентября, в возрасте 87 лет
это должно быть признано последовательность в критике каждой метафизической конструкциикоторый выразил себя в позиции, широко известной как «слабая мысль», по названию знаменитого сборника эссе, который он редактировал вместе с Пьером Альдо Роватти в 1983 году.

Ал Туринский философ Следует также отдать должное тому, что он всегда старался сделать свои изысканные теоретические разработки доступными для среднеобразованной публики. Он обладал необычайной способностью выражать свои мысли ясно, хотя и многозначительно. И он оставил впечатляющий отчет о своей жизни и мыслях в своей автобиографии, написанной в соавторстве. Не будь Богом, написанный совместно с Пьерджорджио Патерлини (Алиберти, 2006; Ponte Alle Grazie, 2015). Всегда готовый к диалогу и участию в самых разнообразных инициативах, Ваттимо без колебаний выступал и на политической арене: он уже давно Европейский парламентарийвсегда внутри слева, но в постепенно меняющихся позициях.

Ваттимо родился 4 января 1936 года в семье калабрийского карабинера, дислоцированного в Турине, который умер от пневмонии, когда маленькому Джанни было всего шестнадцать месяцев. Выросший в неблагополучных условиях, он всегда заявлял о своем пролетарском происхождении: помимо школы, которую он всегда посещал с отличными результатами, его образованию способствовала ораторская среда, где он быстро приобрел известность. Ему только что исполнилось восемнадцать епархиальный делегат студентов Католического действияиз которого, однако, вскоре был изгнан за критическое отношение к церковной власти. Однако он всегда с теплотой вспоминал своего учителя, монсеньора Пьетро Карамелло, католического мыслителя с весьма консервативными идеями, связанными с наследием Фомы Аквинского.

Read more:  Легендарный паб Mayo, существующий более 80 лет, выставлен на продажу - новости

В 1955 году будущий философ он присоединился к Раю вместе с друзьями Фурио Коломбо и Умберто Эко, но через пару лет ушёл. Ее истинным путем был университет под руководством другого важного учителя и друга, Луиджи Парейсона. Ваттимо получил высшее образование в 1959 году, защитив диссертацию по Аристотелю, а в 1964 году, когда ему было всего двадцать восемь лет, он начал преподавать в качестве профессора эстетики. Его книга была опубликована годом ранее. Бытие, история и язык у Хайдеггера
(Мариетти, 1963), что уже обозначило направление исследований с оригинальными особенностями.

Сам Мартин Хайдеггер и Фридрих Ницше, которому он посвятил свое фундаментальное эссе в 1974 году. Субъект и маска (Бомпиани), уже были основными отправными точками для мысли Ваттимо. Подлинное просветление было для него образом, придуманным автором Так говорил Заратустра так что «современный человек бродит в саду истории, как на складе театральных масок, беря то и это». У Хайдеггера, наиболее тревожные аспекты которого он, возможно, недооценивал, он позаимствовал полемику против теоретической традиции, «которая верит, что может ухватить окончательное основание реальности в форме объективной структуры, находящейся вне времени и истории».

Здесь мы можем определить основу подхода, который сделал бы Ваттимо ориентиром и на международном уровне. Знакомство с сборником эссе Слабое мышление
(Фельтринелли), подписавший контракт с Роватти, острая критика поисков «изначального, истинного Бытия»в котором, по мнению авторов, еще сохранялась значительная часть итальянской академии, в качестве альтернативы которой они вместо этого предложили «способ снова встретиться с Бытием как следом, воспоминанием, поглощенным и ослабленным существом, по этой причине одинокий, достойный внимания».

Этот подход имел серьезные последствия в общественной жизни и подкреплялся «идеей», как напишет Ваттимо много лет спустя, использовать облегчение социальных отношений, производимое технологиями, для достижения определенной формы освобождения.». Это было провозглашение эпохи постмодерна, иконоборческое видение, которое заменило цель установления знания, типичную для западной философии, целью лишить его его авторитета, в вере в то, что Бытие можно мыслить только во множественном и случайном смысле. форма. Ваттимо не отрицал реальность, в чем его некоторые обвиняли, но считал, что постичь ее можно только в рамках определенных парадигм, без каких-либо амбиций полной и абсолютной рациональности.

Read more:  До выхода Elder Scrolls 6, анонсированного пять лет назад, еще «пять с лишним лет»

Декан философского факультета Турина в семидесятые годы, подпись «Стампа», важный общественный деятель, Ваттимо не скрывал своей гомосексуальности. Личная жизнь оставила для него весьма болезненные переживания, о которых он говорил и писал открыто. СПИД забрал его у него в 1992 году. товарищ Джанпьеро Кавалья, помогал с любовью до конца. А затем еще один, Серджио Мамино, был поражен опухолью и умер во время трансокеанского перелета из Америки в Европу в 2003 году, когда уже сделал выбор в пользу эвтаназии за границей. Наконец, возникло судебное дело о его отношениях с партнером и помощницей Симоне Каминадой, приговоренной к двум годам тюремного заключения за обход некомпетентного человека по отношению к философу.

В девяностые годы общественная деятельность Ваттимо усилилась, что привело квыборы в Европейский Парламент в два законодательных органа, сначала от левых демократов в 1999 году, а затем от партии «Италия деи Валори» Антонио Ди Пьетро в 2009 году. переполох.

Было провозглашено коммунист, но не в старом марксистском смысле, хотя он считал, что необходимо восстановить различные аспекты творчества Карла Маркса. Больше всего он намеревался таким образом продемонстрировать свое неприятие существующего порядка. Однако он не культивировал катастрофистское видение «поздней современности»: он был убежден, что она содержит невыносимую дозу варварства, но также и освободительный потенциал чрезвычайной важности. Будущее, по его словам, «будет социалистическим или не будет». Чтобы подогреть свой осторожный оптимизм, он сослался на часто цитируемое Хайдеггером стихотворение немецкого поэта-романтика Фридриха Гельдерлина, согласно которому там, где растет опасность, растет и спасение.

И для Ваттимо остался там источник спасения. религиозная вера, к которому он уже давно снова подключился, возможно, так и не оторвавшись от него по-настоящему. По-своему интерпретируя парадигму козла отпущения Рене Жирара, он увидел в Иисусе «первого великого десакрализатора естественных религий», того, кто отрицал схему авторитарных отношений между человеком и трансцендентным, открывая, что «Бог называет нас друзьями».

Read more:  Сколько помощи из Франции было отправлено Нигеру для участия в его развитии?

Поэтому глубокая секуляризация западного мира казалась ему великим «наследием христианства». Действительно, он был убежден, что постмодернистский нигилизм слабой мысли был единственной правдоподобной христианской философией нашего времени. И в понтификате Папы Франческо Ваттимо он увидел утешительный знак надежды.

19 сентября 2023 г. (изменено 20 сентября 2023 г. | 10:33)

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.