Home » Тонущий священный город Индии ждет мрачное будущее

Тонущий священный город Индии ждет мрачное будущее

ДЖОШИМАТ, Индия (AP) — Внутри храма с видом на заснеженные горы индуистские священники бросали в потрескивающий огонь ложки воздушного риса и топленого масла. Они закрыли глаза и запели на санскрите, надеясь, что их молитвы каким-то образом повернут время вспять и спасут их святой и тонущий город.

В течение нескольких месяцев около 20 000 жителей Джошимата, закопанных в Гималаях и почитаемых индусскими и сикхскими паломниками, наблюдали, как земля медленно поглощала их общину. Они умоляли о помощи, которая так и не пришла, и в январе их отчаянное положение привлекло внимание всего мира.

Но к тому времени Джошиматх уже был зоной бедствия. Многоэтажные отели рухнули набок; растрескавшиеся дороги зияли. Более 860 домов были непригодны для проживания, изрезанные глубокими трещинами, проходившими через потолки, полы и стены. И вместо спасителей получили бульдозеры, которые сровняли с землей целые покосившиеся полосы города.

Священный город был построен на кучах мусора, оставленных годами оползней и землетрясений. Ученые предупреждали на протяжении десятилетий, в том числе в отчете 1976 года, что Джошиматх не сможет выдержать такого уровня тяжелого строительства, которое ведется в последнее время.

«Трещины расширяются с каждым днем, и люди в страхе. Мы годами говорили, что это не просто катастрофа, а катастрофа в процессе… это бомба замедленного действия», — сказал Атул Сати, активист Комитета спасения Джошимата.

Эксперты и активисты говорят, что будущее Джошимата находится под угрозой, отчасти из-за стремления политической партии премьер-министра развивать религиозный туризм в Уттаракханде, родном штате священного города. Помимо изменения климата, масштабное новое строительство для размещения большего количества туристов и ускорения реализации гидроэнергетических проектов в регионе усугубляет оседание грунта.

Говорят, что Джошиматх, расположенный на высоте 1890 метров (6200 футов) над уровнем моря, обладает особыми духовными силами и считается местом, где индуистский гуру Ади Шанкарачарья нашел просветление в 8 веке, прежде чем основать четыре монастыря по всей Индии, в том числе один в Джошиматхе.

Посетители проходят через город по пути к знаменитой сикхской святыне Хемкунд Сахиб и индуистскому храму Бадринатх.

«Его нужно защищать», — сказал Брахмачари Мукундананд, местный священник, который назвал Джошиматха «мозгом Северной Индии» и объяснил, что «наше тело все еще может функционировать, если отрезать некоторые конечности. Но если что-то случится с нашим мозгом, мы не сможем функционировать. … Его выживание чрезвычайно важно».

Read more:  Хоккей: проиграв Венгрии, «синие» трепещут за свое будущее в мировой элите

Рыхлый верхний слой почвы и мягкие скалы города могут выдержать не так много, и этот предел, по словам эколога Вимленду Джа, возможно, уже нарушен.

«Нельзя строить что-либо где угодно только потому, что это разрешено», — сказал он. «В краткосрочной перспективе вы можете подумать, что это развитие. Но в долгосрочной перспективе это фактически опустошение».

По меньшей мере 240 семей были вынуждены переселиться, не зная, смогут ли они вернуться.

Прабха Сати, сбежавшая из Джошиматха в панике в прошлом месяце, когда ее дом начал трещать и наклоняться, вернулась, чтобы захватить телевизор, идолов индуистских богов и обувь, прежде чем государственные чиновники снесли ее дом.

«Мы построили этот дом с таким трудом. Теперь мне придется оставить все позади. Каждая его маленькая частичка будет уничтожена, — сказала она, смаргивая слезы.

Власти, игнорируя предупреждения экспертов, продолжают продвигать дорогостоящие проекты в регионе, включая строительство множества гидроэлектростанций и длинной автомагистрали. Последнее направлено на дальнейшее развитие религиозного туризма, ключевого направления партии Бхаратия Джаната премьер-министра Нарендры Моди.

В 2021 году Моди пообещал Уттаракханду десятилетие процветания. Он усеян несколькими святынями, а улучшение инфраструктуры штата уже привело к неуклонному росту числа паломников на протяжении десятилетий. По данным штата, в 2019 году через Джошиматх прошло почти 500 000 человек.

«В следующие 10 лет штат примет больше туристов, чем за последние 100 лет», — сказал Моди.

Большой туристической достопримечательностью Уттаракханда является паломничество Чар Дхам, одно из самых сложных в Индии.

Маршрут ведет к четырем высокогорным индуистским храмам. Паломники пересекают сложную местность, снижая уровень кислорода и суровую погоду между храмами Бадринатх, Ганготри, Кедарнатх и Ямунотри. В 2022 году более 200 из 250 000 паломников погибли во время путешествия. Власти заявили, что рост числа посетителей создает нагрузку на существующую инфраструктуру.

Инфраструктурный проект Чар Дхам, который уже находится в стадии реализации, направлен на то, чтобы сделать путешествие более доступным благодаря всепогодному шоссе шириной 10 метров (32 фута) и длиной 889 километров (552 мили), а также 327-километровому (203-километровому) шоссе. милю) железнодорожной линии, которая пересекала горы.

Это спорный проект, некоторые эксперты говорят, что он усугубит хрупкую ситуацию в верхних Гималаях, где несколько городов построены на обломках оползней.

