Home » Некролог Макса фон Сюдова: шведская звезда, чья фильмография поставила его среди бессмертных | Вид и звук

Некролог Макса фон Сюдова: шведская звезда, чья фильмография поставила его среди бессмертных | Вид и звук

Макс фон Сюдов
Предоставлено: Национальный архив BFI.

Соответственно, первое неизгладимое впечатление, которое Макс фон Сюдов произвел на мировой кинематограф, увидел его в окружении зазубренных скал, смотрящего смерти в лицо. Только в свои двадцать с небольшим, когда он снялся в фильме Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1956), он уже производил впечатление человека, который всю жизнь был свидетелем страданий, до такой степени, что, столкнувшись со Смертью (Бенгт Экерот), его изможденный, уставший от крестовых походов рыцарь Антоний Блок обезоруживающе спокойно отвечает: «Ты идешь за мной?» перед тем, как бросить вызов бледнолицему призраку на игру в шахматы.

Смерть окончательно забрала фон Сюдова 8 марта 2020 года, но только после того, как он собрал фильмографию, которая поставила его среди бессмертных. Это было бы так, даже если бы он никогда не работал за пределами своей родной Швеции; действительно, даже если бы он работал исключительно с Бергманом, у нас все еще был бы его месмерист Альберт Фоглер в «Лице» (1958); обезумевшие отцы, имеющие дело с различными видами тяжелой утраты в «Девственной весне» (1960) и «Сквозь темное стекло» (1961); мужчины, доведенные до экзистенциального кризиса страхом перед атомной войной в «Зимнем свете» (1962) или пытающиеся сохранять нейтралитет перед лицом социального распада в «Стыде» (1968); измученный художник в «Часе волка» (1968) и столь же обеспокоенные любовники/мужья в «Страстях Анны» (1969) и «Прикосновение» (1970). Бергман написал роль жестокого епископа в « Фанни и Александре» (1982) специально для него, но роль досталась Яну Мальмшо после спора о гонораре фон Сюдова, что, как позже признал актер, он недооценил.

С Лив Ульманн в фильме «Страсть»

Read more:  Адвокат Ван Остен просит декана привлечь к дисциплинарной ответственности его бывшего партнера Халида Касема

С Лив Ульманн в фильме «Страсть»

☞ Макс фон Сюдов: Бергман и не только

☞ Прикосновение: самый непонятый шедевр Ингмара Бергмана?

У фон Сюдова также было длительное творческое сотрудничество с Яном Труэллем и Билле Августом. Для первого он был отцом семьи, эмигрировавшим в Миннесоту в двухсерийном эпосе «Эмигранты / Новая земля» (1971/72), и норвежским писателем Кнутом Гамсуном в « Гамсуне» (1995); для последнего – его личная любимая роль, бедного фермера-мигранта Лассе Карлссона, отца Пелле Завоевателя (1987), а в сценарии Бергмана «Лучшие намерения» (1992) он сыграл деда своего наставника по материнской линии.

Он был настолько доволен своей шведской карьерой (которая также включала обширную работу в театре), что фон Сюдов поначалу сопротивлялся уговорам из-за рубежа, отказываясь от главной роли в «Докторе Но» (1962) и капитана фон Траппа в «Звуках музыки» (1965). В конце концов он уступил предложению Джорджа Стивенса сыграть роль Иисуса Христа в «Величайшей из когда-либо рассказанных историй» (1965); почти 30 лет спустя он столь же убедительно сразил Дьявола в экранизации Стивена Кинга «Нужные вещи» (1994). Однако, когда дело доходит до воплощения чистого зла, мало что может коснуться Минга Безжалостного во «Флэше Гордоне» (1980), придающем его халтурным диалогам нужное количество серьезности. В конце концов, он стал злодеем Бонда в фильме «Никогда не говори никогда» (1983), хотя его Блофельд был превзойден своим пивоваром Смитом в «Странном вареве» того же года, замышляв мировое господство за счет добавления в пиво изменяющих сознание наркотиков.

Странное пиво (1983)

Его обширная фильмография не может быть хоть сколько-нибудь близкой к справедливости, но среди выдающихся личностей — изможденный отец Меррин в «Экзорцисте» (1973) и «Изгоняющий дьявола 2: Еретик» (1977), который на несколько десятилетий старше, чем на самом деле фон Сюдову за сорок; убийца в фетровой шляпе Жубер в фильме «Три дня Кондора» (1975); разные представители нацистской Германии и Советского Союза в «Меморандуме Квиллера» (1966 г.), «Кремлевском письме» (1969 г.) и «Бегстве к победе» (1981 г.); председатель Верховного суда Италии в « Прославленных трупах» Франческо Рози (1976), излагающий философию справедливости, слишком абстрактную для беспорядка реального мира. Для Стивена Спилберга он был злобным боссом Тома Круза в «Особом мнении» (2002) и не менее зловещим психологом в «Острове проклятых» Мартина Скорсезе (2010).

Read more:  Смертельное столкновение на Парк-авеню в Монреале.

Фон Сюдов закрепил свой авторитет на сцене так быстро, что многие из его самых запоминающихся выступлений длились считанные минуты: его нарочито серьезный художник Фредерик постоянно терзался ошеломляющими мелочами («Можете ли вы представить уровень ума, который наблюдает за борьбой?») в картине Вуди Аллена. Ханна и ее сестры (1986); его австралийский ученый в фильме Вима Вендерса «До конца света» (1991), изобретатель метода записи снов; или его душераздирающая роль отца парализованного Жана-Доминика Боби в фильме Джулиана Шнабеля «Скафандр и бабочка» (2007).

С Матье Амальриком в фильме «Скафандр и бабочка»

С Матье Амальриком в фильме «Скафандр и бабочка»

В «Европе» Ларса фон Триера (1991) его голос как рассказчика-гипнотизера мгновенно узнаваем с первого слога, а в «Жутко громко и невероятно близко» Стивена Долдри (2011) он вообще не говорит. Последние появления в «Звездных войнах: Пробуждение силы» (2015 г.), трех эпизодах «Игры престолов» (2016 г.) и различных видеоиграх удерживали его в поле зрения публики вплоть до финального занавеса. Его лебединая песня была в роли русского адмирала в фильме Томаса Винтерберга «Курск» (2018), который для британского релиза был снабжен соответствующим подзаголовком «Последняя миссия».

Родившийся Карл Адольф фон Сюдов в Лунде 10 апреля 1929 года, сын выдающегося профессора фольклора, он казался предназначенным для научных кругов или юриспруденции, пока эпифаническое исполнение «Сна в летнюю ночь», которое он увидел в подростковом возрасте, не подтолкнуло его к Академия актерского мастерства Стокгольмского королевского драматического театра. В отличие от замученных художников и провидцев, которых он так часто играл, фон Сюдов лично подошел к своему ремеслу полностью профессионально, его сухое остроумие между дублями оживляло многие съемки. Он был столь же прагматичен в отношении ролей, на которые соглашался: если большинство англоязычных ролей его не напрягало, они субсидировали более авантюрные европейские проекты. Свободно владея шведским, датским, английским, французским и итальянским языками, которыми он пользовался профессионально, в последующие годы он стал гражданином Франции, живя в Провансе со своей второй женой, продюсером-документалистом Катрин Бреле, на момент своей смерти.

Макс фон Сюдов

Read more:  Баскетболист года среди мальчиков: Джаред Маккейн из Corona Centennial

Макс фон Сюдов
Предоставлено: Национальный архив BFI.

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.