Home » Это даже лучше, чем кажется. Беседа с дирижером Кристой Аудери / LR3 / / Latvijas Radio 3

Это даже лучше, чем кажется. Беседа с дирижером Кристой Аудери / LR3 / / Latvijas Radio 3

Не только Латвия, но и Нидерланды, где Криста живет и работает уже несколько лет, радовались и праздновали прошлой осенью триумфальную победу Кристы Аудере на международном конкурсе хоровых дирижеров имени Эрика Эриксона. Ее семья тоже там.

В беседе с Кристой мы вспоминаем конкурс, который открыл двери для международной карьеры Кристы, узнаем, как амстердамский хор ладит с латвийским дирижером, рассказываем о самых больших приключениях и самых безумных художественных проектах Кристы и узнаем, почему Криста дирижировать Бахом, Мендельсоном и Брамсом на концертах в Латвии на следующей неделе.

Илга Огюст: Глядя на ваш календарь концертов на этот сезон, в котором девять ведущих профессиональных радиохоров Европы ждут своей очереди, чтобы попасть в ваши руки, на ум приходит название романа Мархера Зариньша «Беспокойная тридцать», потому что вы отпраздновали свое 33-летие. день рождения в июне. Вы воспринимаете эту грандиозную возможность – работать с лучшими хорами, буквально каждые две недели перед другим профессиональным хором, как приз Эриксоновского конкурса или как тяжелый и тревожный акт работы?

Криста Аудере: Может быть, в первый день после победы в конкурсе мне было страшно — что со мной случилось, но нет —

Я живу в тех же радостях и в том же счастье, и я никогда не был лучше в жизни, чем в эпоху Иисуса. Эти тридцать три, наверное, будут записаны в звездах и в моей памяти. Надеюсь, это мой лучший год.

Или концерты Фестиваля духовной музыки с Государственным академическим хором «Латвия», о которых мы поговорим чуть позже, которые ожидаются 27 и 28 августа, принадлежат призовому фонду Эриксона?

Нет, это дополнительное удовольствие. Потому что в представленном мне списке десяти хоров не было ни одного латвийского профессионального коллектива. Поэтому на самом деле это еще больший призовой фонд – приглашение в Латвию.

Быть оцененным в Латвии – это еще одна веха в конкурсе Эриксона, которую я никогда не мог представить в своей жизни. Так что это даже лучше, чем кажется.

Ильга Огюст: Так уж вышло, что за пределами Латвии вы гораздо более известны, чем в Латвии, потому что ваша профессиональная карьера уже несколько лет связана с Амстердамом. Как вы туда попали и почему Амстердам? Было ли это совпадением или закономерностью?

Read more:  Искусство, созданное искусственным интеллектом, меняет саму концепцию искусства

Ган – ган.

Я учился на бакалавриате здесь, в нашей собственной академии, но успел еще полгода поучиться в Штутгартском университете музыки, Эразмус программа, и для меня словно открылся занавес, когда я узнал – оказывается, что-то я не “пробовал”!

В то время я была совсем юной Джейд – мне было двадцать три года, и у меня просто была затычка в губе! После Штутгарта было понятно, что я хочу учиться в другом месте, а Амстердам оказался таким удачным поворотом: я оказался там Эразмус на первом курсе магистратуры, а потом мне просто стало там слишком нравиться… Так я там и остался – закончил магистратуру там. Были самые разные планы: был план поехать в Германию, в Лондон. В любом случае, после бакалавриата мне стало ясно, что я хочу продолжить обучение за границей.

Вы также выучили голландский язык?

Мне жаль признавать, но я плохо этому научился. (смеется) Хотя я дирижирую своим хором на голландском языке, да, но я думаю, что они находят это очень забавным. Мои переводы с латышского или английского стали даже смешнее, чем могли бы сказать сами местные жители. (смеется) Но — да, я говорю, говорю. Я очень хорошо говорю по-голландски, особенно в кафе. (смеется)

В одном из интервью, видимо, с голландским журналистом, вы сказали, что приехали в Амстердам «сформировавшимся» дирижером, но именно Латвия дала вам понимание хоров, хорового дирижирования и хорового звучания. Насколько сильной вы все еще считаете латвийскую школу дирижирования?

