На прошлой неделе индонезийский рисовый стол был объявлен нематериальным наследием Нидерландов. Он задуман как признание культуры питания индо-голландцев. Многие из них довольны этим. Но многие индонезийские голландцы думают, что это ошибка.
«Индийская еда — это на самом деле голландская кухня, разновидность индонезийской кухни. Это колониальный продукт», — говорит Рошель ван Маанен, соучредитель Сети деколонизации.
«Но когда вы называете блюда за рисовым столом «индийскими», это культурная апроприация. Тогда вы требуете элементов другой культуры, которые вам не принадлежат. Эти блюда были изобретены коренными жителями индонезийских островов».
Многие люди в Нидерландах, считающие себя индишами, считают добавление рисового стола к культурному наследию положительным моментом. Фотограф Армандо Элло, который, среди прочего, создал онлайн-журнал. Почему Индо? основали, называет это «подтверждением их права на существование». Он считает, что это помогает индийцам справиться со своими травмами. Хотя он понимает, что у индонезийских голландцев есть трудности с культурными претензиями.
Джеффри Пондаг из Комитета голландских почетных долгов (KUKB) индонезийского фонда, например, крайне критичен, как и Ван Маанен. Он называет это главным образом колониальным наследием. Из-за болезненной истории этот вопрос наследия является особенно чувствительным.
После борьбы Индонезии за независимость многие индийцы и индоевропейцы приехали в Нидерланды в 1950-х и 1960-х годах. Они боролись за Нидерланды, чтобы сохранить колонию Голландской Ост-Индии, где у них было больше прав, чем у коренного населения. В Нидерландах проживает около двух миллионов человек с индонезийскими корнями.
Коренное население, состоявшее из индонезийцев, веками подвергалось угнетению и резне со стороны Нидерландов. В 1945 году они присоединили архипелаг к Индонезии и провозгласили независимость. В Нидерландах проживает почти 350 000 человек индонезийского происхождения.
De Indische rijsttafel
- Bij de Indische rijsttafel horen gerechten als rendang, ikan pedis en sambal goreng-boontjes. Verschillende gerechten worden tegelijk in kleine porties geserveerd met witte rijst als bijgerecht. Deze eettraditie begon tussen de zestiende en twintigste eeuw in de Zuidoost-Aziatische archipel die door Nederland werd gekoloniseerd. De koloniale overheersers noemden het destijds Nederlands-Indië.
«Голландская Ост-Индия больше не существует»
В Индонезии люди готовят те же блюда, которые индо-голландцы называют «индийскими». Но зато по оригинальным рецептам исконных островитян. «Индонезийцы адаптировали эти блюда, например, сделав их менее острыми, чтобы они понравились голландцам», — говорит Ван Маанен. «Но также и потому, что не все специи для настоящих индонезийских блюд доступны в Нидерландах».
Ван Маанен понимает, что индонезийская кухня и индонезийский рисовый стол теперь объявлены Нидерландами нематериальным наследием. Из исследований оказывается а именно, что половина голландцев гордится своим колониальным прошлым. Как и некоторые индо-голландцы.
«Но Голландской Ост-Индии больше не существует. Когда вы называете что-то «Индиш», вы показываете, что имеете отношение к колониальному прошлому. Вы также сохраняете колониальную идентичность», — говорит она. По словам Ван Маанена, это затрудняет критический взгляд на колониальную историю. «Это препятствует деколонизации, процессу, необходимому для признания самобытности коренных народов, которая подавлялась Нидерландами».
Голландские поселенцы сочли индонезийцев грязными и нецивилизованными
«Рисовый стол на самом деле был изобретен нджай, женщинами из числа коренных народов, которых голландские мужчины нанимали во времена колонии в качестве прислуги, компаньонок и наложниц», — говорит индонезийский куратор и учитель истории Нур Фатиа Ластика. Она участвовала в выставке о рисовом столе, которая была показана в прошлом месяце в столице Индонезии Джакарте.
Нджайсу часто приходилось жить против своей воли с мужчинами-голландцами, от которых у них были дети. «Медленно традиция еды в семье нджай превратилась в символ социального статуса», — говорит Ластика. «Он был предназначен только для богатых, включая белых голландцев и детей, которые у них были с ньяями. Коренное население не было частью этого. Голландские поселенцы считали их грязными и нецивилизованными. быть в первую очередь шикарным делом. Именно так голландцы хотели отличиться от коренного населения».
«Вот почему индонезийский рисовый стол в основном является колониальным наследием Нидерландов», — говорит Пондааг. Его фонд KUKB возбуждает иски против Нидерландов в отношении индонезийских жертв и выживших родственников голландского колониального насилия.
Он считает, что индонезийцы неправильно присваивают индонезийскую культуру «и делают вид, что рисовый стол принадлежит им». «Это очень колониально. Как будто индонезийцы все еще «нецивилизованны» по сравнению с индийцами».
В 2020 году кабинет 20,4 млн евро сделан доступным для сообщества Indisch в Нидерландах. Цель этого «дополнительного импульса» состоит в том, чтобы «сделать видимой признательность за индийскую идентичность и индийское наследие». «Но где признание со стороны Нидерландов для индонезийского народа? Тогда я говорю не об извинениях, а о возмещении ущерба», — говорит Пондааг.
Больше признания индийской общины в Нидерландах
Тем не менее, индейская община в Нидерландах также заслуживает признания, — говорит фотограф Элло. Он выпустил книгу в 2017 году. Сомневаюсь индо чтобы индоевропейские голландцы знали свою историю. С 2004 года фотографирует индийцев всех возрастов и поколений. Как и у Ван Маанена, у него есть как индонезийские, так и индонезийские родственники.
«Особенно первое поколение индонезийцев, приехавших в Нидерланды, хочет признания со стороны Нидерландов. Они пострадали во время японской оккупации голландской Ост-Индии и борьбы индонезийцев за независимость, когда служили Нидерландам», — говорит он. «Когда они приехали в Нидерланды, голландцы тоже не приветствовали индонезийцев».
По его мнению, с признанием Нидерландов индийцы смогут справиться со своими травмами и горем прошлого. «Без признания Нидерландов жители Индии продолжают возвращаться к колониальным временам, чтобы показать, что это действительно произошло. В этом они ищут подтверждения своего права на существование. Теперь вы также можете увидеть это на рисовом столе Индии», — сказал он. говорит.
«Индонезийская еда связана с моей идентичностью. В каждой семье есть свой способ приготовления рисового стола. Моя индонезийская семья тоже иногда его ест». Вот почему он понимает, почему некоторые индонезийские голландцы испытывают трудности с культурными претензиями. Более того, по его словам, в колониальный период пострадало больше индонезийцев, чем индийцев.
Но также понятно, что индонезийский рисовый стол теперь объявлен Нидерландами нематериальным наследием, говорит Нур Фатиа Ластика. «Люди хотят понять и оправдать свое место в истории. Это очень нормально», — говорит учитель истории. «Но если вы хотите понять историю в целом, вы должны понимать, что местные культуры также играют в ней определенную роль. Вот почему нельзя сказать, что рисовый стол принадлежит только индейской общине. Это общая история. .”