Home » Лауреат Нобелевской премии Мариз Конде (1937–2024), карибский летописец колониализма.

Лауреат Нобелевской премии Мариз Конде (1937–2024), карибский летописец колониализма.

Мариз Конде начала писать рассказы еще до 12 лет. Однако дебютировала она только в 37 лет. Но затем она пережила первые годы независимости в Западной Африке, родила четверых детей и получила докторскую степень в Новой Сорбонне. Она родилась в семье чернокожих буржуа на Гваделупе и получила образование во Франции. У нее были идеальные возможности для описания колониализма и деколонизации во всех их противоречиях, что она и делала с воодушевлением.

Конде, младший восьмилетний ребенок, родилась на одиннадцать лет моложе своего младшего брата. «Я писал очень хорошо, обладал чувством юмора, но из-за того, что я был настолько избалован, я не был хорошим ребенком». Отец Огюст Буколон основал банк, который в конечном итоге стал частью Banque Française Commerciale, и был награжден Орденом Почетного легиона, который его дочь также получит в 2014 году; мать Жанна Кидал, дочь матери-одиночки, была первой чернокожей директрисой собственной школы.

Расистская семья

«Наша семья смотрела свысока на людей, которые не преуспели в жизни», — сказал Конде. «Мы также узнали, что за пределами нашего сообщества нас считали неграми и что мы должны были участвовать в возвышении нашей расы». Когда она вышла замуж за гвинейского актера Мамаду Конде во Франции в 1959 году, ее семья была потрясена. «В каком-то смысле они были расистами: они были гордо черными, но смотрели на африканцев свысока».

Будучи ребенком французских государственных служащих, Конде переехала во Францию ​​в возрасте шестнадцати лет, чтобы получить степень бакалавра. В лицее она столкнулась с расизмом и заметила, что студенты из стран Карибского бассейна знают о Франции больше, чем о своем регионе и культуре. Но они также не были полностью сосредоточены на Франции. В кабинете матери Конде на стене висели фотографии из журнала Ebony; Образцом для подражания были не белые французы, а чернокожие американцы, представители среднего класса. За американским движением за гражданские права следили с интересом. Будучи подростком, Конде любил читать Мориака, «но на меня больше повлияли черно-белые американские писатели, такие как Фолкнер – этот сухой способ исследования человеческого духа». До замужества она изучала английскую литературу.

Read more:  Победа в номинации "Лучший анимационный короткометражный фильм" на церемонии вручения премии "Оскар" в 2024 году.

В 1986 году в Гваделупе. — © Гамма-Рафо через Getty Images

Вскоре Конде поняла, что ее муж не был тем воинственным персонажем, которого он сыграл на премьере «Негров» Жана Жене. Отношения быстро испортились, и она уехала преподавать в Кот-д’Ивуар. Во Франции она не была так активно вовлечена, как ее марксистский круг друзей, в дебаты об автономии Африки. Но когда она вернулась в Гвинею во время летних каникул, она узнала о беззаконии и насилии в стране и стала политически активной. Во время забастовки учителей 1961 года друзья Конде оказывались в тюрьме или депортировались в Советский Союз, если у них не было гвинейского паспорта. В 1964 году она уехала в политически более стабильную Гану, но когда президент Ганы Кваме Нкрума бежал в Гвинею в 1966 году, Конде сама была арестована со своим гвинейским паспортом.

Не принимаются

В последующие годы она работала культурным журналистом на BBC Africa и в национальном агентстве планирования в Сенегале, где познакомилась с американцем Ричардом Филкоксом. Он станет ее вторым мужем и постоянным переводчиком. В 1970 году они переехали в Париж, где Конде работал в журнале Présence africaine и вернулся к учебе.