Это основа всего.

Буквально на прошлой неделе я был на дирижерских мастер-классах, где учил дирижеров бить. Если скрупулезно оценивать мои движения, мои руки и технику, всему этому научились в Латвии. Фери Миллер был первым учителем, который очень хорошо заложил все основы и дал толчок для того, чтобы ездить на соревнования – без него бы ничего не началось.

Вчера я имел удовольствие услышать выступление хора “Kamēr…” с Юргисом Кабули. Я слушал их звук, смотрел, как дирижирует Юргис, и понимал, что все больше и больше улавливаю, насколько все это резонирует и звучит во мне! Конечно, все это перемешано со многими другими вещами, которые также были получены в другом месте, но я более латышский и становлюсь еще более латышским в своем звучании, чем я, наверное, мог себе признаться, это могут заметить только другие люди. Но ты не можешь изменить себя, а я латышский хормейстер, который учился в Латвии. Поэтому – да, я обязательно вывожу в мир коррекционную школу Латвии.

Насколько велика ваша нынешняя хоровая ферма в Амстердаме?

Read more:  Комик Том Смотерс, половина группы Smothers Brothers, умер в возрасте 86 лет - National

Ну, у меня в Нидерландах осталось только два любительских хора, потому что я не мог продолжать все четыре. Это два камерных хора — один в Амстердаме, другой в Утрехте, которые хотят меня видеть и не видеть, когда я должен быть где-то еще. И я этому очень рад, потому что мне все еще очень близко мое любительское хоровое движение и семейное чувство, которое я могу создать в своем коллективе. Я работаю со всеми профессиональными хорами Нидерландов, в качестве репетитора или приглашенного дирижера – это «Cappella Amsterdam», хор Голландского радио и Голландский камерный хор. В будущем есть все виды проектов. Теперь каждый месяц я буду в разных частях Европы.

Возвращение в Амстердам. Всего год назад у вас было целых четыре любительских хора. Как вы попали на все четыре – в Нидерландах не хватает кондукторов?

Трудно ответить на этот вопрос. Может быть, очень большой дефицит хороших проводников. Но ясно, что

все мои работы получены на конкурсной основе; никто просто не давал мне работу и не приглашал ее делать. Это все тяжело заработано.

В Латвии много дирижеров, я мог бы пригласить их в коллеги – мне очень не хватает кого-то, кого я мог бы пригласить на свои репетиции, когда сам не могу. Так что да, возможности есть везде. Хорошие проводники нужны везде. Певцов много, и групп, которые хотят петь, хоть отбавляй.

Криста, ты остаешься в Нидерландах?

Ой, какой сложный вопрос…

На данный момент я останусь там, потому что у меня тоже есть маленький ребенок, и он поселился там в очень хорошем саду. Мой муж тоже работает в Нидерландах. Я не знаю. Оставаться таким — очень сложное дело. Вы только что покинули первое гнездо пребывания, этот вопрос всегда будет открытым. Я никогда не смогу сказать, где я хочу жить и как я хочу жить, я знаю только, что сейчас это очень хорошо и просчитывать это в будущем так абстрактно.

Конечно, это всегда нужно согласовывать с членами семьи. Посмотрим, где я закончу, понятия не имею. Я открыт абсолютно для всего. По крайней мере в музыкальном плане. Единственное, что я действительно переживаю каждый день, это то, что я не в Латвии с мамой и папой на стороне Цеси, я не вижу закаты, латвийские облака, липы с жужжащими пчелами, горы, лощины и долины – природа в Нидерландах не кажется мне высшей точкой достижения. (смеется)

Read more:  Пляжное кафе «Red Sun Buffet» в выходные отметит открытие 15-го сезона.

Облака там другие?

Да совсем другое! Это уже видно, когда садишься на самолет: в Латвии ты вдруг попадаешь в такой лес с облаками. В Латвии облака — это нечто уникальное! Они двигаются, живут своей жизнью — такая облачная полифония.

Продолжение следует…

Latvijas Radio приглашает вас высказать свое мнение об услышанном в программе и поддерживает дискуссии среди слушателей, однако оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие границы уважительного отношения и этического поведения.

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.