Рафаэль Фонсека присоединился к Денверскому художественному музею в 2021 году в качестве первого куратора латиноамериканского современного искусства. Эта должность создана для демонстрации и расширения значительной коллекции предметов из этого региона в музее.
Его самый заметный шаг здесь — на данный момент — курировал прошлогоднюю групповую выставку «Кто рассказывает сказку, тот прибавляет хвост». построен вокруг талантов 19 художников-миллениалов из таких мест, как Мексика, Колумбия, Аргентина, Эквадор, Боливия и Бразилия.
Но Фонсека, бразилец, также занят работой как в Южной Америке, так и в Европе. Он продолжает организовывать важные выставки по всему миру и заслужил репутацию человека, открывающего новые голоса со всего полушария. Эта работа не осталась незамеченной. В этом месяце уважаемый журнал Art Review включил его в свой ежегодный список Power 100. в мире самые важные фигуры в современном искусстве на данный момент.
Мы расспросили его о его работе.
Вопрос: Итак, вы первый куратор современного латиноамериканского искусства Денверского художественного музея. Расскажите нам, чем вы занимаетесь на этой работе.
Ответ: Я отвечаю не только за приобретение произведений искусства, связанных с Латинской Америкой и созданных в период, в котором больше внимания уделяется 20-му и 21-му векам, но также и за организацию выставок, публикаций и семинаров в музее.
В. Помогите нам дать определение латиноамериканскому искусству. Если посмотреть на карту, то это очень большая территория с десятками стран и множеством языков. На ваш взгляд, что связывает искусство Мексики с искусством Кубы, Колумбии, Аргентины, Бразилии и других мест?
А. Латинская Америка – это большая фикция; одни ответят, что в него входят все страны, бывшие португальскими и испанскими колониями, другие же подтвердят, что весь Карибский бассейн также является его частью.
Я чувствую, что нас связывают разные колониальные истории, но, возможно, я рассматриваю «Латинскую Америку» не просто прочную концепцию, а как структуру, которая приглашает нас обсудить ее не только в географических терминах, но также в концептуальном и культурном плане. Помимо художников, живущих на этой обширной территории, связанной с Латинской Америкой, нам следует также учитывать все диаспоры вокруг нее, включая, например, латиноамериканское/латиноамериканское/латиноамериканское сообщество в Соединенных Штатах.
В. Опишите работу куратора.
О. Кураторство – это исследование, взаимодействие со многими людьми – от художников до коллекционеров – и работа с конкретным пространством, доведение до аудитории конкретных повествований. Это профессия, которая подходит людям, интересующимся тем, как некоторые изображения побуждают нас взглянуть на них по-новому, и могут сочетаться с самыми разными слоями и целями повествования.
Вся эта магия происходит в определенном пространстве — например, в музее или на веб-сайте — и последовательность изображений и художников, которых мы видим, помогает кураторам и зрителям понять повествование. Это смесь исторических исследований с небольшим количеством антропологии, сценографии и возможностей редактирования, аналогичных редактору фильмов.
В. Можете ли вы рассказать нам о своем процессе? Что вас привлекает в идее выставки? Здесь я говорю о групповых выставках.
А. Мой творческий процесс как куратора подобен губке; хотя я работаю в музее латиноамериканского искусства, меня глубоко интересуют все произведения искусства отовсюду. Иногда идея приходит от просмотра фильма или сериала, а иногда от посещения студии художника; все мои идеи исходят из очень и очень банальных мест.
Моя академическая подготовка помогает мне концептуально сформировать и определить проект. Тем не менее, все указывает на то, как художественная практика может быть связана с самыми обыденными аспектами нашего существования: например, выставка, которую я провел в Бразилии о гамаках, их истории и о том, как она помогла сформировать определенные аспекты «бразильской» идентичности.
В. С какими артистами вы хотели бы работать?
А. Я люблю художников с экспериментальным направлением, и мне нравится работать с художниками, которые более опытны, чем я, когда это обзорная персональная выставка. Я помню время, которое я провел с Соней Андраде, пионером видеоарта в Бразилии, и как многому я научился, посещая ее дом и ужиная вместе. Она снимала видео, но начала с рисования и гравюры, а за свою карьеру экспериментировала со всеми медиа.
Вопрос: Если вы думаете о фондах музея, какие работы вы надеетесь добавить в текущую коллекцию?
A. DAM имеет обширную и значительную коллекцию: в настоящее время в учреждении насчитывается более 70 000 произведений. В своем отделе я с нетерпением ждал приобретения работ по трем обширным направлениям. Во-первых, я очень заинтересован в создании коллекции произведений искусства коренных народов Латинской Америки, особенно учитывая новаторскую роль отдела местных искусств в музее; это имеет смысл. Во-вторых, я смотрю на художников моего поколения – художников-миллениалов – которые все еще делают первые шаги к тому, чтобы их работы приобрели музеи США.