В 1976 году она опубликовала свой дебютный роман «Геремахонон», первую версию которого она написала в Гане. Книга была близка ее сердцу, потому что ее критиковали и почти не продавали. «Это закалило меня на будущее». Главный герой, карибский ученый из Западной Африки, явно сам Конде; характер надменного «марабута мандинга», ее отца. В своих работах она часто использовала автобиографические элементы, например, в «Ложной жизни» (La vie scélérate) (1987). «Мои родители добились определенных успехов, но их не приняли в мире, где имел значение только цвет их кожи. Мы, дети, смотрели свысока на ценности среднего класса. Это ложная жизнь: каждый раз, когда ты чего-то добиваешься, ты понимаешь, насколько большего ты никогда не добьешься».

Read more:  Пол Мескаль в бирюзовом пиджаке с широкими плечами на вручении премии Film Independent Spirit Awards 2023.

В своем доме в Горде, юг Франции, октябрь 2021 года. — © –

Более того, Конде часто исходил из фактов из истории или текущих событий, как, например, в «Титубе, черной ведьме Салема» (Moi Tituba, sorcière) (1986): рабыня с таким именем действительно появляется в отчетах о процессах над салемскими ведьмами. 1692. После нападения на Charlie Hebdo ее поразил тот факт, что молодая женщина-полицейский Кларисса Жан-Филипп и боец ​​ИГ Амеди Кулибали оба являются детьми диаспоры; В «Невероятной и печальной судьбе Ивана и Иваны» (Le fabuleux et triste destin d’Ivan et d’Ivana) 2017 года она делает их близнецами, которые делают совершенно разные решения.

Нет сторонников

Вначале у Конде было больше поклонников в американских университетах, чем во Франции или Африке, и там он также быстрее развивал академическую сеть. С 1985 года она преподавала, в частности, в Колумбийском университете и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Тем временем она добилась коммерческого успеха с «Сегу», историческим романом, состоящим из двух частей, о падении королевства Бамбара в современном Мали, опубликованным на голландском языке как «Сегу: земляные стены» (1984) и «Сегу: де рухнувшая земля» (1985). ). Когда «Херемаконон» был переиздан в 1989 году, он был принят гораздо лучше, чем в 1976 году. Тем временем также было доказано, что у режима Секу Туре были ликвидированы противники, как она описывает в книге.

Конде всегда критически относилась к друзьям, как и к врагам, поэтому ей обычно приходилось обходиться без сторонников. Вернувшись на Гваделупу в 1986 году, она отметила, что образование стало менее евроцентричным, чем когда она была ребенком, но школьников по-прежнему учили, что рабы были более счастливы на плантациях, чем в «жестокой» Африке. Тот факт, что она писала по-французски, а не по-креольски, не понравился администраторам того времени, которые выступали за «креолизацию» образования и управления. Тем не менее, она приняла активное участие в основании нового театра в Пти-Бурге, для которого спустя годы снова написала пьесы.

Read more:  Мы наблюдали трансформацию мелодии Томаса Скотта «Молодые и дерзкие» на Y&R

В равной степени она критиковала движение Негритюд чернокожих французских интеллектуалов, которое приобрело популярность с 1930-х годов. «Он убедил многих жителей Карибского бассейна и чернокожих африканцев, что Африка является домом для всех чернокожих. Это не так. И идеи, которые способствовали прогрессу, пришли из диаспоры, от таких людей, как УЭБ Дюбуа и Маркус Гарви, а не из Африки».

После выхода на пенсию она вернулась в Париж в 2007 году. В 2013 году они с Филкоксом переехали в Горд в Воклюзе. Когда Нобелевская премия по литературе не была присуждена в 2018 году из-за скандала с MeToo в Шведской академии, которая формирует состав жюри, Конде был удостоен «альтернативной Нобелевской премии» от Шведской ассоциации библиотекарей.

Из-за своеобразного и уникального голоса Конде раздался призыв превратить эту награду в официальную премию, но Шведская академия не отреагировала. У Конде была болезнь Паркинсона, и она диктовала свои последние книги, в том числе Mets et merveilles, о том, почему кулинария похожа на писательство.

2024-04-02 08:55:41


1712059630
#Лауреат #Нобелевской #премии #Мариз #Конде #карибский #летописец #колониализма

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.