Home » Исследователь: Квебек XIX века в фотографиях

Исследователь: Квебек XIX века в фотографиях

Александр Хендерсон был наполовину художником, наполовину документалистом. В конце 19 века он был одним из самых выдающихся фотографов Канады, снимая живые городские пейзажи и идиллические сельские пейзажи в размашистом стиле, напоминающем работы великих художников-романтиков.

Фотографии Хендерсона чисто канадские: группа конькобежцев в гавани Монреаля, коренные жители, разбившие лагерь на берегу реки Святого Лаврентия, железнодорожники, работающие на Канадско-Тихоокеанской железной дороге в Британской Колумбии. Его образы столь же навязчивы, сколь и прекрасны. Субъекты часто холодно смотрят в камеру издалека, больше похожие на призраков, чем на людей.

Хендерсон описал решающий период в истории Канады. Британский колониализм увеличивал население Квебека, стимулировал развитие промышленности и формировал культурную жизнь, в то же время вторгаясь на территорию коренных народов. Иммигранты стекались в Монреаль, где мукомольное производство, пивоварение, текстильное и судостроение заменили торговлю мехом. Расширение железной дороги превратило город в крупный торговый и туристический центр, открывались культурные учреждения, такие как Макгилл и Музей изящных искусств. Между 1844 и 1911 годами население Монреаля увеличилось с почти 45 000 до более чем 500 000 человек, что сделало его крупнейшим мегаполисом Канады. (Торонто узурпировал его вскоре после этого.) Хендерсон был плодовитым в этот период.

Он был потомком шотландского дворянства, получившим комфортное воспитание в Эдинбурге. Его дед, Александр-старший, был первым председателем Национального банка Шотландии и лордом-мэром Эдинбурга. В детстве Хендерсон проводил много времени в Press Castle, большом особняке на семейном участке площадью 650 акров к юго-востоку от Эдинбурга. Он погрузился в природу, исследуя окрестные леса, холмы и горы.

Хендерсон несколько лет изучал бухгалтерский учет, но опыт 1851 года привел его к карьере в искусстве. В возрасте 19 лет Хендерсон совершил двухнедельную поездку в Лондон на Большую выставку, где познакомился с работами известных британских художников. Картины оказали огромное влияние на Хендерсона, и его будущие работы в значительной степени заимствованы из романтического стиля, с акцентом на природу, включением выразительных персонажей для создания настроения и использованием световых эффектов для улучшения текстур и смягчения краев.

В 1855 году Хендерсон и его новая невеста Агнес иммигрировали в Канаду. Подобно толпам других британцев, мигрировавших через Атлантику в рамках колониальной экспансии, они представляли себе новую, захватывающую жизнь в Квебеке с бурно развивающейся портовой экономикой, богатой культурной сценой, многочисленным населением британских эмигрантов и множеством свободных мест на открытом воздухе. места для рыбалки и охоты. Они плыли на пароходе под названием «Балтика» из Ливерпуля в Нью-Йорк и на поезде добирались до Монреаля, где в конце концов поселились в богатом районе к западу от центра города (ныне известном как Золотая квадратная миля).

Read more:  Квебек Ремпартс обыграл Камлупс Блэйзерс на открытии Мемориального кубка

Пара создала семью (всего девять детей, пятеро из которых дожили до совершеннолетия) и потратила мало времени на то, чтобы утвердиться среди местной элиты, используя свое богатство и социальный статус. Хендерсон был казначеем Монреальского клуба защиты рыбы и дичи, вносил свой вклад в Художественную ассоциацию Монреаля и был зачислен в Винтовки Виктории. Он также познакомился с известным фотографом Уильямом Нотманом, директором колледжа Макгилла Джоном Уильямом Доусоном, известным геологом Альфредом Селвином и другими крупными шишками.

Хендерсон некоторое время работал торговцем, но из-за наследства ему не нужна была традиционная карьера. Вместо этого, начиная примерно с 1857 года, он увлекся своей вновь обретенной страстью к фотографии, а затем к новой технологии, которая установила идеальный баланс между его любовью к искусству и природой. К 1866 году Хендерсон опубликовал свою первую книгу фотографий и открыл студию на Филлипс-сквер, рекламируя себя как портретного и пейзажного фотографа.

Хендерсон увидел — и сфотографировал — Канаду глазами стороннего наблюдателя, привлеченного к сценам, которые были бы новыми для шотландца. Он проявлял особый интерес к нашим холодным, заснеженным зимам. В его пейзажах были изображены городские достопримечательности, такие как пароходы в гавани; традиционные канадские развлечения, такие как катание на коньках и санях; и более старые здания, напоминающие историческую архитектуру его родной Британии.

На протяжении многих лет Хендерсон путешествовал по Квебеку с камерой на буксире. В 1870-х годах пивной магнат Джон Томас Молсон регулярно путешествовал со своей семьей на своей яхте Nooya, извиваясь по низовьям реки Сент-Лоуренс и Приморью. Хендерсон присоединился к нему в паре путешествий, сфотографировав яхту, места ловли трески, морские пейзажи и семью Молсона. Он использовал полевую камеру, записывая изображения на стеклянные пластины, которые позже проявлялись в темной комнате.

В 1892 году, когда Канадско-Тихоокеанская железная дорога создала собственный отдел фотографии, они привлекли Хендерсона для наблюдения за ним с начальной зарплатой в 167 долларов в месяц. Работа привела его на запад, где он задокументировал прогресс на железной дороге, расширив сферу своего портфолио.

