Home » Неизбежный подъем морального превосходства

Неизбежный подъем морального превосходства


Априбытие инопланетянина на Земле в 2023 году могли бы поверить, что социальные сети были созданы исключительно для того, чтобы незнакомцы кричали друг на друга. Стало непримечательно, например, болеутоляющее твит женщины, которая любит пить кофе со своим мужем каждое утро вызывало возмущение. «Это мило и все такое, но думали ли вы обо всех людях, которые просыпаются, чтобы работать изнурительно, просыпаются на улице, в одиночестве или с хронической болью, прежде чем публиковать это?» возмутился один человек. Или что выражение печали по поводу того, насколько трудными были первые месяцы пандемии для молодых родителей, приводит к серии ответов с подробным описанием того, как другим «было хуже». Эти обмены мнениями разнообразны по предмету, но что является последовательным, так это то, как эти банальные дискуссии предсказуемо перерастают в борьбу за моральное превосходство.

Посмотрите на любой пост в социальной сети, на который есть более дюжины откликов; неизбежно, один из них нападет на исходный пост на основании некоторого предполагаемого морального проступка. Обсуждения велосипедных дорожек перерастают в споры об эйблизме; посты о воздействии быстрой моды на окружающую среду превращаются в обвинения в элитарности; термин «беременные» как-то унижает женщин. Это может принимать и абсурдные формы. Когда американский писатель написал в Твиттере, что канадский закон предписывает, чтобы все гамбургеры были хорошо прожарены (неправда, но забавно), ответы быстро стали прогорклыми, как сырое мясо комнатной температуры. Внезапно плакаты изображали страдания коренных народов и жертв насилия с применением огнестрельного оружия, чтобы отвергнуть позицию другой страны по приготовлению говяжьего фарша.

Подобные так называемые рассуждения остаются уже не о проблеме или насущном вопросе, а о том, чья моральная позиция является наиболее чистой и безукоризненно правильной. (Это позор, потому что лучший способ приготовить гамбургер — это тема, достойная самоанализа.) Хотя это явление широко распространено в социальных сетях, которые предназначены для усиления самых экстремальных и провокационных действий, тем самым вознаграждая пользователей за их публикацию — он также вездесущ в политике, традиционных СМИ и корпоративных пространствах. В январе 2022 года REI, розничный продавец снаряжения для активного отдыха, предварил антипрофсоюзное заявление с признанием землиобернув очевидный акт корпоративного интереса тонкой завесой инклюзивного языка.

Read more:  Джекпот Grand Lotto 6/55 на сумму более 589 миллионов песо все еще недостижим

Оказывается, у этого явления есть имя: моральное представление. В их книге Представление: использование и злоупотребление моральными разговорами, философы Джастин Този и Брэндон Уормке утверждают, что мы часто поднимаем вопросы справедливости и равноправия не для продвижения значимых социальных дел, а для того, чтобы привлечь к себе положительное внимание, очерняя других. Иногда это включает в себя нагромождение – присоединение к греческому хору укоризненных ответов, не внося ничего нового – или преувеличение своего морального возмущения для драматической ценности. Поступая таким образом, мы ослабляем влияние критических этических вопросов и исключаем возможность продуктивного публичного обсуждения. Цель не понять, а победить. Выступление на публике — это не только демонстрация того, что ваша позиция верна, но и то, что позиция вашего оппонента — и, соответственно, его моральный облик — неверна. Какова была исходная точка? Какая разница: вы этически банкрот, и вот почему.