Ветеран-эколог Рави Чопра назвал проект осквернением, когда он ушел из комитета по распоряжению суда, изучающего его влияние. Чтобы создать такие широкие дороги, инженерам нужно будет разбивать валуны, вырубать деревья и срезать кусты, что, по его словам, ослабит склоны и сделает их «более восприимчивыми к стихийным бедствиям».

Read more:  Ришаб Пант: индийская звезда крикета попала в автомобильную аварию

Эксперт по городскому планированию Киран Шинде предложил вместо этого пешеходный коридор, отметив, что эти места никогда не предназначались для автомобилей и толп, исчисляемых сотнями тысяч.

«Шоссе — это самое ужасное, что может случиться с Чар Дхамом», — сказал Шинде, профессор австралийского университета Ла Троб, написавший о религиозном туризме. «Пусть люди гуляют».

Трещины продолжают образовываться. В доме Сангиты Кришали в Лачмоли, расположенном недалеко от строительной площадки железной дороги, примерно в 100 километрах от Джошимата, они есть. Она опасается за свою безопасность: «Это случилось там, это может случиться и здесь».

В предгорьях Джошиматха было приостановлено строительство дороги для проекта Чар Дхам, который должен был быстрее доставлять туристов к храму Бадринатх после того, как в домах людей появились трещины.

Местные опасались, что уже слишком поздно. По словам Вишну Приянанда, одного из священников, длинная зубчатая трещина, проходящая через одну из передних стен знаменитого монастыря Ади Шанкарачарья, за последние недели сильно углубилась.

«Пусть места поклонения остаются местами поклонения. Не делайте их туристическими местами, — умолял он.

Это не только шоссе. В течение последних 17 лет Атул Сати, член Комитета спасения Джошимата, был убежден, что гидроэлектростанция, расположенная недалеко от его города, однажды может его разрушить. Он не один. В конце января сотни жителей протестовали против проекта Тапован Национальной теплоэнергетической корпорации. Плакаты с надписью «Вернись, NTPC» расклеены на главном городском рынке.

«Наш город находится на грани разрушения из-за этого проекта», — сказала Сати.

Местные жители говорят, что из-за взрывов при строительстве 12-километрового туннеля для станции рушатся их дома. Работы были приостановлены, но официальные лица NTPC отрицают какую-либо связь с оседанием Джошимата. Экспертный комитет все еще расследует причину, но государственные чиновники ранее обвиняли неисправные дренажные системы.

Правительство штата объявило о временных пакетах помощи, включая компенсацию в размере 150 000 рупий (1813 долларов США) каждой пострадавшей семье, сказал Химаншу Кхурана, ответственный за район Чамоли, где находится Джошимат. Он добавил, что различные правительственные учреждения проводят опросы, чтобы определить, что вызвало ущерб.

Read more:  Отчет об обвинениях Bord Pleanála в отношении Garda и DPP - The Irish Times

Кризис в Джошимате вновь вызвал вопросы о том, можно ли устойчиво достичь стремления Индии к большему количеству гидроэлектроэнергии в горах, чтобы сократить свою зависимость от угля. Уттаракханд, где протекает более 30 рек и окружен тающими ледниками, имеет около 100 гидроэнергетических проектов на разных стадиях.

В 2021 году 200 человек погибли после того, как завод Тапован недалеко от Джошимата был затоплен сильным наводнением, отчасти вызванным быстрым таянием ледников, и более 6000 человек погибли в штате после разрушительного ливня в 2013 году.

Эксперты предупреждают, что тяжелые конструкции, необходимые для гидроэнергетики, такие как взрыв валунов, отклонение речных потоков и вырубка лесов в регионе, уже уязвимом для изменения климата, могут нанести непоправимый ущерб.

Он также может вытеснить целые деревни, как выяснили жители деревушки недалеко от Джошимата.

Хаат, деревня вдоль реки Алакнанда, когда-то была священной деревней, которая ведет свое происхождение от гуру Ади Шанкарачарьи, который, как говорят, основал здесь еще один храм в 8 веке.

Сегодня это свалка отходов и яма для хранения строительных материалов после того, как в 2009 году поселок был приобретен энергетическим предприятием для строительства гидроэлектростанции.

Храм Лакшми Нараян, окруженный серыми грудами цемента, — единственная сохранившаяся часть деревни. Все его жители уехали за эти годы, когда власти начали сносить их дома, сказал Раджендра Хатвал, бывший глава деревни, который сейчас живет в другом городе неподалеку.

Этот проект, возмущался он, убил Хаата.

«Какое развитие требует уничтожения этих бесценных мест? Мы не хотим в этом участвовать».

В прошлом году суд предписал властям прекратить сбрасывать мусор возле исторического храма, который когда-то был последней остановкой для отдыха верующих во время их паломничества в Бадринатх.

Хатвал и еще несколько человек до сих пор часто заглядывают в храм. Рядом с ним в импровизированной комнате живет смотритель, который отказался уйти. Он подметает территорию, чистит идолов и готовит чай для случайных гостей, которые приходят.

Они боялись, что его дни, как и их дома, тоже сочтены.

«Мы сражаемся за защиту храма. Мы хотим сохранить нашу древнюю культуру, чтобы передать ее новому поколению», — сказал Хатвал. «Они не только разрушили деревню, но и разрушили 1200-летнюю культуру».

Фотожурналист AP Раджеш Кумар Сингх внес свой вклад в этот отчет.

Leave a Comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.