Home » Campus Project 2022: в центре внимания Беларусь и Украина | Музыка | ДВ

Campus Project 2022: в центре внимания Беларусь и Украина | Музыка | ДВ

Уже более 20 лет Кампусный проект DW и Бетховенфест в Бонне предоставляют молодым музыкантам со всего мира платформу для встреч.

8 сентября этого года состоится особая встреча: музыканты, сбежавшие из Беларуси, встретятся со своими сверстниками из Украины и Германии.

«Кампус — это просто концерт, не похожий ни на что другое», — говорит Томас Шайдер, который уже в восьмой раз курирует проект Бетховенфеста. «Это не похоже на обычные концерты, куда большинство ансамблей приходят с фиксированной программой и безукоризненно ее исполняют. В Campus Project все нужно продумывать с самого начала: кого пригласить, зачем, что подходит — а что нет. Они так хорошо сочетаются друг с другом, что снова становятся интересными».

Пленарный зал бывшего западногерманского парламента – концертная площадка.

Место проведения концерта в этом году также уникально. Campus 2022 станет первым и единственным концертом в истории Бетховенфеста, который состоится в зале пленарных заседаний бывшего Бундестага, парламента бывшей Западной Германии, сцены послевоенной немецкой демократии.

«Часть Европы, часть свободного мышления»

На этот раз музыка Бетховена сочетается с вокальными композициями из Беларуси, Украины и Германии; от фольклора до современности.

Песни свободы и протеста, а также гимны мира, написанные украинскими, белорусскими и немецкими композиторами, переплетают четыре части Третьей симфонии Бетховена «Героическая» своим революционным жестом. «В этой работе есть что-то настолько непосредственное и почти эмоциональное, что сразу бросается в глаза зрителям», — говорит директор проекта Шайдер. «Конечно, это не уличная песня, но я думаю, что она все равно очень запоминающаяся».

Молодые мужчины и женщины сидят на стульях и держат в руках ноты, а женщина в белом дирижирует ими.

Музыканты из трех стран репетируют вместе

«Цель этого проекта — построить музыкальный мост между культурами моей родины, Беларуси, Украины, которым мы все симпатизируем, и Германии», — говорит музыкальный руководитель проекта, дирижер Виталий Алексеенок. Он объясняет, что произведения варьируются от прошлого до настоящего, от произведений национальных поэтов и композиторов 19-го и 20-го веков до произведений современных композиторов трех стран.

Read more:  Сафнауэр поддерживает Окона, чтобы он восстановился в Саудовской Аравии после «ряда ошибок» в открытии сезона

«Мы уже многое можем сделать с искусством, с музыкой. Мы хотим показать, что как белорусы и украинцы мы есть и хотим быть частью Европы, частью свободного мышления».

После активного участия в протестах в Минске летом 2020 года, о которых он издал в Германии книгу «Белые дни Минска», Алексеенок уже не может вернуться на родину.

Он разделяет эту судьбу с другими белорусскими музыкантами, участвующими в Campus Project, особенно с певцами Вольного хора (или «Свободного хора»).

Благодаря спонтанным выступлениям и флешмобам в общественных местах Хор «Вольный» стал символом мирного протеста в Беларуси. После того как движение было жестоко подавлено режимом Александра Лукашенко, оно было объявлено «вражеской организацией», и большинству участников хора пришлось бежать. В Бонн приедет Хор «Вольный» под руководством Галины Казимировской, которая в настоящее время находится в изгнании в Польше.

Мужчина, одетый в серую футболку с красно-белой драпировкой вокруг него, стоит перед забором из колючей проволоки, за которым наблюдают солдаты на заднем плане.

Дирижер Виталий Алексеенок замечен здесь, в Минске, в августе 2020 года.

«Когда мы бежали два года назад, мы все надеялись, что скоро сможем вернуться домой», — говорит Казимировская. «Но на это не похоже. В Беларуси нам грозит арест и несколько лет лишения свободы. Но мы продолжаем бороться, продолжая петь свои песни».

