Home » Исследование показывает, что универсальное эмоциональное воздействие музыки выходит за рамки культурных границ

Исследование показывает, что универсальное эмоциональное воздействие музыки выходит за рамки культурных границ

В недавней научной статье, опубликованной в журнале Труды Национальной академии наукИсследователи изучили, как структурные особенности и эмоциональные коннотации музыки могут вызывать ощущения в разных частях тела и одинаковы ли эти эффекты у людей из разных культур.

Их результаты подчеркивают субъективный характер прослушивания музыки, а также показывают, что некоторые ассоциации между музыкой и эмоциональными и телесными реакциями, которые она вызывает, выходят за рамки культурных границ.

Исследование: Телесные карты музыкальных ощущений в разных культурах. Изображение предоставлено: fizkes / Shutterstock

Фон

Определенные универсальные реакции на музыку возникают уже в младенчестве, включая постукивание ногами и кивание головой. Известно, что музыка активирует области мозга, которые контролируют сенсорно-моторные реакции, даже без движения, и может изменить вегетативную нервную систему (ВНС), влияя на дыхание, частоту сердечных сокращений и температуру тела. Одновременно это может вызывать эндокринологические реакции, такие как изменение уровней окситоцина и кортизола.

Повсеместный характер этих реакций предполагает, что музыка может выполнять важную, но пока неизвестную эволюционную функцию. Эта гипотеза подкрепляется наблюдением о том, что музыка и танец занимают центральное место в социальной жизни в культурах всего мира. Предыдущие исследования показали, что существуют межкультурные сходства в эмоциях, не связанных с музыкой, но согласованность телесных ощущений, вызываемых музыкой, в разных культурах не изучалась.

Об исследовании

В этом исследовании исследователи изучали, как акустические особенности и эмоциональные характеристики музыки вызывают различные субъективные ощущения тела. Чтобы увидеть, являются ли эти эффекты одинаковыми в разных культурах, в исследование были включены как западные участники из Западной Европы и США, так и участники из Восточной Азии из Китая.

Музыкальная база данных включала 72 песни, половина из которых были западными, а другая половина – китайскими. Песни были разделены на грустные, счастливые, нежные, агрессивные, нежные и заводные (танцевальные). Каждый участник выполнил 12 испытаний; в каждом проигрывался музыкальный клип и им давался черный контур человеческого тела. Им было предложено отметить те части тела, которые, по их мнению, стимулировались музыкой.

Read more:  Новое исследование раскрывает психологические последствия стрельбы полицией во сне

Топографии телесных ощущений, вызываемых каждой категорией песни у слушателей из Западной и Восточной Азии. На картах показаны регионы, активация которых увеличивается при прослушивании песен в каждой категории (в среднем по песням в каждой категории, скорректированный P <0,05 FDR). Коэффициенты корреляции указывают на корреляцию между МСМ западных и восточноазиатских участников по каждой эмоции.

Исследователи использовали эти цифры для создания карт телесных ощущений (BSM). Они были проанализированы для количественной оценки влияния различных музыкальных категорий с учетом культурной группы (западной/восточноазиатской) слушателей. В отдельном эксперименте другую группу участников попросили оценить песни из того же набора данных по симпатии, знакомству, печали, счастью, агрессивности, нежности и заводности, а также по тому, насколько энергичными, расслабленными и раздраженными они себя чувствовали.

Выводы

Субъективные чувства к музыке участников из Восточной Азии и Запада сильно коррелировали, что позволяет предположить, что представители двух культур имели одинаковые эмоциональные переживания. Основное различие заключалось в степени знакомства, поскольку западные участники были лучше знакомы с западными песнями, чем с восточноазиатскими, и наоборот.

Результаты BSM показали, что участники ощущали воздействие грустных или нежных песен на область головы и груди; особенно у западных участников, эффект страшных песен ощущался изнутри. Эффект от танцевальных и веселых песен ощущался по всему телу, но концентрировался преимущественно в конечностях. Музыка, отнесенная к категории агрессивных, также ощущалась во всем теле, но особенно в голове.

Ключевое различие между восточноазиатскими и западными участниками BSM заключалось в том, что первые сообщали о более последовательной активации головы, ног и рук во всех категориях. Участники из западных стран также сообщили, что чувствуют более постоянную активацию в области груди при прослушивании грустных и нежных песен.

Read more:  Новое исследование МРТ сердца поднимает вопросы о диагнозе

Матрицы сходства показали высокие уровни корреляции и взаимной корреляции среди участников из Восточной Азии и Запада для оценок BSM и эмоциональных измерений. Примечательно, что одни и те же музыкальные особенности были связаны с размерами раздражения, агрессивности, страха, энергичности, танцевальности, нежности, печали и счастья у представителей обеих культур. Например, нежность и печаль были связаны с небольшими гармоническими изменениями, низкой шероховатостью и четкостью тональности, тогда как неясность тональности и сложные ритмы были связаны со страхом или агрессивностью.

(A) BSM для PC1 (валентность) и PC2 (возбуждение) у участников из Западной и Восточной Азии (P <0,05 с поправкой на FDR). (B) Оценки ПК по песням.

Выводы

Эти результаты показывают, что эмоции и телесные ощущения, которые вызывает музыка, одинаковы в разных культурах. Они также подчеркивают, что музыка может вызывать сильные, но субъективные телесные ощущения, которые тесно связаны с эмоциональными и слуховыми переживаниями.

Авторы отмечают, что их исследование ограничено концентрацией внимания только на двух отдаленных (но не изолированных) культурах и, следовательно, не может охватить другие культурно-зависимые вариации. Будущие исследования могли бы расширить этот массив знаний, рассмотрев несколько культурных групп и изучив, как их реакции различаются друг от друга в зависимости от расстояния. Еще одним фундаментальным ограничением является то, что информация о телесных ощущениях сообщалась самостоятельно — будущие работы в этой области также могут собирать данные о физиологических изменениях.

2024-01-29 03:57:00


1706502541
#Исследование #показывает #что #универсальное #эмоциональное #воздействие #музыки #выходит #за #рамки #культурных #границ

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.