Франческа Пикок
Между 1889 и 1890 годами у любого, кто искал Эдвина Лютьенса, были веские причины искать его в сельских переулках Суррея и Сассекса. Известный архитектор, которому тогда было всего 20 лет, был взят под крыло старшего садовода Гертруды Джекилл. Пара целыми днями путешествовала по сельской местности в своей пони-повозке, останавливаясь, чтобы посмотреть на коттеджи, дома и работающие фермы.
Эти путешествия можно проследить в мемуарах Джекила: Олд-Уэст-Суррей (1904). Но они также видны в более крупном масштабе. Недавно выпущенный на рынок, Винкворт Фарм (основное изображение выше) — загородный дом в Хаскомбе, к югу от Гилфорда. Описанный историком архитектуры Николаусом Певснером как «невероятно живописный», дом, внесенный в список памятников архитектуры II степени, имеет ядро 16-го века, к которому было добавлено в 1893 году, когда Лютьенс перестроил амбары. Стороны дома, включая пристройки Латиенса, расположены вокруг двора елизаветинского периода, являющегося частью большого сада, спроектированного Джекиллом.
Во многих отношениях ферма Винкворт — это дверь в мир Лютиенса. Это не самый полный пример его архитектуры — его дополнения ограничены задней частью — но это свидетельство его ранних интересов, поездок по проселочным дорогам. Благодаря им он разработал архитектуру, отражающую английскую сельскую местность, верную низким линиям, изгибам и неровностям старых домов, которые они с Джекиллом изучали. Их общий интерес вскоре перерос в партнерство: Лютиенс построил дом Джекила Манстед Вуд в Суррее, и пара вместе создала более сотни садов.
После фермы Винкворт Лютьенс спроектировал десятки загородных домов, сделав их по масштабам подходящими как для аристократии, так и для недавно разбогатевшего среднего класса. Но он работал с 19 лет. Даже не закончив обучение, друг семьи поручил ему построить в 1890 году Круксбери, недалеко от Фарнема в графстве Суррей, дом из красного кирпича, сочетающий неогеоргианские черты и аспекты стиль Суррея. Среди классических линий Лютьенс скопировал дизайн одного из дымоходов соседнего коттеджа.
В структуру этой первой комиссии был заложен намек на его более поздние работы. Бартон-Сент-Мэри, расположенный на окраине Ист-Гринстеда, Сассекс, был построен в 1906 году в стиле эпохи Тюдоров, благодаря которому Лютьенс стал известен, и, опять же, имеет сад Джекила. Глядя на его расцвет декоративно-прикладного искусства — глубокие фронтоны и высокие дымоходы — трудно поверить, что во время его строительства архитектор пробовал свои силы в чем-то совершенно другом на другом конце страны. В том же году он спроектировал Хиткот в Илкли, Йоркшир. Благодаря своей неогеоргианской симметрии и отсылке к Кристоферу Рену, он поначалу кажется совершенно отличным от его обычного стиля. В письме Лютьенс описал, что он явно не хотел, чтобы это было «попурри» из йоркширских деталей, а вместо этого было чем-то «настойчивым и доминирующим».
Таким образом, в домах Лютиенса существует напряжение между пылким классицизмом и региональными историческими деталями. Это не просто изменение стиля архитектора по мере того, как он становился старше, разногласия заметны уже в его первом заказе. Лютьенс никогда не воспроизводил шаблонные дома декоративно-прикладного искусства. Его проекты стремятся к чему-то другому: смеси деталей английской сельской местности и его собственной изобретательности, мосту между поздней викторианской эстетикой и будущим ар-деко.
После Первой мировой войны страсть к загородным домам пошла на убыль. Эпоха расслабления и уединения, казалось, давно прошла. Лютьенс приступил к своей работе, создавая памятники погибшим на войне. Но его дома до сих пор стоят в пригородах и сельской местности, являясь своеобразными памятниками разнообразного архитектурного прошлого Англии.
Фотография: С воздуха; Сэвиллс