Украину на Campus Project представит Софийский камерный хор из Киева. «Мы видим себя амбассадорами украинской культуры», — сказал DW руководитель хора Алексей Шамрицкий. «В начале войны мы пели в бункерах для напуганных людей. Теперь мы хотим нести свой боевой дух и во внешний мир».

Для участия в Campus Project DW и Beethovenfest участники мужского хора получили специальное разрешение, позволяющее тем, кто подлежит военной службе, покинуть страну.

Третьим участником группы является Молодежный хор Гевандхаус из Лейпцига под руководством Франка-Штеффена Эльстера.

Read more:  Минфин США ввел санкции против иранских фирм за продажу дронов в Россию

Три хора уже вместе репетировали в Варшаве в преддверии Campus Project. «Мы пытаемся музыкально и художественно выразить идею свободной жизни, терпимости и демократии, создавая музыку вместе», — сказал Элстер DW.

Участники хора «Вольный» в масках поют перед церковным алтарем, а дирижирует женщина в белой толстовке с капюшоном.

Хор «Вольный» выступает в масках на глаза и толстовках в цветах белорусской оппозиции в Польше в 2022 году.

Бетховен: общий знаменатель

Когда он, наконец, дебютирует перед публикой 8 сентября в Бонне, выступления хора проекта, состоящего из певцов из трех стран, объединятся с инструментальными движениями симфонии Бетховена.

Различные версии произведения будут исполнены в камерных аранжировках. Аранжировки написаны четырьмя разными композиторами со времен Бетховена до наших дней.

В аранжировке третьей части участвовал украинский композитор Максим Коломийец: «Конечно, к бетховенскому творчеству добавить что-то непросто», — признается композитор. «Но я задавал себе вопрос: как бы сочинил Бетховен сегодня, когда в России у власти правитель, которому Наполеон даже в подметки не годится, когда в Европе снова бушует война?»

Четыре части симфонии исполнят белорусские, украинские и немецкие инструменталисты, в том числе участники Немецкого национального молодежного оркестра.

Женщина в коричневом плаще делает знак сердца руками, копируя уличное искусство на стене позади нее, на котором изображена женщина, также делающая такой же знак сердца.

Сердце для Марии: Татьяна Хомич борется за сестру

Работа для заключенной активистки Марии Колесниковой

Центральным элементом программы Campus традиционно также является заказное произведение, которое DW передает соответствующей принимающей стране. В этом году за дело взялась сбежавшая из Минска композитор Ольга Подгайскаяге. Это произведение для хора и оркестра под названием «Небо Марии» («Небеса Марии»).

Произведение посвящено музыканту и лидеру белорусского оппозиционного движения Марии Колесниковой, которую композитор хорошо знает лично по совместной учебе в Минской консерватории.

Колесникова сделала себе имя на музыкальной сцене как флейтистка, певица и дизайнер проектов, прежде чем присоединиться к политическому движению за демократические преобразования в Беларуси. Последние два года Колесникова отбывает 11-летний срок лишения свободы, вынесенный режимом Лукашенко.

Read more:  Неделя в фотографиях: Европа в огне, Тур де Франс, Украина борется дальше

«Когда думаешь о том, где сейчас Мария и в каком она положении, можно только плакать», — говорит Подгайскаяге, живущая в Варшаве. «Потому что зло имеет парализующий эффект, замораживая каждый творческий порыв. Но именно этого не должно происходить. Чтобы выжить, мы должны быть сильными и поддерживать друг друга».

Черно-белый портрет женщины с темными волосами, одиноко смотрящей в сторону.

Композитор Ольга Подгайскаяге сбежала из Минска

Сестра Колесниковой Татьяна Хомич, присутствовавшая на репетициях Кампусного хора в Варшаве, поблагодарила всех причастных. «Она знает о проекте и работе, посвященной ей, и очень тронута».

«В колонии нельзя заниматься музыкой и даже слушать музыку. Некоторое время назад мы пытались доставить Марии в тюрьму флейту и, конечно, не удалось. Но «ее рай» [referring to “Maria’s Heaven,” the title of the work dedicated to her, editor’s note] — она видит это даже за решеткой».

Эта статья изначально была опубликована на немецком языке.

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.