Home » «Фильмы и романы сделали это правдоподобным во время холодной войны»

«Фильмы и романы сделали это правдоподобным во время холодной войны»

Доктор Тобиас Нанц (Кронах, Германия, 1976 г.) — ученый в области истории средств массовой информации и популярной культуры. Связанный с университетами Германии, Австрии и Дании, он в настоящее время работает по гранту «Марии Склодовской-Кюри» Европейской комиссии над исследованием «горячей линии» в рамках своего проекта «Кризисная коммуникация и сдерживание: взаимодействие фактов и вымысла». ‘ в Университете Южной Дании.

В статье 2014 года о красном телефоне он определяет его как «гибридный объект». Как вы объясните эту концепцию?

– Я выбрал этот термин, потому что гибридизация указывает на смесь двух вещей или сущностей, в моем случае «фактов» (телефоны существуют) и «вымыслов», которые связаны со страхом перед холодной войной и ядерной эскалацией. Людям было понятно, что политики будут использовать телефоны для обсуждения политических вопросов. И хотя трансатлантическая связь существовала еще с 19 века, красный телефон – это фикция. Он никогда не существовал как реальный предмет на столе Белого дома; это был проекционный экран для опасений холодной войны, на котором рассматривалась угроза ядерной войны и уничтожения в результате случайности или просчета. Таким образом, материальный объект обогащается фикциями и страхами «холодной войны» и видоизменяется с каждой новой кризисной ситуацией.

Как популярной культуре удалось превратить красный телефон в почти реальный предмет?

– Мир холодной войны оказался в так называемом «балансе террора» из-за абсурдной гонки вооружений и ядерной угрозы в результате случайности или просчета или, что еще хуже, из-за сумасшедшего у власти, способного запустить атомное оружие. Политические и военные лидеры преуменьшали значение таких сценариев, поэтому именно массовая культура должна была указать и обсудить опасности этой угрозы. МБР 1960-х годов могли уничтожить противника за 30-45 минут. Кино и литература, как часть Холодной войны, предлагали очевидную и реалистичную ситуацию эскалации и предлагали возможные сценарии будущего. Повторное появление красного телефона сделало его правдоподобным.

Испанский постер фильма Кубрика.

Изображение - испанский постер фильма Кубрика.

Маклюэн сказал, что средство передачи информации — это сообщение, но красный телефон как средство передачи сообщения подвергает риску сообщение. Избегают ли используемые технологии рисков?

— Для Маклюэна коммуникационная инфраструктура, то есть среда, — самое важное: она меняет развитие общества независимо от передаваемого контента. Но это правда: в ситуации политического кризиса шум на канале или неправильная интерпретация сообщения могут усугубить всю ситуацию. Это одна из причин, почему красный телефон не установился. Политики вынуждены спонтанно отвечать на телефонные звонки и могут быть импульсивными или иррациональными, агрессивными или покорными, а переводчик может ошибаться. После Шестидневной войны 1967 года, когда «горячая линия» использовалась с помощью телетайпов, один чиновник предложил улучшить связь с помощью телефона: Белый дом немедленно отклонил это предложение. Защищенного канала нет, но система «горячей линии», которая работает медленнее, чем телефон, обеспечивает больший контроль и выигрыш во времени, что может увеличить диапазон действий.

Была ли атомная паранойя?

– Я не знаю, правильный ли термин — паранойя. Но, как утверждает Джозеф Маско в своем исследовании «Театр военных действий», мы можем выявить реальный и скрытый страх перед холодной войной. Кризисные ситуации, прокси-войны, учения гражданской обороны, гонка вооружений, несчастные случаи и вымыслы о ядерной войне – все это способствовало возникновению этого непреходящего страха. Я не считаю, что паранойя времен Холодной войны была массовым явлением, но сценическая паранойя была привлекательна для массовой культуры. Генерал Джек Д. Риппер из сериала «Доктор. Стрейнджлав, пожалуй, лучший пример: он сам начал ядерную атаку на Россию, повсюду видел проникновение коммунистов и заговоры и беспокоился о своих «драгоценных телесных жидкостях».

Бэтмен разговаривает по своему красному телефону, 1966 год.


В литературе до 1963 года есть упоминания о красном телефоне, который иногда служил основой для фильмов. Какой твой любимый?

– Экранизация Сидни Люмета романа Бёрдика и Уиллера «Отказоустойчивость», триллер, в котором рассказывается об эскалации и деэскалации кризисной ситуации, включающий современную теорию игр и использование красного телефона. Кроме того, два великих актера (Генри Фонда в роли президента и Ларри Хэгмен в роли исполнителя) изображают эмоциональные переговоры и страх перед ядерной войной в очень театральной манере и с крупными планами. Введение переводчика, уже присутствующего в рассказе «Авраам 59», — отличная идея для эмоционального фильма, но, с другой стороны, оно может оказаться не лучшим решением в реальных кризисных ситуациях. Голливуду нужен азарт, но желательно, чтобы в случае кризиса международная политика следовала другому протоколу.

Что вы думаете о «Докторе»? Странная любовь’?

– Кубрик был экспертом по холодной войне и анализировал теорию игр, военные и политические статьи. Первый сценарий был скорее серьезным, чем сатирическим, с повествованием, очень похожим на «Отказоустойчивый». Но он решил переписать его, чувствуя, что угрозу ядерного оружия нужно изобразить через сатирическую историю. В окончательной версии лидеры используют красный телефон; Пожалуй, самая известная сцена — это когда слышен голос пьяного российского президента, в то время как президент США пытается сохранять спокойствие.

Read more:  Рахул Дравид о поражении Индии во 2-м ODI против WI: «Не могу беспокоиться о каждой игре»

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.