В современном мире существует бесконечное множество способов ошибиться. В Хорошее место, комедийный сериал о загробной жизни, персонажи раскрывают божественную логику, которая определяет, кто попадет в рай или ад: система баллов, которая сводит в таблицу влияние каждого решения, принятого за всю жизнь. За последние 500 лет каждый человек на Земле оказался в аду, отчасти потому, что мы создали глубоко несправедливое общество, которое делает невозможным принятие этических решений, потому что каждое незначительное решение непостижимым образом влияет на других людей. Вырывание из журнала рекламы лекарства от аллергии, например, означает, что кто-то другой может никогда ее не увидеть и вечно страдать от невылеченной аллергии. Онлайн-дискуссии напоминают наблюдение за тем, как логика этой системы начисления очков разыгрывается в реальном времени: достаточно далеко продвинуться в любом направлении, и вы всегда сможете найти что-то для критики и, казалось бы, праведный меч, которым можно владеть. И рефлекторные реакции, основанные на зависти или пренебрежении…Я бы хотел, чтобы у меня были часы, чтобы пить кофе с моей супругой по утрам— внезапно переосмысливаются в соответствии с какой-то моральной линией, чтобы показать, насколько мы добродетельны. Некоторые из нас встают и идут на работу каждый день!

Тоси и Вармке утверждают, что публичность способствует все более расколу в политическом спектре, с последствиями в реальном мире, которые вызывают гораздо больше беспокойства, чем кучка хронически онлайн-пользователей социальных сетей, кричащих друг на друга из-за гамбургеров. Североамериканцы более поляризованы, чем когда-либо, и у них все меньше и меньше возможностей найти точки соприкосновения или разделить человечность между политическими партиями. А моральные аргументы с политической подоплекой могут причинить реальный вред маргинализированным группам в реальном мире, например, когда призрак жестокого обращения с детьми используется для оправдания преследований и насилия в отношении ЛГБТК2S+ сообществ. Это позволяет использовать моральную репутацию в качестве оружия для риторического прикрытия жестокости и домогательств; ни один здравомыслящий человек не может заключить, что крики о трансвеститах возле публичной библиотеки делают детей безопаснее. Эти действия в реальном мире являются проявлением морализированного возмущения, которое стало обычным явлением в Интернете, а ключевые сообщения приобрели определенную степень достоверности благодаря простому повторению.

Пандемия COVID-19 только усугубила ситуацию, поскольку многие из нас полностью заменили взаимодействие в реальном мире на цифровое. Пандемия также повысила предполагаемые моральные ставки почти каждого решения — отправить ли вашего ребенка в школу, пойти в продуктовый магазин, лететь на самолете — и дала нам больше возможностей, чем когда-либо, критиковать поведение друг друга. Везде были проведены линии. Переступить через них означало рисковать публичными насмешками и позором. Было продуктивно и даже необходимо указывать на проступки. Это позволило нам проявлять небольшую степень автономии, переживая кризис, который ежедневно напоминал нам о нашей уязвимости и бессилии.

Read more:  «Я верю в работу»: в Ранжи Макрон как президент Франции, который рано встает

Морализаторство также является способом выразить нашу тревогу по поводу масштабных и жестоких махинаций общества. Подобно системе очков загробной жизни, мы можем подсчитать вред каждого крошечного решения, но мы не можем избежать собственной вины. Каждая проблема — климатический кризис, крах системы здравоохранения, существование миллиардеров — кажется слишком большой, чтобы ее решить, поэтому вместо этого мы показываем пальцем.

Каким бы катарсисом ни могло быть выражение гнева в данный момент, ясно, что моральное превосходство мало что дает, кроме мимолетного удовлетворения, которое оно приносит. Пристыжение людей, похоже, не меняет их поведения, а ссылки на жертв массовых расстрелов в споре о гамбургерах не меняют ситуацию с контролем над оружием. Социальные изменения происходят не от публикаций, а от целенаправленных коллективных действий: организация, голосование, протест. В худшем случае катарсис публичности вводит нас в заблуждение, заставляя думать, что добродетельное онлайн-позерство — это значимая форма солидарности, а не бесплодный эгоистичный порыв. Този и Вармке утверждают, что цель признания морального превосходства не в том, чтобы заставить других людей отказаться от него; это перестать делать это самостоятельно.

Мишель Сайка — автор статей в The Walrus. Она написала для Маклинс, Ванкувер Сани Шатлен.


2023-07-31 10:30:05


1690872875
#Неизбежный #подъем #морального #превосходства

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.