Home » Последний оленевод: борьба одной женщины за сохранение монгольской традиции

Последний оленевод: борьба одной женщины за сохранение монгольской традиции

ЦАГААННУУР — В лесистых заснеженных горах Цаатана пастух и его семья привязывают свое стадо оленей к деревьям, чтобы дать им пастись. Увугдорж Делгер, 70 лет, Дукха, но он разговаривает с детьми в монгольский язык. Когда его спрашивают, почему он не говорит на языке духа, он вздыхает и говорит, что сейчас на нем говорят только такие старейшины, как он.

Духа — последние оленеводы Монголии. Многие живут глубоко в тайге на севере Монголии, где температура может опускаться до минус 53 градусов по Цельсию зимой и редко подниматься выше 23 градусов летом (колебания по Фаренгейту от 63 ниже нуля до 73 градусов). Хотя исторически связаны с этническими тувинцами, которые живут в некоторых частях Монголии, России и Китай427 духа сомона Цагааннуур имеют свои традиции и говорят на различных тувинских языках.

первозданная природа тайги и редкость оленеводства убеждает некоторых туристов, преодолевающих ухабистые дороги, по которым летом можно пройти только на лошадях, приехать сюда, где они могут покататься на оленях, поспать в традиционных палатках духа, называемых по-монгольски уртами (не путать с монгольская юрта), а также купить изделия ручной работы из оленьих рогов.

Однако какие бы памятные истории о путешествиях они ни брали с собой, они упускают из виду сложную для духа реальность — землю, утрата культуры и языка.

Поскольку защита окружающей среды вторгается на их традиционную территорию, а многие духа все больше покидают тайгу и ассимилируются с монгольским обществом, культура духа может быть потеряна навсегда через несколько поколений. «Все, что у нас осталось, — это наши северные олени и наши урты», — говорит Увугдорж.


Однако одна женщина-дукха полна решимости снова увидеть свою культуру живой и яркой. Без государственной поддержки Улзийсайхан Содов управляет единственным в Монголии музеем и одной из немногих официальных инициатив в стране, посвященных прославлению истории, языка и традиций духа.

это не мусор

Центр культуры и развития «Духа» — двухэтажный бревенчатый дом, построенный на собственном участке Улзийсайхана в 2016 году, — находится в сомоне Цагааннуур, главном поселке у тайги Хубсугульского велаята. В центре, окруженном заснеженными вершинами, находится специализированная библиотека и артефакты унаследованные ее семьей или подаренные общиной по ее просьбе — традиционные делилы, рога, изделия ручной работы и инструменты из кожи, березовые и деревянные миски — все это бережно выставлено в стеклянных витринах.

Read more:  Уровень самоубийств в Сингапуре достиг рекордного уровня за два десятилетия

«Когда здание центра подходило к концу… Я говорил людям, что нам нужно что-то поставить в музей», — говорит Улзиисайхан. «Старейшины приносили вещи, найденные в их амбарах, которые они решили не выбрасывать как мусор».

Она была последним человеком, который дорожил своей историей и культурой.

Ее энтузиазм и жизненная сила, типичные для те, кто вел кочевой образ жизни, ощутимо. Улзиисайхан с гордостью говорит о своей бабушке, ее величайшем вдохновителе. “[She] был последним человеком, который дорожил своей историей и культурой, готовил на традиционной печи на открытом огне и никогда не говорил на монгольском языке».

Следующий крупный проект Улзиисайхан — создание FM-радиостанции для трансляции контента на языке духа, но для этого ей нужно собрать больше средств. Единственная государственная помощь, которую она когда-либо получала, была от Турецкого агентства по сотрудничеству и координации, которая пошла на строительство музея. Пожертвования от туристов являются единственным источником дохода центра, которого сейчас едва хватает на оплату основных услуг, таких как отопление — в здании нет изоляции, поэтому зимой оно остается закрытым. Камин был бы слишком опасен для драгоценных предметов, хранящихся внутри.

Когда посетители исчезли во время коронавирус пандемия, доходы Улзиисайхана пострадали. Она решила баллотироваться на местные выборы в надежде получить зарплату. (Она выиграла и теперь является лидером своего бага, самой маленькой административной единицы в Монголии.) Тем не менее, зарабатывать деньги на предметах, которые она собирала, не является ее целью. «Мне неудобно показывать эти предметы людям, как товары в магазине, не имея возможности повысить их понимание того, какими были духа», — говорит она.