Read more:  Владелец ножа, увидевший склад в Корке как детский бордель, признан невиновным по причине невменяемости

Хендерсон умер в 1913 году. К тому времени он впал в безвестность. В его некрологе не упоминается его работа фотографом. Все его стеклянные негативы, накопленные за всю его жизнь, остались в подвале семейного дома. А годы спустя, в 1965 году, его внук выбросил их в мусор, уничтожив большую часть наследия Хендерсона.

На этом история могла закончиться. Но в том же году Стэнли Г. Триггс, бывший хранитель коллекции фотографий в Музее МакКорда Стюарта в Монреале, обнаружил несколько сотен отпечатков Хендерсона, просматривая музейные архивы. Фотографии завораживали, но Триггс не мог найти никакой информации о жизни Хендерсона. В конце концов, Триггс собрал около 2000 отпечатков семьи Хендерсона, что, по его мнению, составляет лишь часть его общего количества фотографий.

С этого момента и до середины апреля более 250 старинных гравюр и репродукций фотографий выставлены в McCord Stewart в рамках выставки «Александр Хендерсон — искусство и природа». На протяжении всей своей карьеры Хендерсон выставлял свои работы в Монреале, Лондоне, Эдинбурге, Дублине, Париже, Нью-Йорке и Филадельфии. Но эта выставка, спустя более века после его смерти, является первой крупной музейной ретроспективой в его приемной родной стране.

Каток, гавань Монреаля, ок. 1870 г.

На переднем плане этого пейзажа фигуристы скользят зимой по замерзшей гавани. На заднем плане здание слева – это таможня, где торговцы проверяли и утверждали ввозимые товары. А справа базилика Нотр-Дам, известная в то время как Французский собор.

Хайуотер, гавань Монреаля, гр. 1870 г.

На этом снимке изображены пароходы в гавани Монреаля, когда река Святого Лаврентия достигла своего пика, на фоне знаменитого моста Виктории. Собираться, чтобы посмотреть на корабли в гавани, было популярным воскресным занятием.

Рыбацкий лагерь коренных народов, река Рестигуш, ок. 1870 г.

На этом изображении представители племени микмак ловят рыбу на реке Рестигуш, протекающей между Квебеком и Нью-Брансуиком. В те времена сюда приезжали забросить удочки состоятельные путешественники. На этом этапе своей карьеры Хендерсон открыл свою первую студию и зарекомендовал себя как профессионал. Для удобства он носил часть своего снаряжения в рыбацкой корзине. Он бы проявлял такие фотографии и продавал их туристам в магазинах или отелях.

Весеннее наводнение близ Монреаля, 1865 г.

Это одна из самых знаковых фотографий, сделанная Хендерсоном во времена его любительской карьеры, на которой изображены мужчина и двое детей в лодке недалеко от южного берега острова Монреаль.

Изготовление каноэ из коры, залив Мюррей, до 1865 г.

В начале своей карьеры Хендерсон все еще считал себя любителем. Он провел много времени, путешествуя по сельской местности Квебека, документируя пейзажи. Эта фотография была сделана в заливе Мюррей, расположенном к северо-востоку от Монреаля, на берегу реки Святого Лаврентия. Это было популярное место среди туристов со всего Квебека и США. Члены народа микмак разбили лагерь в этом районе и продавали свои изделия ручной работы, корзины и предметы.

Долина реки Бивер, недалеко от Сикс-Майл-Крик, Канадско-Тихоокеанская железная дорога, Британская Колумбия, 1885 г.

В 1885 году Хендерсон отправился на запад, в Британскую Колумбию. Его изображения железной дороги были настолько популярны, что семь лет спустя он возглавил отдел фотографии Канадско-Тихоокеанской железной дороги. CPR использовал бы его изображения для демонстрации работ на железной дороге и для продажи в качестве сувениров туристам.

Усадьба Монтарвиль, гора Сен-Бруно, ок. 1870 г.

Эта фотография была сделана в Монтарвиле, расположенном к востоку от Монреаля. С 1627 по 1854 год Квебек действовал в рамках французской сеньориальной системы, при которой государство предоставляло людям землю в обмен на гонорары. Чиновники, управлявшие районом, были известны
как сеньоры. А в этом доме, построенном примерно в 1774 году, жил сеньор де Монтарвиль. Усадьба была снесена в 1903 году.

Наводнение, улица Святого Павла, Монреаль, 1864 г.

В течение 1860-х годов Монреаль несколько раз затоплялся – либо из-за прилива, обрушившегося на берега реки Святого Лаврентия, либо из-за таяния оставшихся зимних снегопадов весной. Некоторые жители Монреаля даже держали у себя плоты на случай, если город превратится в Водный мир. На этом изображении показано одно из тех печально известных наводнений, когда конные экипажи бредут по воде, а жители Монреаля остаются сухими на деревянных поддонах.

Read more:  Оппозиция Зимбабве заявляет о «гигантских фальсификациях» при голосовании, продлевающем 43-летнее правление партии ZANU-PF

Эта статья опубликована в мартовском номере журнала за 2023 г. Маклинс журнал. Купите выпуск за 9,99 долларов или еще лучше, подпишитесь на ежемесячный печатный журнал всего за 39,99 долларов..

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.