Home » Как Русская Православная Церковь стала добровольной пешкой в ​​войне Путина

Как Русская Православная Церковь стала добровольной пешкой в ​​войне Путина

С марта 2022 года Русская Православная Церковь все больше соответствует усилиям по милитаризации. Между тем первоначальные надежды на то, что православный Киев встретит вторжение в Украину с распростертыми объятиями — вывешивая портреты Московского Патриарха Кирилла и звоня в колокола, — быстро развеялись.

В результате Кирилл занял все более жесткую позицию. Он потребовал от священников включить молитву о «победе Святой Руси» и пригрозил суровыми последствиями тем, кто употребляет в своих молитвах слово «мир» вместо «победа», называя их еретиками-пацифистами.


Русское Православие Церковьпри явном или хотя бы частичном одобрении своего руководства, постепенно претерпевает трансформацию в учреждение с сильным политическим и военным подтекстом. Как произошла эта трансформация?

От Ивана Грозного до Сталина

Создание Московского Патриархата Русской Православной Церкви в 1943 году. прямой приказ Иосифа Сталина, имели сложную мотивацию. Это был стратегический шаг, направленный на то, чтобы заверить западных союзников в том, что в СССР нет религиозных проблем, но в то же время Сталин стремился сплотить советских граждан, которые с меньшим энтузиазмом относились к коммунистической идеологии, для поддержки борьбы с нацизмом.

Правители России давно стремятся интегрировать церковь в государственный аппарат

После Второй мировой войны, главная пропагандистская роль Русской Православной Церкви сместилась в сторону защиты мира и осуждения империалистических поджигателей войны, и эта позиция оказалась более умеренной, чем нынешнее милитаристское направление.

Но такое сближение Православной Церкви с государством и ее использование в политических и военных целях имеет гораздо более глубокий исторический контекст. На протяжении всей российской истории различные правители, в том числе Иван Грозный, царь Алексей Михайлович и Петр Великий стремился контролировать и интегрировать церковь в государственный аппарат.

Read more:  Как Ник Виалл расскажет дочери о «Холостяке»

Даже после революции декларация митрополита Страгородского Сергия Страгородского в 1927 году о полной лояльности советскому правительству, часто называемая «сергианством», следовала давней модели храм приспосабливаясь к правящей власти, независимо от того, считалась ли она православной или нет.

Есть не указанная русская цитата, скорее всего из Иван Корнилов, куратора Виленского учебного округа в 1860-х годах, которая гласит: «Чего не довершил русский штык, то сделает русский чиновник, русская школа и русский священник». Это идеальное обобщение религиозного отношения к имперской политике: как может священник не благословить штык, прокладывающий путь его проповеди?

Владимир Путин и епископ Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви Алексей Кульберг

Алексей Майшев/ТАСС/ZUMA

Привязан к империи

Подобные настроения характерны не только для Православной церкви. Крупнейшее объединение протестантов в России – Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) – также демонстрирует полную лояльность кремлевскому руководствунесмотря на заявление, что они «избегают политического участия».

Даже Папа Франциск в своем обращении к российской католической молодежи 25 августа 2023 г. сказал: «Вы — наследники великой России: великой России святых, правителей, великой России Петра I, Екатерины II, этой империи — великой, просвещённой, страны великой культуры и великого человечества. Никогда не отказывайтесь от этого наследства; вы наследники великой Матери-России».

Это вызвало волну возмущения во многих странах, особенно в Украине. Защитники Ватикана объяснили этот отрывок латиноамериканским происхождением папы, его левыми взглядами и так далее. Но сам Папа, похоже, хорошо понимал, что для установления контакта с российской религиозной аудиторией упоминание империи будет самым сильным ударом по цели.

Даже глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий, высказался однозначно в поддержку войны. Хотя не все его единоверцы разделяют эту позицию, многие разделяют эту позицию.

Read more:  Инфляция, иммиграция, климат… главные проблемы европейцев

Проще говоря, Русская Церковь исторически была переплетена с Российской империей, и эта связь сохраняется и сегодня.

Верующий человек может стремиться пойти на войну по самым разным причинам: фанатик хочет убить как можно больше неверных, крестоносец хочет вернуть захваченные неверными святыни и так далее. Российский религиозный милитаризм выглядит прежде всего как проекция этого имперского стиля мышления: «Мы обязательно должны оставаться империей. Естественная цель империи — расширение своих границ. задача церкви – помочь этому.”

При этом для многих россиян религиозные убеждения весьма поверхностны. Люди редко ходят в церковь, посещая ее только по большим праздникам и событиям, таким как свадьбы, крестины и похороны. В результате с 2014 года «православные лозунги» встречаются гораздо реже советских. в российской пропаганде.

Будущее Кирилла

Пока в России сохраняется нынешний политический режимПравославная церковь, несомненно, будет воодушевлена ​​определенной степенью имперского милитаризма. Церковь уже приковала себя к государству — связи настолько крепкие, что их невозможно разорвать без смены руководства.

В этом нет ничего исключительно российского: правая диктатура часто опирается на традиционную религию страны для укрепления своих позиций, а церковные лидеры часто идут ей навстречу вполне добровольно, видя в ней защитника «традиционных ценностей» и барьера. против нежелательных воздействий.

Но с политическими переменами в России ситуация вполне может перемены в церковной жизнислишком.

Официально Русская Православная Церковь единогласно поддерживает войну. Однако среди рядового духовенства растет недовольство политикой Патриарха Кирилла, в том числе его полное подчинение Кремлю.

В первые же дни войны около 300 священников Православной Церкви подписал обращение, позвонив за прекращение войны. В результате первый подписавший (и вероятный составитель текста) игумен Арсений Соколов постепенно был отстранен от всех своих должностей. Другие эмигрировали, а некоторые остались в России.

Священники не склонны рисковать вступать в конфликт со своим начальством.

Поскольку у многих подписавшихся лиц не было второго гражданства или альтернативной профессии помимо священства, их решение поставить на кон свои имена поставило под угрозу их будущее. Таким образом, триста подписавших – это весьма значительная цифра.

Read more:  Украина: Эммануэль Макрон взял оппозицию в качестве свидетеля

Однако в целом священники не склонны рисковать вступать в конфликт со своим начальством: их увольнение или перевод в другую церковь может разрушить сплоченность целых общин. У мирян в этом смысле гораздо больше возможностей. См., например, русскоязычный сайт «Христиане против войны». который регулярно публикует современную антивоенную теологию. В этом проекте участвуют жители разных стран, в том числе России, а также представители разных конфессий, в том числе православия.

Сайт также постепенно становится полноценным информационным порталом, освещающим актуальные новости религиозной жизни, не пропаганда. И это далеко не единственный пример религиозных антивоенных посланий.

Поэтому есть надежда, что если, а точнее когда, нынешний режим в России падет, появится достойная альтернатива нынешней милитаристской риторике лидеры Русской Православной Церкви.

Статьи из вашего сайта

Статьи по теме в Интернете

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.