Улзиисайхан Содов, основатель Центра культуры и развития «Духа» в 2016 году в сомоне Цагааннуур Хубсугульского велаята.

Read more:  Сантос оштрафовал Кристиана за ношение футболки «Коринтианс»

Долгормаа Сандагдорж, GPJ МОНГОЛИЯ

Потеря традиций

Улзиисайхан и некоторые пожилые Духа указывают на переход от социализма в начале 1990-х годов как на момент, когда все начало резко ухудшаться.

В социалистическую эпоху духа работали в совхозах и на рыбных хозяйствах за фиксированную зарплату, а все олени принадлежали государству. После 1990 года эта зарплата исчезла, что вынудило многих вернуться в тайгу на охоту. Некоторым приходилось забивать собственных оленей для еды и продавать их рога, в то время как многие животные умирали от болезней.

«Было очень тяжело во время рыночная экономика», — говорит Увугдорж, который в то время проводил день в поисках оленьих рогов, чтобы обменять их на миску муки. «Иногда я возвращался домой с пустыми руками».

Хотя худшее, вероятно, позади, сейчас все не так просто, особенно для пожилых людей. Молодые семьи духа продолжают уезжать из тайги в города, как только их дети достигают школьного возраста, оставляя бабушек и дедушек. В результате численность таежных духа постепенно сокращается.

Есть также некоторая напряженность с природоохранными органами из-за тайги. статус охраняемой территории – 90% исконной территории Дукха, расположенной в Монголии, теперь находятся под строгими законами, защищающими ледники, растения и животных, многие из которых находятся под угрозой исчезновения. В то время как 288 000 гектаров земли (более 711 600 акров) были освобождены для Духа, многие говорят, что там нет никакой дичи, и недостаточно, чтобы перегонять оленей каждые две недели, как того требует обычай.

«Все обновляется, а наши традиции продолжают теряться», — говорит Улзиисайхан. “Сейчас [with the] особой защиты, оленеводы не едят много мяса», – добавляет она. «Мы едим только три-четыре куска мяса или суп с большим количеством муки, а потребление белой муки очень велико».

По словам Тумурсуха Джала, начальника управления охраны особо охраняемой природной территории «Улан-Тайга», новый статус позволил ограничить такие незаконные виды деятельности, как добыча полезных ископаемых и браконьерство. Он говорит, что скотоводы недовольны статусом особой защиты, потому что он ограничивает их возможности заниматься браконьерством. «Эта земля достаточно велика, чтобы, возможно, прожить нацию в Европе, не говоря уже о 2000 северных оленей и 300 человек», — говорит он.

Read more:  Борьба Макдэвида, Клингберга, Юбердо, Зеграса (11 ноября) – DobberHockey

Настоящий музей

В 2013 году, через год после того, как тогдашний президент Монголии впервые посетил этот район, правительство установило ежемесячное пособие для всех взрослых, живущих в тайге и пасущих оленей; дети до 18 лет получают половину пособия. В настоящее время пособие установлено в размере 240 400 монгольских тогрогов (70 долларов США), и его получают 382 духа.

Более приятные изменения произошли в 2022 году, когда в школе сомона Цагааннуур впервые была введена программа на языке духа. Занятия доступны в качестве факультативного курса один раз в неделю для детей четвертого класса и старше. «Из 560 учеников школы 200 — духа», — говорит Санджаа Мьягмар, который на момент интервью был директором школы. В прошлом году в школу поступило 98 студентов. языковой классв том числе духа и дархад, монгольская подгруппа, проживающая в провинции Хувсугул.

Лучше бы государство развивало туризм.

Но учителя борются с нехваткой соответствующих учебников — материалы поступают из близлежащей Баян-Улгийской губернии и Российской республики Тыва, где разные разновидности языка говорят.

«Духа свободно говорили на родном языке до начала 1990-х годов. Сейчас на нем говорят менее 10%», — говорит Улзиисайхан. Она сетует на то, что правительство мало поддерживает сохранение традиций духа, и говорит, например, что денежное пособие для жителей тайги должно сопровождаться обязательством говорить на языке духа. «Было бы лучше, если бы правительство развивало туризм… эффективно знакомя с основной культурой, едой и ценностями народа духа».

Пока этого не произойдет, она будет продолжать бороться за то, чтобы превратить свой центр «в настоящий музей», скромно говорит Улзиисайхан. «Я хочу показать удивительную историю того, как древние духи жили в прошлом и как они живут сейчас».

Из статей вашего сайта

Связанные статьи в Интернете

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.