Фридрих Великий Прусский, преданный покровитель искусств, проявлял особый интерес к музыке и восхищался музыкой Иоганна Себастьяна Баха. В 1747 году Бах посетил Потсдам, где его сын Карл Филипп Эмануэль был капельмейстером при дворе Фридриха. Когда Фридрих узнал об этом, он вызвал во дворец «Старого Баха» и предложил ему опробовать свою коллекцию фортепиано. Пока они переходили из комнаты в комнату, Бах импровизировал на каждом инструменте новое музыкальное произведение.
Бах попросил короля дать ему музыкальную тему и тут же развил ее в трехголосную фугу. На следующий день его повезли на экскурсию по всем органам в Потсдаме. По возвращении в Лейпциг Бах развил тему Фридриха в фугу из шести частей и отправил ее королю с льстивым письмом, которое начиналось словами: «В глубочайшем смирении посвящаю Вашему Величеству музыкальное подношение, благороднейшая часть которого восходит к Вашему Августейшая рука Его Величества.
Блестящий швейцарский математик Леонард Эйлер провел 20 лет в Прусской академии наук в Потсдаме. Ранее Эйлер написал книгу по математической теории музыки. Бах тоже был очарован связью между математикой и музыкой; несомненно, у двух ученых было бы много общих интересов и было бы что обсудить. В недавней авторитетной биографии Эйлера, написанной Рональдом Калинджером, не упоминается о каких-либо встречах между ними, но любопытно предположить, как они могли взаимодействовать.
ИИ спешит на помощь
ChatGPT в новостях (GPT означает генеративный предварительно обученный преобразователь). Этот чат-бот, недавно запущенный OpenAI, может отвечать на вопросы, писать студенческие эссе и компьютерные программы, а также, как утверждается, писать стихи и тексты песен. Он может имитировать человеческий разговор, и его вывод может быть трудно распознать как искусственно созданный.
Я попросил чат-бота сгенерировать разговор между Эйлером и Бахом. Ни музыка, ни математика в запросе не упоминались. Менее чем через минуту вышла короткая статья, которая была беглой и связной, хотя и несколько тусклой. Содержание этой «встречи умов» изложено ниже.
После теплых приветствий Бах заметил, что он всегда был очарован математикой и ее отношением к музыке, а также тем почти волшебным образом, каким образом они переплетаются. Он был знаком с книгой Эйлера, в которой показано, как принципы гармонии и контрапункта математически выражаются в виде соотношений и пропорций, а музыкальные гаммы и последовательности аккордов можно анализировать с помощью теории групп и теории чисел.
Эйлер предположил, что его математические формулы могут служить основой для сочинения. Например, структуру фуги можно проанализировать математически, при этом каждый голос и контрапункт имеют свой собственный уникальный ритм и структуру. Но Бах заметил, что музыка должна быть эмоциональной и выразительной, иначе это просто набор математических моделей. Математика и музыка должны работать вместе, чтобы создать красивую и осмысленную композицию.
Двое мужчин обсудили пифагорейскую систему настройки, основанную на отношениях целых чисел. Они также обсудили систему равной темперации, в которой все полутона имеют одинаковое соотношение частот, что позволяет более равномерно распределить музыкальные интервалы. Наконец, Баху пора было уходить, и он заключил: «Сегодня я многому научился, и я благодарен за возможность обменяться идеями с таким блестящим умом».
- Питер Линч — почетный профессор Школы математики и статистики Дублинского университетского колледжа. Он ведет блог на сайте thatsmaths.com.