В-третьих, я смотрю на различных пионеров модернизма в регионе, которые могли бы быть лучше представлены в музеях этой страны. Сочетание этих трех слоев интересов создает разнообразную, плотную и удобную для аудитории коллекцию.
В. Вот еще один большой вопрос. В чем разница между курированием выставки в Бразилии и курированием музея, такого как DAM, в США?
Ответ: Музеи в США и музеи в Бразилии имеют очень разные структуры, и когда я говорю «структура», я имею в виду бюджеты, размер команды и ритм. В Бразилии, например, мы планируем огромные выставки — с участием более 100 художников — за девять-шесть месяцев до их открытия. В США из-за их более обширных масштабов это было бы невозможно, и эти проекты могли бы занять два-три года.
Большинство музеев в Бразилии являются государственными и страдают от того, что их бюджеты и известность меняются от правительства к правительству. В США, конечно, большинство музеев имеют структуру, основанную на благотворительности и интересе частных благотворителей.
Вопрос: В прошлом месяце я был в Сан-Паулу и видел групповую выставку Videobrasil, проходящую раз в два года, куратором которой вы были. Это был большой успех. В составе было 60 артистов из 38 стран. Как вы управляете таким проектом?
А. Я не знаю. На создание Videobrasil ушло почти четыре года из-за множества задержек из-за пандемии. Это также особенный проект, поскольку он основан на открытом конкурсе, в котором подали заявки более 2000 художников. Оно было огромным, полным деталей и ответственности. Но кураторство, как и все в жизни, становится более расслабляющим, когда у вас появляется больше опыта. Итак, после нескольких других крупных проектов, даже если Videobrasil в некоторые моменты вызывал трудности, в конце концов все сработало хорошо. Конечно, нам помогло наличие такой фантастической команды профессионалов, как у нас.
Вопрос: Во время посещения выставок в Бразилии я заметил кое-что впечатляющее. Люди, как правило, хорошо осведомлены о работе и художниках. Разговоры, которые я подслушиваю, очень глубокие. Это только у меня в голове, или бразильцы больше связаны с современным искусством, чем жители США? Вы не оскорбите наши чувства, если скажете «да».
А. Хороший вопрос, и я в нем не уверен; Я бы не сказал, что бразильцы более связаны между собой, но я также не могу поставить вам противоположный диагноз, потому что я довольно новичок в этой стране. Я чувствую, что, размышляя вслух, Сан-Паулу имеет прекрасную связь с музеями, галереями и людьми — не обязательно теми, кто учился в университете или работает с изобразительным искусством — действительно посещают места проведения, обсуждают, делятся в Интернете и все такое.
Я чувствую, что люди из моего города, Рио-де-Жанейро, совершенно по-другому относятся к сцене современного искусства. С другой стороны, вид на плотину, полную людей в наши свободные дни, впечатляет меня, поэтому это сложно измерить.
Вопрос: Недавно вы были назначены куратором биеннале Mercosul 2024 года. Что нам нужно знать об этом событии?
А. Биеннале Меркосур началось в 1997 году в Порту-Алегри, на юге Бразилии. Это город, расположенный недалеко от Аргентины и Уругвая. Наш выпуск – 14-й. У нас уже есть название: оно будет называться «Estalo» — португальское слово, которое можно перевести на английский как «щелкать».
Как вы понимаете, мы готовим проект, который уделяет внимание эфемерным событиям жизни, похожим на щелчок пальцев: звук, жесты тела, поп-культура, цвет, музыка и все, что метафорически может относиться к «estalo», находится в наши интересы. По щелчку пальцев вы можете погрузиться в удовольствие, или же вашу жизнь может окутать трагедия. Эта двойственность нас интересует.
Вопрос: Чего мы можем ожидать от вас в DAM в ближайшем будущем?
А. Я работаю над выставкой, которая откроется в следующем апреле и о которой только что объявили: обзорная выставка Сандры Васкес де ла Орра, чилийской художницы, которая живет в Германии два десятилетия и много работает с рисунками и бумажными скульптурами. Она участвовала в последней Венецианской биеннале, и это будет ее первая институциональная выставка в Соединенных Штатах.
Я очень воодушевлен этим проектом и приобретениями, которые я сделал в этой области искусства коренных народов Латинской Америки. Давайте посмотрим, что мы можем запланировать с этими произведениями искусства в будущем.
Рэй Марк Ринальди — фрилансер из Денвера, специализирующийся на изобразительном искусстве.
2023-12-29 13:00:46
1703906702
#Куратор #DAM #входит #число #самых #влиятельных #мире