Мы публикуем отрывок из интервью Папы Франциска, опубликованного онлайн в пятницу миссионерами Комбони в Испании в журнале «Mundo Negro». 30-минутное интервью состоялось 15 декабря в Ватикане с директором журнала о. Жауме Кальвера, главный редактор, отец Хавьер Фариньяс Мартин и кардинал Мигель Анхель Аюсо Гишот, префект Дикастерии межрелигиозного диалога.
В: Святой Отец, вы стали иезуитом, в том числе, чтобы поехать в Японию в качестве миссионера…
Да это правда.
Вопрос: Что осталось с вами с тех пор?
Думаю, меня всегда интересовала периферия. Я смотрю на периферию изнутри не только потому, что она мне интересна интеллектуально. И это то, что остается со мной, чтобы выйти за границы.
Вопрос: Вы сказали, что «Африка не перестает удивлять». Как вы думаете, в какой степени это удивление можно отнести к миссионерам, с которыми вы встречались?
Что меня больше всего удивляет в миссионерах, так это их способность твердо стоять на земле, уважать культуру и способствовать ее развитию. Они не выкорчевывают народ, наоборот. Когда я вижу миссионеров, а всегда есть такие, у которых ничего не получается, я отмечаю, что католическая миссионерская работа не занимается прозелитизмом, а провозглашает Евангелие в соответствии с культурой каждого места. Это католицизм, уважение к культурам. Католической культуры как таковой нет; да, есть католическая мысль, но каждая культура коренится в том, что католическое, и это уже ощущается в самом действии Святого Духа в утро Пятидесятницы. Это очень ясно. Католицизм — это не единообразие, это гармония, гармония различий. И эта гармония создается Святым Духом. Миссионер идет вперед, уважает то, что можно найти в каждом месте, и помогает создать гармонию, но (он или она) не проповедует идеологически или религиозно, тем более с колониалистским мышлением. Некоторые отклонения произошли на других континентах, например, серьезная проблема школ в Канаде, которую я посетил и о которой говорил. Миссионерская работа должна уважать культуру людей, живущих в этом контексте и выполняющих это служение.
В: Шестьдесят лет назад Второй Ватиканский Собор дал необычайный импульс миссионерской деятельности. Изменилось ли с тех пор понимание миссии?
Слава Богу, да. Историки говорят, что для полного осуществления Собора требуется 100 лет, так что это только половина пути. Многое изменилось в Церкви, многое к лучшему… Есть два интересных признака: первоначальный неосторожный энтузиазм Собора уже исчез, я думаю о богослужебном вскипании, которого почти нет. И возникает небывалое антисоборное сопротивление, характерное для любого процесса взросления. Но так много изменилось… С миссионерской стороны уважение к культурам и инкультурация Евангелия – это ценности, которые расцвели как косвенное следствие Собора. Вера инкультурируется, и Евангелие принимает культуру своего народа, позволяя проводить евангелизацию культуры.
Вопрос: Является ли распространение миссии обязательно одним из диалогов?
Конечно, это является. Сегодня гораздо больше осознания диалога, и те, кто не умеет вести диалог, не взрослеют, не растут и не смогут оставить никакого влияния на общество. Диалог имеет основополагающее значение.
Вопрос: Мы все еще очень сосредоточены на количестве католиков?
Статистика полезна, но не стоит на нее надеяться. Я спрашиваю себя: на кого я возлагаю свою надежду? И я спрашиваю всех: на кого вы возлагаете свои надежды, на вашу организацию, на вашу социологическую способность объединять людей или на силу Евангелия?
В: С 31 января по 5 февраля вы отправитесь в Демократическую Республику Конго и Южный Судан…
В июле (поездку) пришлось приостановить из-за моей проблемы с коленом … В Южный Судан я поеду вместе, на том же (официальном) уровне, с архиепископом Кентерберийским и модератором Церкви Шотландии, и мы очень хорошо работают вместе. Демократическая Республика Конго… это как крепость, оплот вдохновения. Вы только посмотрите здесь, в Риме, на конголезскую общину, которую возглавляет монахиня, сестра Рита, женщина, которая преподает в университете, но которая командует, как если бы она была епископом … Я отслужил здесь мессу в Конголезский обряд, и это очень близкое мне сообщество. Я с нетерпением ждал этой поездки, желая, чтобы она состоялась как можно скорее. Южный Судан — это страдающее сообщество. (Даже) Конго сейчас страдает из-за вооруженного конфликта, поэтому я не еду в Гому, так как это невозможно из-за боевых действий. Дело не в том, что я не пойду, потому что я боюсь, но в этой (изменчивой) атмосфере и видении того, что происходит… мы должны заботиться о людях.
В: Когда вы упоминаете человеческие и экзистенциальные периферии, на ум приходит Африканский континент. Эти две периферии неразделимы?
Африка уникальна… (но) есть кое-что, что мы должны осудить: существует идея коллективного бессознательного… которая говорит, что Африку нужно эксплуатировать. История говорит нам об этом на полпути к независимости: они дают им экономическую независимость с нуля, но они сохраняют недра для эксплуатации, мы видим, как эксплуатация других стран забирает их ресурсы.
В: Какие богатства континента мы не видим?
Мы видим только материальные блага, поэтому исторически их только искали и эксплуатировали. Сегодня мы видим, что многие мировые державы едут туда на грабеж, это правда, и они не видят ума, величия, искусства народа.
Вопрос: Настаивая на войне в Украине, вы повторяете, что мы не должны забывать о других конфликтах, которые остаются скрытыми, некоторые из них в Африке…
Это очевидно. Я сказал, что мы сейчас понимаем, что это мировая война, потому что она совсем рядом… Одна из самых больших проблем — производство оружия. Кто-то однажды сказал мне, что если мы прекратим производство оружия на год, голод в мире прекратится. Индустрия, которая убивает…
В: Когда мы говорим об эксплуатации африканского континента, мы говорим о природных ресурсах и людях. Чего нам не хватает, когда мы строим заборы и возводим препятствия, чтобы остановить или воспрепятствовать их приходу?
А когда мы ставим колючую проволоку, чтобы они не убежали… Это преступление. Это преступление. И те страны, у которых самый низкий демографический индекс, которым нужны люди, у которых пустые города и которые не знают, как управлять интеграцией мигрантов. Мигрантов необходимо приветствовать, сопровождать, продвигать и интегрировать. Если они не интегрированы, это плохо… Но ведь есть же великая европейская несправедливость? Греция, Кипр, Италия, Испания и даже Мальта — страны, принимающие больше всего мигрантов. А что происходит в Италии, где, несмотря на то, что миграционная политика нынешнего правительства, скажем так, по-хорошему ограничительна, страна всегда открывала свои двери для спасения людей, которых Европа не приветствует. Этим странам приходится справляться со всем, и они сталкиваются с дилеммой: отправлять ли их туда, где они рискуют быть убитыми или погибшими, или делать то, что они могут… Это серьезная проблема. Евросоюз их не сопровождает.
(рабочий перевод оригинального интервью на испанском языке)