Home » Стоит ли заменять витражи Виолле-ле-Дюк?

Стоит ли заменять витражи Виолле-ле-Дюк?

► Собор всегда умел приветствовать современность своего времени.

Оливье Рибадо Дюма, ректор Нотр-Дам де Пари

Заказ на современные витражи для собора Парижской Богоматери является результатом совместного решения архиепископа Парижа Лорана Ульриха и президента Республики. Это не заявление Эммануэля Макрона, падающее с неба, а два желания, которые сошлись воедино. Это государственный заказ, потому что собор принадлежит государству. Для управления им будет создан художественный комитет, созданный по образцу богослужебного убранства, который объединит Министерство культуры, памятники истории и представителей Церкви. Его президентом станет Бернар Блистен, бывший директор Национального музея современного искусства в Центре Помпиду.

Решение о выборе богослужебной мебели принимал архиепископ, а вот витражи – государство с согласия архиепископии. Господин Ульрих выразил пожелание, чтобы эти витражи стали свидетелями этого события 21 века: пожара, разрушений и воскресение собора. Цель состоит в том, чтобы они привнесли нотку нашего времени и беспрецедентной реставрации Нотр-Дама.

Архиепископ попросил президента, чтобы эти витражи были фигурными, чтобы соответствовать названиям часовен и иллюстрировать времена Церкви и Парижа. Каждый посвящен святому. Разуму святого Фомы Аквинского, совету святой Клотильды, служению святого Винсента де Поля, силе святой Женевьевы, миссии Сен-Дени, святому Иосифу – страху Божию и дружбе святого Поля-Чена.

Отвечая на этот спор, я хотел бы отметить, что работа Виолле-ле-Дюк остается уважаемым и постоянно присутствующим в соборе, от шпиля до нефа. Излучающие капеллы хора сохранили весь декор Виолле-ле-Дюк: архитектуру, витражи, фрески, полихромию мрамора, колонн, цвета боеголовок, составляющих огненный букет. С другой стороны, в южных капеллах гризайли принадлежали к украшению, большая часть которого исчезла, так что это не диверсия. Тем более, что удаляемые витражи будут явно не уничтожены, а обнажены и подсвечены. Они пройдут в музее работ Нотр-Дам де Пари, который будет создан в помещении Hôtel-Dieu.

Read more:  Сильви Флёри о брендах, автомобилях и дерзком минимализме

Нотр-Дам де Пари имеет 2500 м2 витражей, 8% из которых относятся к 12 веку, все остальные относятся к 17, 19 и 20 векам. Собор всегда умел приветствовать современность своего времени. Брат-доминиканец Марк Шово, заседавший в комиссии по литургической мебели, напомнил мне слова скульптора Марка Кутюрье, которому мы обязаны большим золотым крестом, который мы видели выходящим из-под завалов после пожара: «Для нас, художников, века не в счет. Когда мы работаем в Нотр-Даме, мы находим друзей, которые были там веками. Здесь мы все вместе зачислены на кусочек вечности. »

► Замена старых витражей на современные – вандализм

Дидье Рикнер, главный редактор интернет-журнала «La tribune de l'art» (1)

У меня нет позиции принципиальной неприязни к современным витражам в старых церквях. Уже были примеры, давшие успешный результат, но должны быть соблюдены некоторые совершенно необходимые условия. И первый из них заключается в том, что первоначальных витражей больше не существует или в рассматриваемом месте нет других. Просто желание заменить старые витражи современными витражами для меня является вандализмом по отношению к историческому памятнику!

С подписантами петиция который мы запустили на нашем сайте, мы поэтому протестуем против установки современных витражей в часовнях Нотр-Дама, потому что оригинальные стекла составляют желаемое и целостное целое, которое Виолле-ле-Дюк намеренно установила в нефе. Если в трансепте и в амбулаторных капеллах это фигуративные витражи, то здесь речь идет о декоративных витражах, которые едины с архитектурой, придают ей смысл и которые нельзя убрать, не исказив всю работу Виолле- ле-Дюк. Их интересует только место, в котором они были созданы.

Добавим, что эти дебаты уже состоялись три года назад. Тогда все выступили против этого, а тогдашний министр культуры Розелин Бачело пресекла споры в зародыше, заявив, что о замене витражей не может быть и речи, поскольку это не соответствует обязательствам министерства. Так что это даже не было предложено Комиссии по национальному наследию и архитектуре. Эти витражи охраняются как исторические памятники вместе с собором, есть правила и их нужно соблюдать. Еще хочу напомнить, что витражи часовен, которые мы хотим заменить, от пожара абсолютно не пострадали! Недавно они даже прошли легкую реставрацию, поэтому не пострадали.

Read more:  Появляется ли первая трещина между Джолиен и Брехтом в «Женитьбе вслепую»? «До сих пор казалось, что ничего не может пойти не так...» | ТВ

Мы предлагаем альтернативное решение: почему бы не заказать современные витражи на северной башне собора? Читатель «Трибуны искусства» заметил, что она состоит из ниш без витражей, но ничто не мешает создать там что-то новое. Никто не будет против этого возражать, ведь это белые очки и они не входят в общую композицию Виолле-ле-Дюк. Кроме того, это было бы очень символично, поскольку именно на этой башне пожарные с риском для жизни тушили пожар, и именно это позволило спасти остальную часть здания.

(1) Автор Наша Леди. Государственное делоопубликовано 20 октября издательством Éditions Les Belles Lettres, 272 стр., 17,50 евро.

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.